Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень в однокоренных словах. Объясните, от какого корня образовано каждое слово.*
– Сформулируйте тему нашего урока (Корень и однокоренные слова).
2. – Что мы называем корнем слова? Какие слова называем однокоренными?
– Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.
III. Закрепление.
1. Чистописание
Загадки в пословицах и поговорках.
– Прослушайте группу пословиц и отгадайте загадки, заданные пословицами и поговорками. (Слова – отгадки перевернуты)
А) В ступе ее не толкут. Она и землю точит и камень долбит. На обиженных ее не возят. Под лежачий камень она не течет. (В.да)
Б) С него высокого далеко видать. Сломить его секунда, а вырастить – года. Человек без друзей, что оно без корней. (Дер.во)
В) Ее и доверие теряют только один раз. Ее прожить – не поле перейти. (Ж.знь)
– Какие буквы нужно вставить в слова? Докажите. (Дети называют безударные гласные в корне, доказывают написание, подобрав проверочные слова).
– Какое слово оказалось лишним? (Лишнее слово жизнь, так как в нем пропущенная гласная является ударной)
– Пропишите эти гласные буквы в тетради. (Письмо гласных букв оеи еои)
2. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.
Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.
– Что объединяет эти слова? (Они являются однокоренными).
– Какую гласную букву нужно писать в каждой из строчек? Докажите, то есть вспомните, как пишется корень в однокоренных словах? (Дети отмечают, что корень в однокоренных словах пишется одинаково)
– Спишите однокоренные слова, поставьте пропущенные буквы, выделите корень. (Работа по вариантам, первая строка – 1 в, вторая – 2 в, третья – 3в)
4. Распределение слов по группам .
На интерактивной доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы. Как пишутся корни в однокоренных словах?
5. Игра «Кто у кого?»
– Я называю животное, а вы называете детёныша животного. У свиньи – … , у коровы – … , у собаки – … , у овцы – … , у лошади – … , у курицы – … .
6. Словарная работа.
– Как называется высокая обувь, охватывающая голени? (Сапоги, см. приложение)