kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова.Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

5  класс        Русский  язык  

 Тема: «Корень слова. Однокоренные  слова»

Цель: знакомство с  значимой   частью  слова  корнем;

с однокоренными  словами.

Задачи:

Обучающие:  Сформировать  знания, навыки по теме «Морфемика», познакомить с морфемным  составом  слова; научить выделять корень слова, ряд однокоренных слов.

 Развивающие: развивать  знания о значимой  части слова  корне  

  Воспитательные: пробуждение  интереса к  русскому                                языку, расширение  кругозора учащихся.

Тип  урока: урок  изучения  новой темы

Формы  работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование: плакат,интерактивная доска, картинки,тетради,учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся,кластер.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, вопросно- ответный.

           Ход урока

І.Организационный момент.

          Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ.Психологический настрой 

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада  видеть  ваши улыбки,

думаю  сегодняшний  урок  принесет нам  радость.

Давайте  передадим этот  символ  знания  из  рук в руки с пожеланиями  успехов  и  удачи.

Начнем  урок с разминки:

 1.Как  называется  наша Республика ?

 2.  В каком  городе  мы  живем?

 3. Тараз  какой  город? 

4. Государственные  символы Республики Казахстан.(Герб,гимн,флаг).

5. Какой праздник в Казахстане  отмечают 16 декабря?(День Независимости)

6. Сколько лет нашей  Независимости? ( 25 лет) Слайд  № 1

- Дорогие  ребята  гости нашего урока!

Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю вам самого наилучшего!

Пусть  наш урок будет посвящен 25 летию Независимости Казахстана.

ІІІ.Словарно- орфографическая  минутка.    Слайд №2

В.да-.., моря-...,  со..нце-.....,

ж..вот,      маш..на.

ІV.Фронтальный  опрос.    Слово учителя:   

2.Вопросно-ответная  беседа:

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Сколько гласных букв?

3.Сколько  согласных  звуков? 

4.Сказки бывают какие? ( народные,литературные)

5.Что изучает лексика?

6.Природа спит  это прямое  значение?

7. Какие слова мы называем многозначными?

V.Актуализация прежних знаний.

Что  обозначают эти знаки?  (Это части  слова  или  морфемы)

Что  такое  основа  слова? ( Это  часть слова без окончания)

Что  может входить в основу? ( приставка, корень, суффикс)

VI. Сообщение темы урока.

                   Корень слова.Однокоренные  слова.

VII.Объяснение  нового  материала.

Ребята, как мы уже знаем слово корень многозначно.

Корень -подземная часть растения, корень есть у  волос, у  зубов, и у слов.

Мы будем говорить о корне   как о  части слова.

( Создание ситуации  для открытия темы)

-Ребята, откройте учебники  на странице 63,  упражнение 15,  прочитаем   лингвистическую   сказку.

-А теперь давайте  попробуем  изобразить эту  сказку на доске.

Запишем слова на доске и в тетрадях.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь,перелетная.

-Чем же похожи эти слова? Правильно корень  в  этих  словах  лет-,

теперь  выделяем корень  дугой.

Все  эти слова связаны  одним  корнем  лет-, и   эту  общую  часть  мы  называем  корнем  слова.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь, перелетная - являются родственными, они связаны по смыслу имеют общий корень.

Слайд  № 3

Корень- это общая  часть   родственных слов.В корне слова заключено  их лексическое значение.

Родственные слова связаны по смыслу и имеют одинаковый корень.

Такие слова называются однокоренными.

б)Школа, школьник, школьный, школьники –это  однокоренные слова

школьник, школьники, школьнику, школьника- это формы одного и того же слова.

VIII.Тренировочные  упражнение.  Работа у доски.

Упражнение  153.

Гора,горка, горный.

Желтый, желтенький, желтеть.

Красный, красненький, краснеть

  ІХ.Самостоятельная работа.

І ряд к слову  золото  подберите родственные слова

ІІ ряд к слову дождь   подберите родственные слова

 А теперь проверьте себя по упр. 154 устно.

Упр.157  на странице 71. Давайте прочитаем пословицы.

О чем в них говорится?

VIII.Дидактическая игра «Найди  свой дом».

А сейчас мы поиграем.У вас на столах  шарики со словами.

Прочитайте внимательно и найдите домик для своих слов с корнем вод   и 

с корнем род. Расселите своих жильцов.

  ІХ.  Подведение итогов урока

 Рефлексия. Составляем кластер к слову «Корень»

Морфема, түбір, общая часть, близкие по значению, есть во всех словах, значимая часть.

