kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередованием гласных А-О

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Цели урока:

              знать:

                   - условия выбора букв a в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;

               уметь:

  •      - объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;
  •       -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;
  •       -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по дан­ному началу;
  •        -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;

-                         -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, уча­ствуя в диалоге, работая в группе.

Оборудование: таблица, опорные схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос.

  • Какие орфограммы - гласные вы знаете?
  • Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?
  • Что такое чередование?
  • Какие вы знаете чередования?
  • Перечислите корни с чередованием гласных а-о.
  • Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)

Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?

3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.

1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.

  • я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»
  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»
  • я группа. «Чередование букв a в корне -кас- //-кос-»
  • я группа. «Чередование букв a в корне -гар- // -гор-»
  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»

2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.

Сформулируйте ответ на вопрос:

1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?

2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?

3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)              

Корни с чередованием гласной а-о

 

А

 

О

 

-раст-//-ращ-//-рос-

 

 

-лаг-//-лож-

 

 

-кас-//-кос-

 

 

-гар-//-гор-

 

 

-зар-//-зор-

 

 

 

 

Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.

4.Диктант «Проверь себя».

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашел? Как найти дорогу?

Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.

5. Творческая работа.

Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.

Вариант работы:

Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».

Репка.

Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.

6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.

Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.

Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.

4. Подведение итогов урока учителем.

Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.

5.Домашнее задание.

По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями - лаг-//-лож-, -кас- //-кос-,          раст-//-ращ-//-рос-,   -гар- //-гор,-зар- //-зор-.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных А-О»

Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»



Тип урока: Повторительно-обобщающий урок



Цели урока:



знать:

- условия выбора букв a в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;

уметь:

  • - объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;

  • -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;

  • -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по дан­ному началу;

  • -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;

- -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, уча­ствуя в диалоге, работая в группе.

Оборудование: таблица, опорные схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос.

  • Какие орфограммы - гласные вы знаете?

  • Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?

  • Что такое чередование?

  • Какие вы знаете чередования?

  • Перечислите корни с чередованием гласных а-о.

  • Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)

Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?



3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.

1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.


  • я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»

  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»

  • я группа. «Чередование букв a в корне -кас- //-кос-»

  • я группа. «Чередование букв a в корне -гар- // -гор-»

  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»


2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.

Сформулируйте ответ на вопрос:

1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?

2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?

3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)

Корни с чередованием гласной а-о


А


О


-раст-//-ращ-//-рос-



-лаг-//-лож-



-кас-//-кос-



-гар-//-гор-



-зар-//-зор-





Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.

4.Диктант «Проверь себя».


Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашел? Как найти дорогу?

Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.

5. Творческая работа.

Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.





Вариант работы:

Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».

Репка...

Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.

6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.

Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.

Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.

4. Подведение итогов урока учителем.

Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.



5.Домашнее задание.

По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями - лаг-//-лож-, -кас- //-кос-, раст-//-ращ-//-рос-, -гар- //-гор,-зар- //-зор-.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание корней с чередованием гласных А-О

Автор: Деманова Наталья Борисовна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Чередование гласных О-А в корнях ГОР-ГАР "
    ["seo_title"] => string(48) "chieriedovaniie-ghlasnykh-o-a-v-korniakh-gor-gar"
    ["file_id"] => string(6) "109666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404883767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства