КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Грамматическая тема урока: Основа и окончание
Цель (обучения): развивать умение находить в слове основу и окончание.
Цель (личностного развития): Обеспечить условия для развития умений и навыков сравнивать, делать выводы, работать с текстом.
Ожидаемые результаты:
А: Ученик работает с текстом, задает вопросы, сравнивает, делает выводы;
В: Ученик умеет находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы, публично выступать;
С: Ученик аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
Учитель создает эмоциональный настрой:
- Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Стадия вызова.
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.
А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель. снеговик.
Задание Снеговика.
- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)
- Можно ли назвать их родственными? Почему?
- Можно ли назвать эти слова «зимними»?
- Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.
- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.
Приложение.
Осмысление содержания
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, (В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)
- Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.
- Группировка слов по признакам. Устная работа.
- На какие две группы можно распределить слова?
(одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.
-Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое основа и окончание.
Организует письменную работу, с последующим озвучиванием.
- Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)
- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает. (Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.). Докажите.
- Работа по учебнику.
Закрепление.
Учитель организует игровой момент работы. игровой момент работы.
А). Устный опрос. Игра «да» или «нет»
-Окончание - часть слова?
- Окончание - изменяемая часть слова?
- Окончание – часть основы?
- Окончание – служит для связи слов в предложении?
- У одного же слова могут быть разные окончания?
- С помощью окончания образуются новые слова?
- Что такое основа слова?
Учитель организует работу по закреплению.
В). Самостоятельная работа по парам.
1) Составляют слова с корнем комнат, звёзд.
2) Проверка. Взаимопроверка.
- Какие орфограммы есть в словах? Обозначьте их.
- Найдите окончание и основу слова.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.
Домашнее задание
Рефлексия
Учитель организует работу по рефлексию:
- Давайте сделаем вывод:
- Что такое окончание?
- Что такое основа слова?
- Составьте и запишите слово по подсказкам:
А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких?
Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е, два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка.
В) Окончание – 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу.
- Молодцы!
- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый.Дед Мороз
Вот он Дед Мороз какой!
Ладно нарисован:
Вышел с сумкой не пустой
Перед годом Новым!
До чего ж хорош старик
На рисунке этом:
Улыбается, стоит
У еловых веток.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?. Новый Год!
Учитель с учащимися обсуждает оценочные листы.
Лист оценивания
Ф.И. ________________________________
Я научился многому
Я научился немногому
Я ничему не научился
Оценивая свою работу
Работая самостоятельно
Приложение
Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.
- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это. ветер
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?.(Ворона)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда. (Пингвин ) (В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)