Х. Домашнее  задание.

  Стр71        упр 156      Выучить правило

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова.Однокоренные слова»

10 школа г.Тараз


5 класс Русский язык

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Цель: знакомство с значимой частью слова корнем;

с однокоренными словами.


Задачи:

Обучающие: Сформировать знания, навыки по теме «Морфемика», познакомить с морфемным составом слова; научить выделять корень слова, ряд однокоренных слов.

 Развивающие: развивать знания о значимой части слова корне

Воспитательные: пробуждение  интереса к  русскому языку, расширение  кругозора учащихся.


Тип урока: урок изучения новой темы

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая .

Оборудование: плакат,интерактивная доска, картинки,тетради,учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся,кластер.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, вопросно- ответный.


Ход урока

І.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ.Психологический настрой

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки,

думаю сегодняшний урок принесет нам радость.

Давайте передадим этот символ знания из рук в руки с пожеланиями успехов и удачи.



Начнем урок с разминки:

1.Как называется наша Республика ?


2. В каком городе мы живем?

3. Тараз какой город?

4. Государственные символы Республики Казахстан.(Герб,гимн,флаг).

5. Какой праздник в Казахстане отмечают 16 декабря?(День Независимости)

6. Сколько лет нашей Независимости? ( 25 лет) Слайд № 1

- Дорогие ребята гости нашего урока!

Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю вам самого наилучшего!

Пусть наш урок будет посвящен 25 летию Независимости Казахстана.

ІІІ.Словарно- орфографическая минутка. Слайд №2

В...да- .........., моря- ................, со.....нце- ............................,

ж.....вот, маш.....на.


ІV.Фронтальный опрос. Слово учителя:


2.Вопросно-ответная беседа:

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Сколько гласных букв?

3.Сколько согласных звуков?

4.Сказки бывают какие? ( народные,литературные)

5.Что изучает лексика?

6.Природа спит это прямое значение?

7. Какие слова мы называем многозначными?

V.Актуализация прежних знаний.

Что обозначают эти знаки? (Это части слова или морфемы)

Что такое основа слова? ( Это часть слова без окончания)

Что может входить в основу? ( приставка, корень, суффикс)

VI. Сообщение темы урока.

Корень слова.Однокоренные слова .

VII.Объяснение нового материала.

Ребята, как мы уже знаем слово корень многозначно.

Корень -подземная часть растения, корень есть у волос, у зубов, и у слов.

Мы будем говорить о корне как о части слова.

( Создание ситуации для открытия темы)

-Ребята, откройте учебники на странице 63, упражнение 15, прочитаем лингвистическую сказку.

-А теперь давайте попробуем изобразить эту сказку на доске.



Запишем слова на доске и в тетрадях.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь,перелетная.

-Чем же похожи эти слова? Правильно корень в этих словах лет- ,

теперь выделяем корень дугой.

Все эти слова связаны одним корнем лет- , и эту общую часть мы называем корнем слова.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь, перелетная - являются родственными, они связаны по смыслу имеют общий корень.

Слайд № 3

Корень- это общая часть родственных слов.В корне слова заключено их лексическое значение.

Родственные слова связаны по смыслу и имеют одинаковый корень.

Такие слова называются однокоренными.

б)Школа, школьник, школьный, школьники –это однокоренные слова

школьник, школьники, школьнику, школьника- это формы одного и того же слова.

VIII.Тренировочные упражнение. Работа у доски.





Упражнение 153.

Гора,горка, горный.

Желтый, желтенький, желтеть.

Красный, красненький, краснеть

ІХ .Самостоятельная работа.

І ряд к слову золото подберите родственные слова

ІІ ряд к слову дождь подберите родственные слова

А теперь проверьте себя по упр. 154 устно.

Упр .157 на странице 71. Давайте прочитаем пословицы .

О чем в них говорится?

VIII.Дидактическая игра «Найди свой дом».

А сейчас мы поиграем.У вас на столах шарики со словами.

Прочитайте внимательно и найдите домик для своих слов с корнем вод и

с корнем род . Расселите своих жильцов.

ІХ. Подведение итогов урока

Рефлексия. Составляем кластер к слову «Корень»

Морфема, түбір, общая часть, близкие по значению, есть во всех словах, значимая часть.

Х. Домашнее задание.

  Стр71 упр 156 Выучить правило


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень слова.Однокоренные слова

Автор: Усибалиева Баршакуль Темирбековна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства