Тема урока | Корни с чередованием букв е, и |
Цель урока | Сформировать представление о чередовании букв е, и в корнях, условия х выбора букв е, и в корнях с чередованием, распознавать орфограмму и применять правило о чередовании букв е, и |
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД | Предметные результаты научить распознавать случаи чередования букв е, и в корнях, обосновывать выбор буквы Метапредметные результаты развитие речи, внимания, логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы Личностные УУД мобилизация внимания, самоопределение, положительное отношение к учению, умение совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке, признание общепринятых морально-этических норм Регулятивные УУД принятие и сохранение учебной задачи, саморегуляция, целеполагание, самоконтроль, контроль за распределением времени, адекватная оценка своих достижений Познавательные УУД выбор эффективного способа решения учебной задачи, извлечение необходимой информации и её использование, постановка проблемы, анализ объекта с целью выделения общего признака, умение обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение сформулировать и выражать свои мысли, логически строить высказывание, умение принимать речь, соблюдать правила речевого этикета |
Основные понятия | Морфема, корень, чередование, орфограмма |
Ресурсы | Учебник русский язык. 5 кл. М. М. Разумовская, С. И. Львова и др. – М.: Дрофа, 2012, рабочая тетрадь к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык 5 класс»/М. Ю. НикулинаМ.: «Экзамен», 2013, компьютер, проектор, презентация, карточки |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Оргмомент | Личностные Мобилизация внимания, уважение к окружающим Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Регулятивные саморегуляция | Включение в деятельность - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, хочу, чтобы наш урок был удачным. А как вы думаете, что нужно для того, чтобы урок удался? - Напоминаю вам, что большой успех складывается из маленьких удач. Желаю вам достичь успеха | Включение в работу, Самоопределение -Настрой на работу, желание узнать новое. |
2.Целеполагание | Коммуникативные Определение целей, функций участников, характера взаимодействия, инициативное сотрудничество, владение монологической речью Регулятивные Целеполагание Личностные Самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, интерес к изучению родного языка | - Ребята, как вы считаете, обязательно ли грамотно писать? - Что нужно делать, для того чтобы стать грамотным? | Делают вывод - Необходимо быть грамотным человеком, чтобы текст, написанный тобой, читающий понимал правильно. - Быть внимательными на уроках, прилагать усердие к изучению русского языка. |
3.Актуализация знаний | Познавательные Выбор эффективного способа решения учебной задачи, извлечение необходимой информации и её использование, постановка проблемы, поиск выхода Коммуникативные Умение с достаточной полнотой формулировать и выражать свои мысли, организация сотрудничества Регулятивные Целеполагание, самоконтроль , контроль деятельности сверстника, умение корректно делать замечания | - вспомните тему прошлого урока. - являются ли записанные на доске пары слов словосочетаниями? - Спишите словосочетания, записанные на доске, вставляя пропущенные буквы и определите вид глаголов. предл…гать план, выр…щивать цветы, разл…жить костёр, распол…гаться на ночлег, зар…сли тростника, маленький р…сток, отр…слевое совещание, написать изл…жжение - Перечислите глаголы совершенного вида. - Все ли согласны ? - Что такое орфограмма? - Нужны ли орфографические правила? Зачем ? - Какие орфограммы встретились в записи ? - Что такое слова-исключения, приведите примеры. - Произведите морфемный разбор слов предлагать, выращивать, маленький, росточек (1 обучающийся у доски, остальные в тетради) - Найдите слово с двумя приставками. Разбор словосочетания у доски разложить костёр Составить предложение с любым словосочетанием (самостоятельно) | Отвечают на вопросы Записывают в тетради число выполняют работу в тетради, графически объясняют орфограмму, определяют вид глаголов отвечают на вопросы анализируют ответы выполняют морфемный разбор располагаться Разбирают словосочетание составляют предложения |
4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) | Познавательные Постановка познавательной задачи Регулятивные Осознание возникших трудностей, сохранение учебной задачи, планирование сотрудничества, целеполагание Коммуникативные Вступать в учебный диалог, слушать и отвечать на вопросы | Работа с парами слов замирать - замереть выбирать - изберу протирать – стереть - Выделите корни в словах. - являются ли пары слов однокоренными ? - Что особенного заметили? - Можете ли объяснить, когда в выделенных корнях пишется буква е, когда буква и ? - Как вы думаете, чему сегодня нам стоит уделить внимание? | выделяют корни слов отвечают на вопросы - Наблюдается чередование ? Анализируют материал - Узнать, когда в корне пишется буква е, а когда буква и. определяют тему урока Записывают в тетради тему урока |
5.Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» детьми нового знания) | Познавательные Анализ языкового материала, умение обобщать и делать выводы Регулятивные Планирование деятельности, корректировка деятельности Коммуникативные Умение формулировать мысли, логически строить высказывание | Работа по таблице Корни с чередованием букв е, и | и если – а - | е если – а - нет | замирать выбирать протирать | замереть изберёт стереть | | Анализируют материал таблицы, делают вывод переносят таблицу в тетради Сравнивают вывод с материалом учебника ( п. 75 стр 217) |
6.Реализация построенного проекта | Познавательные Извлекать нужную информацию Коммуникативные Вступать в учебный диалог, отвечать на вопросы, осуществлять совместную деятельность | - Правильные ли выводы мы сделали? - Что нового узнали из правила? | Отвечают на вопросы |
7.Первичное закрепление во внешней речи | Регулятивные Принимать учебную задачу, планировать деятельность, контролировать процесс Познавательные Выполнять учебно-познавательные действия Коммуникативные Соблюдать правила речевого этикета, слушать | - Прочитайте задание к упр 611, понятно ли задание? - Составьте алгоритм действия - Слушайте внимательно комментарии, вносите коррективы, если не согласны с одноклассником физкультминутка | Комментированное выполнение упр 611 Контролируют ответы сверстников - Читаю слово, комментирую орфограмму, записываю в тетрадь, выделяю орфограмму графически |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Регулятивные Саморегуляция, распределение времени, соотнесение с эталоном | Вставьте пропущенную букву, графически объясните орфограмму упр 170 в рабочей тетради | Записывают в тетрадь словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя орфограмму Проверяют правильность выполнения по эталону |
9.Включение в систему знаний и повторение | Познавательные Анализ материала с целью выделения общего признака Регулятивные Планирование деятельности, выделять признак, определяющий принцип деятельности Коммуникативные Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, строить небольшое монологическое высказывание Личностные Умение совершенствовать имеющиеся знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению | прослушайте предложения, подумайте, можно ли их назвать текстом Таинственно блестели на солнце вершины гор. Осторожно выбирая путь, туристы стали медленно взбираться на гору. Их сердца замирали от страха. Но они знали. Что всегда можно опереться на плечо друга. Группа туристов медленно набирала высоту. И вот наконец вершина! Вокруг расстилался чудесный вид. Сердца туристов замерли от восторга. Но вот солнце склоняется к горизонту, природа замирает. Зажигаются первые звёзды. Туристы готовятся к ночлегу, разводят костёр. - Докажите, что это текст - Озаглавьте текст - Выпишите слова с орфограммой корни с чередованием букв е, и в два столбика, по какому принципу вы будете распределять? | слушают текст выписывают слова распределяют в две группы Осуществляют проверку |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) | Личностные Положительное отношение к учению, умение осознавать свои трудности и стремление их преодолевать, способность к самооценке своих действий Регулятивные Контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные Вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками, задавать вопросы и отвечать на вопросы других. | К вечеру Незнайка вспомнил, что ему поручили написать плакат . «Соби… или Собе…,» - задумался он. Думал он долго, пока не догадался позвонить в справочное бюро. - Справочное бюро слушает. - Скажите, пожалуйста, как написать - соберайте или собирайте? - На этот вопрос вам поможет ответить Суффикс А. - Алло, - сказал суффикс. Вы меня слушаете? В таких словах, где в корне чередуются буквы е, и я хозяин. Если я стою после корня, то допускаю только и, если стоит другая буква – пишите е. - Как хорошо, что есть справочное бюро! – воскликнул Незнайка и сел дописывать плакат. - Почему суффикс А назвал себя Хозяином в словах, в которых имеется выбор букв е, и? - Есть ли такое бюро на самом деле? - И значит… - Ребята, мне понравилось сотрудничество с вами на уроке, все вы достигли определённых успехов, а как вы оцените уровень своей успешности? Поставьте на поля тетради значки (!!! – всё понятно !! – испытываю затруднения ! – ничего не понятно) Домашнее задание п 75 вариант 1- 612 вариант 2 – упр 613 вариант 3 – упр 173 в рабочей тетради на стр 94 | слушают текст делают выводы отвечают на вопросы самооценка уровня усвоения темы записывают домашнее задание |