kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова.Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

5  класс        Русский  язык  

 Тема: «Корень слова. Однокоренные  слова»

Цель: знакомство с  значимой   частью  слова  корнем;

с однокоренными  словами.

Задачи:

Обучающие:  Сформировать  знания, навыки по теме «Морфемика», познакомить с морфемным  составом  слова; научить выделять корень слова, ряд однокоренных слов.

 Развивающие: развивать  знания о значимой  части слова  корне  

  Воспитательные: пробуждение  интереса к  русскому                                языку, расширение  кругозора учащихся.

Тип  урока: урок  изучения  новой темы

Формы  работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование: плакат,интерактивная доска, картинки,тетради,учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся,кластер.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, вопросно- ответный.

           Ход урока

І.Организационный момент.

          Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ.Психологический настрой 

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада  видеть  ваши улыбки,

думаю  сегодняшний  урок  принесет нам  радость.

Давайте  передадим этот  символ  знания  из  рук в руки с пожеланиями  успехов  и  удачи.

Начнем  урок с разминки:

 1.Как  называется  наша Республика ?

 2.  В каком  городе  мы  живем?

 3. Тараз  какой  город? 

4. Государственные  символы Республики Казахстан.(Герб,гимн,флаг).

5. Какой праздник в Казахстане  отмечают 16 декабря?(День Независимости)

6. Сколько лет нашей  Независимости? ( 25 лет) Слайд  № 1

- Дорогие  ребята  гости нашего урока!

Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю вам самого наилучшего!

Пусть  наш урок будет посвящен 25 летию Независимости Казахстана.

ІІІ.Словарно- орфографическая  минутка.    Слайд №2

В.да-.., моря-...,  со..нце-.....,

ж..вот,      маш..на.

ІV.Фронтальный  опрос.    Слово учителя:   

2.Вопросно-ответная  беседа:

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Сколько гласных букв?

3.Сколько  согласных  звуков? 

4.Сказки бывают какие? ( народные,литературные)

5.Что изучает лексика?

6.Природа спит  это прямое  значение?

7. Какие слова мы называем многозначными?

V.Актуализация прежних знаний.

Что  обозначают эти знаки?  (Это части  слова  или  морфемы)

Что  такое  основа  слова? ( Это  часть слова без окончания)

Что  может входить в основу? ( приставка, корень, суффикс)

VI. Сообщение темы урока.

                   Корень слова.Однокоренные  слова.

VII.Объяснение  нового  материала.

Ребята, как мы уже знаем слово корень многозначно.

Корень -подземная часть растения, корень есть у  волос, у  зубов, и у слов.

Мы будем говорить о корне   как о  части слова.

( Создание ситуации  для открытия темы)

-Ребята, откройте учебники  на странице 63,  упражнение 15,  прочитаем   лингвистическую   сказку.

-А теперь давайте  попробуем  изобразить эту  сказку на доске.

Запишем слова на доске и в тетрадях.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь,перелетная.

-Чем же похожи эти слова? Правильно корень  в  этих  словах  лет-,

теперь  выделяем корень  дугой.

Все  эти слова связаны  одним  корнем  лет-, и   эту  общую  часть  мы  называем  корнем  слова.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь, перелетная - являются родственными, они связаны по смыслу имеют общий корень.

Слайд  № 3

Корень- это общая  часть   родственных слов.В корне слова заключено  их лексическое значение.

Родственные слова связаны по смыслу и имеют одинаковый корень.

Такие слова называются однокоренными.

б)Школа, школьник, школьный, школьники –это  однокоренные слова

школьник, школьники, школьнику, школьника- это формы одного и того же слова.

VIII.Тренировочные  упражнение.  Работа у доски.

Упражнение  153.

Гора,горка, горный.

Желтый, желтенький, желтеть.

Красный, красненький, краснеть

  ІХ.Самостоятельная работа.

І ряд к слову  золото  подберите родственные слова

ІІ ряд к слову дождь   подберите родственные слова

 А теперь проверьте себя по упр. 154 устно.

Упр.157  на странице 71. Давайте прочитаем пословицы.

О чем в них говорится?

VIII.Дидактическая игра «Найди  свой дом».

А сейчас мы поиграем.У вас на столах  шарики со словами.

Прочитайте внимательно и найдите домик для своих слов с корнем вод   и 

с корнем род. Расселите своих жильцов.

  ІХ.  Подведение итогов урока

 Рефлексия. Составляем кластер к слову «Корень»

Морфема, түбір, общая часть, близкие по значению, есть во всех словах, значимая часть.

