Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова"
Тема:Корень слова. Однокоренные слова.Тип урока : урок -исследованиеЦель: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова.Задачи:Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.Оборудование: компьютерная презентация урока, карточки со словами, карточки для работы в парах, задания для групповой работы, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
1.Круг радости. Положительный настрой на урок. Учитель:Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами. Учащиеся передают мяч и говорят друг другу добрые слова.
Образуются группы при помощи стикеров . Учитель:На столах у вас лежат смайлики. С каким настроением вы начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Поднимите вверх. Каждый из вас взял в руки свой успех. Я желаю вам, чтобы успех сопутствовал вам на протяжении всего урока.
У вас на партах лежат листы самооценивания. Не забудьте поставить себе оценку после каждого выполненного вами задания.
У нас сегодня необычный урок. Урок- исследование. Мы – исследователи. Что мы будем исследовать, вы сейчас узнаете. Вам нужно в группах разгадать кроссворд.
Групповая работа : Кроссворд(Слайд)
1. Овощь
2.Время года
3.Произведение живописи
4.Учебная принадлежность
5.Последний осенний месяц. (Корень) (Слайд)
Запишите ,пожалуйста, тему урока. Как вы думаете , какое отношение имеет слово «корень» к нашему предмету? (Это многозначное слово. Корень-это часть растения, часть слова).
Бортовой журнал : (Работа в парах)Учащиеся заполняют графу «Предположения» А теперь посмотрим , не ошиблись ли вы в своих предположениях? (Слайд) Корень-это значимая часть слова,в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Учитель:Мы продолжаем изучать состав слова в исследовательской лаборатории лингвистического института. Помните , из каких частей состоит слово? Что мы называем окончанием? Какие части входят в основу? Вы знаете о том, что бывают слова с нулевым окончанием. В словах могут отсутствовать приставка и суффикс. Но абсолютно во всех словах есть корень.
(Слайд дерево) Как же найти корень? После того как выделили основу, подбираем однокоренные слова. Выделяем наименьшую общую часть. Это и есть корень.
Лингвистическая задача: Один ученик хотел подобрать однокоренные слова к слову «сильный». Он подобрал следующие слова «сильная, сильные, сильное» . Нравится ли вам такой ход рассуждения?
Нет, конечно. Он назвал формы одного и того же слова. Я думаю, что вы сможете исправить его ошибку. Сильный- сила, силач. Выделяем корень –сил.
Физминутка
Групповая работа. 1 группа выписывает из текста однокоренные слова.
2 группа- формы одного и того же слова.
Групповая работа(Слайд)
Учитель: Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? ( 1 группа работает с 1 домиком, 2 группа- со вторым)
-1 группа с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).
-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)
-Молодцы! Уберем слово «лиса».
- 2 группа тоже с чем-то не согласна. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)
-Докажите.
-Так какие же слова называются однокоренными?
Синквейн
Бортовой журнал- Исследователи заполняют графу «Новая информация»
Рефлексия «Светофор» (Слайд)
- Покажите, как для вас прошел урок. Комментируют.
Домашнее задание (Слайд) : упражнение № 5 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные, указать части речи).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" »
Тема:Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока :урок -исследование
Цель: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова.
Задачи:
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Оборудование:компьютерная презентация урока, карточки со словами, карточки для работы в парах, задания для групповой работы, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
1.Круг радости. Положительный настрой на урок. Учитель:Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами. Учащиеся передают мяч и говорят друг другу добрые слова.
Образуются группы при помощи стикеров . Учитель:На столах у вас лежат смайлики. С каким настроением вы начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Поднимите вверх. Каждый из вас взял в руки свой успех. Я желаю вам, чтобы успех сопутствовал вам на протяжении всего урока.
У вас на партах лежат листы самооценивания. Не забудьте поставить себе оценку после каждого выполненного вами задания.
У нас сегодня необычный урок. Урок- исследование. Мы – исследователи. Что мы будем исследовать, вы сейчас узнаете. Вам нужно в группах разгадать кроссворд.
Групповая работа : Кроссворд(Слайд) 1. Овощь
2.Время года
3.Произведение живописи
4.Учебная принадлежность
5.Последний осенний месяц. (Корень) (Слайд)
Запишите ,пожалуйста, тему урока. Как вы думаете , какое отношение имеет слово «корень» к нашему предмету? (Это многозначное слово. Корень-это часть растения, часть слова).
Бортовой журнал : (Работа в парах)Учащиеся заполняют графу «Предположения» А теперь посмотрим , не ошиблись ли вы в своих предположениях? (Слайд) Корень-это значимая часть слова,в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Учитель:Мы продолжаем изучать состав слова в исследовательской лаборатории лингвистического института. Помните , из каких частей состоит слово? Что мы называем окончанием? Какие части входят в основу? Вы знаете о том, что бывают слова с нулевым окончанием. В словах могут отсутствовать приставка и суффикс. Но абсолютно во всех словах есть корень.
(Слайд дерево) Как же найти корень? После того как выделили основу, подбираем однокоренные слова. Выделяем наименьшую общую часть. Это и есть корень.
Лингвистическая задача: Один ученик хотел подобрать однокоренные слова к слову «сильный». Он подобрал следующие слова «сильная, сильные, сильное» . Нравится ли вам такой ход рассуждения?
Нет, конечно. Он назвал формы одного и того же слова. Я думаю, что вы сможете исправить его ошибку. Сильный- сила, силач. Выделяем корень –сил.
Физминутка
Групповая работа. 1 группа выписывает из текста однокоренные слова.
2 группа- формы одного и того же слова.
Групповая работа(Слайд)
Учитель: Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? ( 1 группа работает с 1 домиком, 2 группа- со вторым)
-1 группа с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).
-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)
-Молодцы! Уберем слово «лиса».
- 2 группа тоже с чем-то не согласна. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)
-Докажите.
-Так какие же слова называются однокоренными?
Синквейн
Бортовой журнал- Исследователи заполняют графу «Новая информация»
Рефлексия «Светофор» (Слайд)
- Покажите, как для вас прошел урок. Комментируют.
Домашнее задание (Слайд) : упражнение № 5 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные, указать части речи).