Мастер-класс. Введение в тему «Корень. Однокоренные слова».
Мастер-класс. Введение в тему «Корень. Однокоренные слова».
Данный мастер - класс показывался для учителей начальных классов. Он предназначен для введения темы "Корень. Однокоренные слова". В работе используется система комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка по Г. А. Бакулиной. При такой работе над словом в области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Введение в тему «Корень. Однокоренные слова». »
Мастер-класс. Введение в тему «Корень. Однокоренные слова».
Скосарева Елена Ивановна
У. Жил-был много тысяч лет назад корень «сад». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое, красивое дерево». Посадили люди корень «сад», и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков веточек появилось от корня «сад». Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.
У. Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово-слово-корень.
Д. Сад.
У.Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Вот из сада вам
Д. Рассада.
У.Вот еще……..рядом
Д. Посадки.
У. А вот.
Д. Садовод
У.С ним…….идет
Д. Садовник
У.Очень интересно
Гулять в саду словесном. (Дети на доске выделяют корень.)
У. Хотите стать сами такими садовниками?
Посадили слово………… Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке. И вы узнаете какое это слово:
Ф Б Х Е Ш Р С Е К З Ц А
Д. Это слово береза.
У. Посадили слово береза,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов. Каких?
Д. Березонька, подберезовик, березовый, березняк, березочка .
У.Найдите главную часть слова от которого « растут» новые слова Как она называется?
Д. Корень.
У.Как пишется корень в однокоренных словах?
Д. Одинаково.
У. БЕРЕЗА- словарное слово. Назовите опасное место?
Д. Безударная гласная –Е.
У. Береза происходит от слова белый, потому что с незапамятных времен получила свое имя от цвета коры, «белый, светлый.» Кудрявая береза, для расчесывания кудрей на Руси использовали гребень.
Б Г
Б Е Р Е З А Р
Л Б Е Р Е З А
А Б
Я Е
Н
Ь
У.Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву. Ответ обоснуйте.
У. Вода водянка водяной
2 3 ?
Д.В слове вода 2 слога, в слове водянка 3 слога, поэтому в слове водяной цифра 3 -3 слога.
У. Подводник водичка водолаз
к ч ?
Д. Подводник – кто?, водичка - что?, поэтому водолаз - кто? Буква – к.
У. Водитьподводный вода
г п ?
Д. Водить - глагол, подводный –прилагательное, вода- существительное. Буква- с.
У.Выделите корень в родственных, однокоренных словах. Найдите лишнее слово.
Д.Лишнее слово водить.
Физминутка.
Я буду называть однокоренные слова к словам лес и стол. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если с корнем стол – прыгаете.