Х. Домашнее  задание.

  Стр71        упр 156      Выучить правило

Просмотр содержимого документа
«Корень слова.Однокоренные слова»

10 школа г.Тараз


5 класс Русский язык

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Цель: знакомство с значимой частью слова корнем;

с однокоренными словами.


Задачи:

Обучающие: Сформировать знания, навыки по теме «Морфемика», познакомить с морфемным составом слова; научить выделять корень слова, ряд однокоренных слов.

 Развивающие: развивать знания о значимой части слова корне

Воспитательные: пробуждение  интереса к  русскому языку, расширение  кругозора учащихся.


Тип урока: урок изучения новой темы

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая .

Оборудование: плакат,интерактивная доска, картинки,тетради,учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся,кластер.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, вопросно- ответный.


Ход урока

І.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ.Психологический настрой

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки,

думаю сегодняшний урок принесет нам радость.

Давайте передадим этот символ знания из рук в руки с пожеланиями успехов и удачи.



Начнем урок с разминки:

1.Как называется наша Республика ?


2. В каком городе мы живем?

3. Тараз какой город?

4. Государственные символы Республики Казахстан.(Герб,гимн,флаг).

5. Какой праздник в Казахстане отмечают 16 декабря?(День Независимости)

6. Сколько лет нашей Независимости? ( 25 лет) Слайд № 1

- Дорогие ребята гости нашего урока!

Поздравляю вас с наступающим праздником, желаю вам самого наилучшего!

Пусть наш урок будет посвящен 25 летию Независимости Казахстана.

ІІІ.Словарно- орфографическая минутка. Слайд №2

В...да- .........., моря- ................, со.....нце- ............................,

ж.....вот, маш.....на.


ІV.Фронтальный опрос. Слово учителя:


2.Вопросно-ответная беседа:

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Сколько гласных букв?

3.Сколько согласных звуков?

4.Сказки бывают какие? ( народные,литературные)

5.Что изучает лексика?

6.Природа спит это прямое значение?

7. Какие слова мы называем многозначными?

V.Актуализация прежних знаний.

Что обозначают эти знаки? (Это части слова или морфемы)

Что такое основа слова? ( Это часть слова без окончания)

Что может входить в основу? ( приставка, корень, суффикс)

VI. Сообщение темы урока.

Корень слова.Однокоренные слова .

VII.Объяснение нового материала.

Ребята, как мы уже знаем слово корень многозначно.

Корень -подземная часть растения, корень есть у волос, у зубов, и у слов.

Мы будем говорить о корне как о части слова.

( Создание ситуации для открытия темы)

-Ребята, откройте учебники на странице 63, упражнение 15, прочитаем лингвистическую сказку.

-А теперь давайте попробуем изобразить эту сказку на доске.



Запишем слова на доске и в тетрадях.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь,перелетная.

-Чем же похожи эти слова? Правильно корень в этих словах лет- ,

теперь выделяем корень дугой.

Все эти слова связаны одним корнем лет- , и эту общую часть мы называем корнем слова.

Лететь,прилететь,улететь, долететь, перелететь, вылететь, перелетная - являются родственными, они связаны по смыслу имеют общий корень.

Слайд № 3

Корень- это общая часть родственных слов.В корне слова заключено их лексическое значение.

Родственные слова связаны по смыслу и имеют одинаковый корень.

Такие слова называются однокоренными.

б)Школа, школьник, школьный, школьники –это однокоренные слова

школьник, школьники, школьнику, школьника- это формы одного и того же слова.

VIII.Тренировочные упражнение. Работа у доски.





Упражнение 153.

Гора,горка, горный.

Желтый, желтенький, желтеть.

Красный, красненький, краснеть

ІХ .Самостоятельная работа.

І ряд к слову золото подберите родственные слова

ІІ ряд к слову дождь подберите родственные слова

А теперь проверьте себя по упр. 154 устно.

Упр .157 на странице 71. Давайте прочитаем пословицы .

О чем в них говорится?

VIII.Дидактическая игра «Найди свой дом».

А сейчас мы поиграем.У вас на столах шарики со словами.

Прочитайте внимательно и найдите домик для своих слов с корнем вод и

с корнем род . Расселите своих жильцов.

ІХ. Подведение итогов урока

Рефлексия. Составляем кластер к слову «Корень»

Морфема, түбір, общая часть, близкие по значению, есть во всех словах, значимая часть.

Х. Домашнее задание.

  Стр71 упр 156 Выучить правило


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень слова.Однокоренные слова

Автор: Усибалиева Баршакуль Темирбековна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534830

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства