5 класс Русский язык
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: знакомство с значимой частью слова корнем;
с однокоренными словами.
Задачи:
Обучающие: Сформировать знания, навыки по теме «Морфемика», познакомить с морфемным составом слова; научить выделять корень слова, ряд однокоренных слов.
Развивающие: развивать знания о значимой части слова корне
Воспитательные: пробуждение интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся.
Тип урока: урок изучения новой темы
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оборудование: плакат,интерактивная доска, картинки,тетради,учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся,кластер.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, вопросно- ответный.
Ход урока
І.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
ІІ.Психологический настрой
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки,
думаю сегодняшний урок принесет нам радость.
Давайте передадим этот символ знания из рук в руки с пожеланиями успехов и удачи.
Начнем урок с разминки:
1.Как называется наша Республика ?
2. В каком городе мы живем?
3. Тараз какой город?
4. Государственные символы Республики Казахстан.(Герб,гимн,флаг).
5. Какой праздник в Казахстане отмечают 16 декабря?(День Независимости)
6. Сколько лет нашей Независимости? ( 25 лет) Слайд № 1
- Дорогие ребята гости нашего урока!
Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю вам самого наилучшего!
Пусть наш урок будет посвящен 25 летию Независимости Казахстана.
ІІІ.Словарно- орфографическая минутка. Слайд №2
В.да-.., моря-..., со..нце-.....,
ж..вот, маш..на.
ІV.Фронтальный опрос. Слово учителя:
2.Вопросно-ответная беседа:
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. Сколько гласных букв?
3.Сколько согласных звуков?
4.Сказки бывают какие? ( народные,литературные)
5.Что изучает лексика?
6.Природа спит это прямое значение?
7. Какие слова мы называем многозначными?
V.Актуализация прежних знаний.
Что обозначают эти знаки? (Это части слова или морфемы)
Что такое основа слова? ( Это часть слова без окончания)
Что может входить в основу? ( приставка, корень, суффикс)
VI. Сообщение темы урока.
Корень слова.Однокоренные слова.
VII.Объяснение нового материала.
Ребята, как мы уже знаем слово корень многозначно.
Корень -подземная часть растения, корень есть у волос, у зубов, и у слов.
Мы будем говорить о корне как о части слова.
( Создание ситуации для открытия темы)
-Ребята, откройте учебники на странице 63, упражнение 15, прочитаем лингвистическую сказку.
-А теперь давайте попробуем изобразить эту сказку на доске.
Запишем слова на доске и в тетрадях.
Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь,перелетная.
-Чем же похожи эти слова? Правильно корень в этих словах лет-,
теперь выделяем корень дугой.
Все эти слова связаны одним корнем лет-, и эту общую часть мы называем корнем слова.
Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь, перелетная - являются родственными, они связаны по смыслу имеют общий корень.
Слайд № 3
Корень- это общая часть родственных слов.В корне слова заключено их лексическое значение.
Родственные слова связаны по смыслу и имеют одинаковый корень.
Такие слова называются однокоренными.
б)Школа, школьник, школьный, школьники –это однокоренные слова
школьник, школьники, школьнику, школьника- это формы одного и того же слова.
VIII.Тренировочные упражнение. Работа у доски.
Упражнение 153.
Гора,горка, горный.
Желтый, желтенький, желтеть.
Красный, красненький, краснеть
ІХ.Самостоятельная работа.
І ряд к слову золото подберите родственные слова
ІІ ряд к слову дождь подберите родственные слова
А теперь проверьте себя по упр. 154 устно.
Упр.157 на странице 71. Давайте прочитаем пословицы.
О чем в них говорится?
VIII.Дидактическая игра «Найди свой дом».
А сейчас мы поиграем.У вас на столах шарики со словами.
Прочитайте внимательно и найдите домик для своих слов с корнем вод и
с корнем род. Расселите своих жильцов.
ІХ. Подведение итогов урока
Рефлексия. Составляем кластер к слову «Корень»
Морфема, түбір, общая часть, близкие по значению, есть во всех словах, значимая часть.
Х. Домашнее задание.
Стр71 упр 156 Выучить правило