kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Буква a-о в корне -гар- //-гор-»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний по теме «Буква a-о в корне -гар- //-гор-»

Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков

 

Цели урока:

знать:

 

  1. условия написания букв a-о в корне с чередованием гласных -гар- //-гор-;
  2. лексическое значение корней-омонимов -гар- //-гор-,
  3. различие в условиях выбора гласной в корне -гар-//-гор- с чередованием букв a-о и в корне -гор- с безударной гласной, проверяемой ударением;

уметь:

 

  1. применять правило написания чередующихся букв a-о в корне -гар- //-гор-;.
  2. различать условия выбора написания буквы о в корне с чередованием гласных -гар-//-гор- и корне —гор-с безударной гласной, проверяемой ударением;
  3. графически обозначать изученные орфограммы;
  4. объяснять с помощью словаря значение слов;
  5. составлять устное высказывание и письменные тексты на предложенную тему;
  6. выражать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее.

Оборудование:  рисунки учащихся, «Школьный толковый словарь русского языка»

М.С.Лапатухина и др.

                              Ход урока

1.Организационный момент.

 

Приветствие учащихся класса. Сообщение темы, целей и плана урока.

2.Проверка домашнего задания.

 

А) Фронтальный опрос.

  • Что нового вы узнали на прошлом уроке о чередовании гласных в корне слова?
  • От чего зависит выбор чередующейся гласной a-о в корне -гар- //-гор-? (От места ударения в слове).
  • При каком условии в корне -гар- //-гор- пишется буква о? Приведите примеры.
  • Какие слова вы подобрали с чередующейся гласной а в корне -гар- // -гор-, выполняя домашнюю работу? Назовите их, объясните написание буквы а в корне -гар-.
  • Каким образом вы «художественно» выделили букву а в корне -гар- // -гор- с чередова­ли гласных?

(Ученики делятся своими «художественными» находками, обсуждают наиболее удачный вари- * обозначения буквы а в корне -гар- //-гор- с чередующимися гласными. (Учащиеся, как правило, сснове ассоциативного мышления предлагают выделять в слове букву а в корне -гар-//-гор- либо коричневым, либо черным цветом.)

Пример:

загар (буква а в корне а в корне -гар- «загорела» на солнышке, поэтому ее удобно закра­сь коричневым цветом)

 

(гарь, огарок (буква а «подгорела», поэтому ее удобно выделить черным цветом)

Такая форма работы позволяет логично перейти к работе над языком художественных произведений.

Б) Зачитайте выписанные вами из поэтических произведений строки, в которых слова с корнем -гар-//-гор- имеют переносное значение. Прокомментируйте написание гласной в корнях с чередованием.

Например:

Погорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака. (А.Фет)

В пожарищах алых душа обгорела, шагать тяжело, и потери страшны. (Е. Долматовский)

Горела роща под горою, и вместе с ней пылал закат. (М. Матусовский)

Какой художественный прием и для чего используют авторы этих строк в стихотворениях?

3. Закрепление.

А) Объяснительный диктант (по цепочке).

Запишите словосочетания, с художественно» обозначьте орфограмму «Чередующиеся гласные) з-о в корне -гар~ //-гор-».

Признаки угара, разгореться от искры, хорошо загореть, ясное горение, подгореть в духовке, разгар спора, изба сгорела, летний загар, старая горелка, играть в горелки.

Б) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1. Спишите. Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне. Объясните графиче­ски данную орфограмму.

Мы в песнях для потомства сбережем

 Названья тех сгоревших деревень,

Где за последним горьким рубежом

Кончалась ночь и начинался день. (А. Сурков)

Карточка 2. Образуйте от данных существительных глаголы и составьте с ними словосочетания. Горение -. загар -. угар -.

Карточка 3. Спишите. Выделенные слова разберите по составу. Являются ли данные слова родст-j венными и почему? Как называется подобное языковое явление?

Тихо вечер догорает,

Горы золотя. (А.Фет)

Карточка 4. К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого столбика, согласуйте их в роде, числе и падеже. В прилагательных обозначьте корень и поставьте ударение.

горячий, загорелый,                                           хлеб, ванна, девушка, газ,

 подгорелый, угарный,                                      пирог

 горелый

В) Индивидуальное задание.

Объяснить значение слов выгарки, изгарь, используя толковый словарь.

Выбрать «третье лишнее».

Возгорание, выгарки, загар.

Обгореть, нагар, изгарь.

(«Лишними» в ряду слов являются слова выгарки, изгарь, так как в безударном положении в корне -гар-//-гор- с чередующимися гласными по условиям правила пишется буква о.)

Как вы объясните этот факт? (Исключения из правила.)

4. Словарная работа.

А) Реализация индивидуального задания.

Ученик, работавший по толковому словарю, сообщает лексическое значение слов выгарки, из­гарь, обращает внимание одноклассников на место ударения в данных словах.

Учащиеся вносят слова-исключения в словарики орфографических слов.

Б) Распределите по трем колонкам слова.

Загораться, пригорел, угарный, гористый, пригорок, загар, угоревший, горец, загорелый.

 -гор-    |           -гар-       |               -гор-

Почему, на ваш взгляд, в колонках дважды указан корень -гор-?

Можно ли добавить в перечень записанных вами слов следующие слова: горе, город? Обоснуйте свой ответ. (Нельзя, потому что корни в словах горец и горе омонимичны, то есть имеют раз­ное лексическое значение, хотя написание их совпадает. В слове город иной корень).

В) Предупредительный диктант.

Горючее вещество, горячий пирог, горемычные слезы, перегоревший провод, свежая горчица, огарок свечи, долго горевать, обгорелый пень, не горячись зря.

5.Творческая работа.   

Составьте текст, раскрыв смысл одной из пословиц (по выбору). Чему учит нас пословица? )

Назначьте орфограмму «Чередующиеся буквы a-о в корне -гар- //-гор-».

Старая дружба в огне на горит и в воде не тонет.

Куй железо, пока горячо.     

Кто не горит, тот кипит.

Чтение и обсуждение творческих работ.

6.Подведение итогов урока.

Чему сегодня научились на уроке? А чему удивились?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, обосновывая отметки.

7.Домашнее задание.

А) Повторить изученные орфограммы на правописание гласных в корне слова.

Б) Упражнение 606 на стр. 197. (Прочитать отрывок рассказа К.Д. Ушинского о работе кузнеца в чае <чее время. Найти слова с безударными гласными и с чередованием гласных в корне. Выписать г» :: ова в два столбика, обозначив морфемы и выделив орфограммы. Указать, какими средствами связаны предложения в тексте.

Образовать начальную форму выделенного глагола. Сравнить корень в обеих формах: что в нем происходит?)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Буква a-о в корне -гар- //-гор-»»

Урок усвоения новых знаний по теме «Буква a в корне -гар- //-гор-»

Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков


Цели урока:


знать:


  1. условия написания букв a в корне с чередованием гласных -гар- //-гор-;

  2. лексическое значение корней-омонимов -гар- //-гор-,

  3. различие в условиях выбора гласной в корне -гар-//-гор- с чередованием букв a-о и в корне -гор- с безударной гласной, проверяемой ударением;

уметь:


  1. применять правило написания чередующихся букв a в корне -гар- //-гор-;.

  2. различать условия выбора написания буквы о в корне с чередованием гласных -гар-//-гор- и корне —гор-с безударной гласной, проверяемой ударением;

  3. графически обозначать изученные орфограммы;

  4. объяснять с помощью словаря значение слов;

  5. составлять устное высказывание и письменные тексты на предложенную тему;

  6. выражать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее.

Оборудование: рисунки учащихся, «Школьный толковый словарь русского языка»

М.С.Лапатухина и др.

Ход урока

1.Организационный момент.



Приветствие учащихся класса. Сообщение темы, целей и плана урока.

2.Проверка домашнего задания.



А) Фронтальный опрос.

  • Что нового вы узнали на прошлом уроке о чередовании гласных в корне слова?

  • От чего зависит выбор чередующейся гласной a в корне -гар- //-гор-? (От места ударения в слове).

  • При каком условии в корне -гар- //-гор- пишется буква о? Приведите примеры.

  • Какие слова вы подобрали с чередующейся гласной а в корне -гар- // -гор-, выполняя домашнюю работу? Назовите их, объясните написание буквы а в корне -гар-.

  • Каким образом вы «художественно» выделили букву а в корне -гар- // -гор- с чередова­ли гласных?

(Ученики делятся своими «художественными» находками, обсуждают наиболее удачный вари- * обозначения буквы а в корне -гар- //-гор- с чередующимися гласными. (Учащиеся, как правило, сснове ассоциативного мышления предлагают выделять в слове букву а в корне -гар-//-гор- либо коричневым, либо черным цветом.)


Пример:


загар (буква а в корне а в корне -гар- «загорела» на солнышке, поэтому ее удобно закра­сь коричневым цветом)


(гарь, огарок (буква а «подгорела», поэтому ее удобно выделить черным цветом)

Такая форма работы позволяет логично перейти к работе над языком художественных произведений.

Б) Зачитайте выписанные вами из поэтических произведений строки, в которых слова с корнем -гар-//-гор- имеют переносное значение. Прокомментируйте написание гласной в корнях с чередованием.

Например:

Погорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака. (А.Фет)

В пожарищах алых душа обгорела, шагать тяжело, и потери страшны. (Е. Долматовский)

Горела роща под горою, и вместе с ней пылал закат. (М. Матусовский)

Какой художественный прием и для чего используют авторы этих строк в стихотворениях?



3. Закрепление.

А) Объяснительный диктант (по цепочке).

Запишите словосочетания, с художественно» обозначьте орфограмму «Чередующиеся гласные) з-о в корне -гар~ //-гор-».

Признаки угара, разгореться от искры, хорошо загореть, ясное горение, подгореть в духовке, разгар спора, изба сгорела, летний загар, старая горелка, играть в горелки.



Б) Индивидуальная работа по карточкам.



Карточка 1. Спишите. Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне. Объясните графиче­ски данную орфограмму.

Мы в песнях для потомства сбережем

Названья тех сгоревших деревень,

Где за последним горьким рубежом

Кончалась ночь и начинался день. (А. Сурков)



Карточка 2. Образуйте от данных существительных глаголы и составьте с ними словосочетания. Горение -.... загар -.... угар -....



Карточка 3. Спишите. Выделенные слова разберите по составу. Являются ли данные слова родст-j венными и почему? Как называется подобное языковое явление?



Тихо вечер догорает,

Горы золотя. (А.Фет)



Карточка 4. К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого столбика, согласуйте их в роде, числе и падеже. В прилагательных обозначьте корень и поставьте ударение.



горячий, загорелый, хлеб, ванна, девушка, газ,

подгорелый, угарный, пирог

горелый



В) Индивидуальное задание.

Объяснить значение слов выгарки, изгарь, используя толковый словарь.



Выбрать «третье лишнее».



Возгорание, выгарки, загар.

Обгореть, нагар, изгарь.



(«Лишними» в ряду слов являются слова выгарки, изгарь, так как в безударном положении в корне -гар-//-гор- с чередующимися гласными по условиям правила пишется буква о.)

Как вы объясните этот факт? (Исключения из правила.)



4. Словарная работа.

А) Реализация индивидуального задания.

Ученик, работавший по толковому словарю, сообщает лексическое значение слов выгарки, из­гарь, обращает внимание одноклассников на место ударения в данных словах.

Учащиеся вносят слова-исключения в словарики орфографических слов.



Б) Распределите по трем колонкам слова.

Загораться, пригорел, угарный, гористый, пригорок, загар, угоревший, горец, загорелый.

-гор- | -гар- | -гор-



Почему, на ваш взгляд, в колонках дважды указан корень -гор-?

Можно ли добавить в перечень записанных вами слов следующие слова: горе, город? Обоснуйте свой ответ. (Нельзя, потому что корни в словах горец и горе омонимичны, то есть имеют раз­ное лексическое значение, хотя написание их совпадает. В слове город иной корень).



В) Предупредительный диктант.



Горючее вещество, горячий пирог, горемычные слезы, перегоревший провод, свежая горчица, огарок свечи, долго горевать, обгорелый пень, не горячись зря.



5.Творческая работа.

Составьте текст, раскрыв смысл одной из пословиц (по выбору). Чему учит нас пословица? )

Назначьте орфограмму «Чередующиеся буквы a-о в корне -гар- //-гор-».



Старая дружба в огне на горит и в воде не тонет.

Куй железо, пока горячо.

Кто не горит, тот кипит.



Чтение и обсуждение творческих работ.



6.Подведение итогов урока.

Чему сегодня научились на уроке? А чему удивились?



Учитель оценивает работу учащихся на уроке, обосновывая отметки.



7.Домашнее задание.

А) Повторить изученные орфограммы на правописание гласных в корне слова.

Б) Упражнение 606 на стр. 197. (Прочитать отрывок рассказа К.Д. Ушинского о работе кузнеца в чае

Образовать начальную форму выделенного глагола. Сравнить корень в обеих формах: что в нем происходит?)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Буква a-о в корне -гар- //-гор-»

Автор: Деманова Наталья Борисовна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классах по ФГОС на тему:"Буквы а–о в корне ­гар­ – ­гор­" "
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassakh-po-fgos-na-tiemu-bukvy-a-o-v-kornie-ghar-ghor"
    ["file_id"] => string(6) "246847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446466484"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе на тему: "Буквы а–о в корне ­гар­ – ­гор".­ "
    ["seo_title"] => string(108) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-a-o-v-kornie-ghar-ghor"
    ["file_id"] => string(6) "246955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446479220"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Буквы а-о в корне гар-гор"
    ["seo_title"] => string(28) "bukvy_a_o_v_kornie_ghar_ghor"
    ["file_id"] => string(6) "360169"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479478416"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Буквы а-о в корне гар-гор""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy_a_o_v_kornie_ghar_ghor_1"
    ["file_id"] => string(6) "360327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479539389"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства