kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка и литературы для учащихся 5 классов по теме: «Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».»




Конспект урока по русскому языку в 5-м классе

на тему: «Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».


Предмет: русский язык.

Дата:

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень».

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные:

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2. Метапредметные:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные:

- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Задачи:

а) образовательныенаучить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, сказка, эврестическая беседа).

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник.

Класс: 5, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Место данного урока в системе уроков по теме: второй урок по теме «Морфемика, словообразование, орфография».








Ход урока

І.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания.

ІIІ.Актуализация знаний

  1. Опрос.

Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

Морфемика – это наука, которая изучает морфемы

Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание, основа

Приставка- которая находится перед корнем

Суффикс- часть слова которая стоит после корня

Окончание- часть слова без окончания

Основа- изменяемая часть слова

  1. Орфографическая минутка

Открываем тетради, записываем число классную работу.

ІV.Постановка целей и задач урока. Подведение к теме урока.

Начнём знакомство с загадки.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

-Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬТ

УСУЛУОУВУАУ

корень

слова

-Ребята, сегодня мы что будем изучать?

- Назовите тему нашего урока. (Корень слова). Запишите её в тетрадь. Какие цели и задачи?

А)Выяснение лексического значения слова КОРЕНЬ. 

Работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова:
1. Подземная часть растения.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба.

3. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные).

- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова).

- Какая  часть для растения самая главная? (Корень.) Почему? (Без корня растение не может жить). У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень.

V. Объяснение нового материала.

1. Слушание сказки.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать сказку “Два корня”.

Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием “Грамматика” в городе “Морфология”. Одним прекрасным весенним днём встретились два корня: корень куста и корень слова.

- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Этого не может быть! - возразил первый.

- Очень даже может быть, - ответил второй.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся первый. – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

- А от меня слова новые “вырастают”, - ответил второй корень.

- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.

- Ну что ж, будь по - твоему, - сказал второй корень.

- Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, - попросил второй корень.

-Ну что, ребята, поможем?

-Конечно!

2.Потренируемся! Игра “Волшебное дерево”.

Давайте посадим дерево с корнем –земл - . 

-  Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток... (Дети записывают слова на листочках, а учитель прикрепляет их к дереву).

- Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).



3.Работа в парах Приём «Жокей и лошадь»

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

(Корень-общая часть родственных слов, Приставка-которая находится перед корнем, Суффикс- часть слова которая стоит после корня, Окончание-изменяемая часть слова, Основа-часть слова без окончания).

Затем каждая пара получет свое задание. На листочке для каждой пары записан корень -гриб-, - лес-, -нос-, -сад-, - ход -, ваша задача “вырастить” из этого корня новые слова, т.е. образовать однокоренные слова, записать их на листочек и выделить корень. Затем один человек от пары презентует свою работу у доски. Время на выполнение работы 5 минут.

( При ответе они прикрепляют листы к доске.)


1 пара: гриб, грибник, грибной, грибок, грибница.

2 пара: лес, лесной, лесник, лесок, лесничий.

3 пара: нос, носик, носище, носовой.

4 пара: сад, садик, садовник, садовый.

5 пара: ход, вход, выход

-Как можно назвать каждую группу слов?

-Однокоренные слова.

-Докажите свою точку зрения.

- Однокоренными называются слова, имеющие общее значение и общую часть слова – корень.

4.Сделаем остановку, поиграем в игру «Найди лишнее»

Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

Белка, беленький, белить.
Левый, лев, налево.

Лето, лететь, летний

Полёт, лётчик, летели

Вода, водитель, водопа


Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.

-Почему вы выбрали именно эти слова?

-Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - бел-. Эти слова близки по значению:

- Какие слова лишние среди этой группы слов?

-Молодцы , ребята! Здорово!

Откройте свой учебник на странице 40. Прочитаем правило.


VI.Первичное закрепление изученного материала .


1.Упражнение 78.


2.Упражнение 79.


VII.Физминутка

- Я буду называть однокоренные слова к словам -лес, -сад , а вы если услышите слова с корнем лес – то поднимаете ручки вверх, если с корнем сад –хлопаете.

Лесник, садовник, рассад, лесной, садовый, посадка, пересадка, лесопилка, лесничий, садовод.

3.Работа с текстом. В. Волиной «Чужак».

1.Прочитайте текст.

2.Найдите в тексте однокоренные слова.

3.Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.


Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Где ему родственников искать?



Вода Подводник Водицей Водолаз Водопадом Водомерка Водорослями Водичка Водяной Воду Воды

Проверка задания.

- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.

IX. Закрепление изученного материала.

-Предлагаю закрепить новые знания.

1. Корень – это...

А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. Чтобы найти корень, нужно...

А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова

3. Однокоренные слова...

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

4. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.


X. Рефлексия.

-Итак, подведём итог нашего урока. Сегодня на уроке вы прослушали сказку о двух корнях.

-Ребята, корень слова нам хотела что-то сказать. Давайте выслушим

-Спасибо, дорогие друзья!

- Мы все доказали, что от корня могут “вырастать” новые слова.

-Значит, друзья что такое корень?

(Вместе) Корень – это общая часть однокоренных слов.

-Было ли вам интересно?

-Молодцы, ребята!

На уроке отвечали, 
Все мы корень изучали,
А теперь без промедленья 
Покажите настроенье.

(Ребята показывают “смайлики” настроения).


Оценивание

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?

-Знак – корень слова.

-Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:

  • зелёный – урок понравился, мне всё понятно;

  • жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;

  • красный – урок не понравился и я не понял тему урока.

XI. Домашнее задание

П.11, стр. 41, упр. 80

XII. Итоги урока

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!

Хочу сказать спасибо за урок. Сегодня все работали замечательно! Надеюсь, что вы всегда будете такими же активными, трудолюбивыми и любознательными.

До свидания, ребята! Урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова».

Автор: Косыч Анастасия Александровна

Дата: 16.09.2021

Номер свидетельства: 586842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочный план по  теме:"Корень слова.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(59) "pourochnyi-plan-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429268417"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Корень слова. Однокоренные слова". Урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "korien_slova_odnokoriennyie_slova_urok_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "422274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497719386"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Корень слова.Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(32) "koren_slova_odnokorennye_slova_3"
    ["file_id"] => string(6) "534830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578496684"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Корень слова. Однокоренные слова." "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "140218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417893777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства