Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология: игровая с элементами группового и дифференцированного обучения.
Цели:
Познавательные: 1) повторить орфограммы вида «Гласные в корне» (проверяемые гласные, непроверяемые гласные, буквы О-Е после шипящих в корне слова, чередующиеся гласные О-А); 2) познакомить с опознавательными признаками орфограммы «Корни с чередованием букв Е-И».
Практические: 1) совершенствовать умения правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, с гласными О-Е после шипящих в корне слова, с чередующимися гласными О-А в корне слова; 2) формировать орфографическую зоркость на базе представлений об орфограмме и опознавательных признаках орфограммы при выборе написания Е-И в корнях с чередованием.
Общепредметные: 1) развивать следующие операции логического мышления: классификация, анализ; 2) дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.
Воспитательные: 1) воспитывать любовь и уважение к русскому языку через использование в речи малых фольклорных жанров; 2) воспитывать взаимоуважение при работе в группе; 3) прививать чувство благодарности за оказанную услугу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Корни с чередованием букв Е – И». »
Класс 5.
Тема урока: «Корни с чередованием букв Е – И».
Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология: игровая с элементами группового и дифференцированного обучения.
Цели:
Познавательные: 1) повторить орфограммы вида «Гласные в корне» (проверяемые гласные, непроверяемые гласные, буквы О-Е после шипящих в корне слова, чередующиеся гласные О-А); 2) познакомить с опознавательными признаками орфограммы «Корни с чередованием букв Е-И».
Практические: 1) совершенствовать умения правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, с гласными О-Е после шипящих в корне слова, с чередующимися гласными О-А в корне слова; 2) формировать орфографическую зоркость на базе представлений об орфограмме и опознавательных признаках орфограммы при выборе написания Е-И в корнях с чередованием.
Общепредметные: 1) развивать следующие операции логического мышления: классификация, анализ; 2) дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.
Воспитательные: 1) воспитывать любовь и уважение к русскому языку через использование в речи малых фольклорных жанров; 2) воспитывать взаимоуважение при работе в группе; 3) прививать чувство благодарности за оказанную услугу.
- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Страна эта зовется ОРФОГРАФИЯ.
- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (орфограммы).
- Конечно, в течение одного урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навестим только те орфограммы, которые находятся в корне и помогают нам правильно писать гласные.
2. Подготовительный этап.
1) В стране «Орфография» каждая орфограмма живет в своем домике на определенной улице. Наши друзья, к которым мы отправляемся, живут на улице «Гласные в корне».
У меня была карта, в которой указывался адрес каждой орфограммы с этой улицы, но я нечаянно уронила карту в воду, и вот что произошло….
(демонстрация деформированной таблицы)
Безударные гласные в корне, проверяемые …..
…………........ гласные в корне, непроверяемые ударением.
Буквы о – е после …………. в корне слова.
Чередующиеся …… в корне. ( О-…), (… - И).
(последняя таблица не демонстрируется учащимся).
- Помогите мне восстановить адреса орфограмм (работа в группах). Приведите по 3 – 5 примеров на указанную орфограмму и приготовьтесь объяснить свой выбор.
2) Взаимопроверка. (Ученики каждой группы представляют орфограмму и называют примеры, остальные вносят свои исправления).
3) Работа с четвертой схемой.
- А что это за домик вдалеке остался без названия? (чередования гласных в корне слова).
3. Основной этап.
1) - Заглянув ко всем друзьям, мы подошли к воротам дома «Чередование гласных в корне».
Войти никак нельзя туда,
Коль не приложите труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнулись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе нам
«Зачем пришли вы к воротам?»
- А ведь и правда зачем нам заходить в дом к орфограмме «Чередующиеся гласные в корне» ?
- Что вы можете рассказать о чередовании гласных О – А в корнях –лаг - – -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) ?
3) Игра «Кто больше»
- За две минуты запишите как можно больше слов с этими корнями. (проверяется наибольшее количество слов, составленное группой).
4) - Вспомните примеры корней с чередующимися гласными Е-И, назовите некоторые из них. От чего зависит выбор гласной в этих корнях? (если после корня есть суффикс - А- , то в корне пишем букву И, если нет суффикса -А- , то пишем букву Е).
- Проверьте правильность своего ответа по материалу параграфа 64 с. 228-229.
- Прочитайте слова, которые доказывают правильность вашего определения.
4. Физминутка (гимнастика для глаз).
- Настроим глаза на внимательную работу. Для этого представим, что мы смотрим в бинокль. Посмотрите далеко, все ли вы видите? Теперь ближе, еще раз далеко и снова ближе. Наши глазки готовы к работе.
5. Этап отработки навыков и способов деятельности.
- Теорию вы усвоили хорошо. Вход в замок открыт, но мы народ любознательный, давайте заглянем в каждую комнату этого интересного дома.
Комната 1. Рассуждений.
Устная работа. Выполнение упражнения 590.
Комната 2. Применение знаний.
(Работа на данном этапе проводится дифференцированно)
Низкий уровень: Распределительный диктант с графической подсказкой. (смотри приложение)
Средний уровень: Объясни выбор чередующейся гласной Е-И в корне. (смотри приложение)
Уровень выше среднего: Упражнение 591.
Высокий уровень: составить текст на тему «Осень», используя в нем глаголы с изучаемой орфограммой.
Комната 3. Отдыха. (Проводится гимнастика для рук и спины).
Покажите с помощью жестов и мимики следующие действия: умираю, отпираю, забираю, оттираю, выжигаю.
- Какую гласную в корях этих слов вы бы написали Е или И?
Комната 4. Интересные мысли.
- В этой комнате нас ждут пословицы и поговорки – эти роднички народной мудрости.
Задание:
Прочитайте пословицы.
Выберите любые 2 понравившиеся пословицы, спишите их.
Найдите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные Е – И в корне». Обозначьте орфограмму.
Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
Добрые люди умирают, да дела их живут.
Скупые умирают, а дети замки отпирают.
Кого слова не берут, с того шкуру дерут.
Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не берут.
Из двух зол выбирай меньшее.
Комната 5. Игровая.
Игра «Третий лишний».
- На карточках записаны слова. Одно из них лишнее. Найдите его и объясните почему.
1 группа. Собирать, вытирать, положить.
2 группа. Прилагательное, забирать, умирать.
3 группа. Вытереть, отпереть, полагаться.
Комната 6. Благодарственная.
6 этап. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Орфограмма «Корни с чередованием букв Е-И» была гостеприимной хозяйкой и познакомила нас со своим домом. Но мы должны отблагодарить ее. Помогите мне составить благодарственную речь по данному началу.
- Уважаемая орфограмма «Чередующиеся гласные Е-И в корне»!
Ты помогла мне…….
Я научился…………
Я буду стараться………
7 этап. Подведение итогов.
Буквенный диктант. Задание: В прочитанной мной пословице определите слово с изученной орфограммой и определите, какую гласную вы будете писать, запишите только букву напротив номера предложения.
Ешь горькое, доберешься до сладкого. (е)
Не все то золото, что блестит. (е)
Один со страху помер, другой ожил. (е)
Рукою погоняет, другою слезы вытирает. (И)
Одной рукой собирай, другой раздавай. (И)
Самопроверка.
Выставление оценок.
8 этап . Домашнее задание.
(Домашнее задание лучше предложить дифференцированно или по выбору учащихся).