kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Корень слова. Однокоренные слова". Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: расширять представления учащихся о родственных словах, совершен ствовать умения  определять родственные слова и выделять в них корень; развивать образное мышление учащихся; воспитывать   интерес к родному слову.

Ход урока

I.Организационный  момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

– Итак, у нас урок русского языка.

–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

II.Чистописание.

1.Г.зета,   к…ртина,  …лф…вит,   р…бота.

-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах. Разделить на слоги.

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.(Алфавит – ударение на 3 слог)

Назовите близкое по значению слово.

2. Письмо по памяти.

На солнечной опушке фиалка расцвела. Лиловенькие ушки тихонько подняла.

III.Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?.Ворона

Пров…ронила   в…рона    в…р…нёнка.

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

 Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.

-Подберите близкое по значению к слову «проворонила».

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

(Организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Докажите.

-Выделите корень.

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV. Постановка цели.

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
- Как называют общую часть родственных слов?

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

V. Изучение темы урока.

1.Формирование понятия «корень». Сказка.

– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт.  Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт.Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком.

2.Повторение правила.

3.Наблюдение над однокоренными словами.

–Послушайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.

В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-слон ему трубит.
А может быть слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)

4. Образование однокоренных слов к слову «рыба»

Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».

-Небольшая рыба, мелкая рыба.

-Рыбная ловля.

-Человек занимающийся рыбной ловлей.

-Ловить рыбу.

-Что можете сказать об этих словах.

-Докажите.

VI. Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.

Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;

сила, могучий, сильный, силач, силёнки

2.Игра «Посади дерево».

3.Лексическая работа.

А)-К каждому предложению составьте  и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

                         Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились  слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник

4. Работа по учебнику, упр.432, с.153- устно.

Упр.433 – коллективно у доски.

.VIII. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

-Какие слова называют однокоренными?

-Что такое корень слова?

«Ассоциативный куст». Корень – растения, зуба, волоса, слова.

IX. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Корень слова. Однокоренные слова". Урок русского языка»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: расширять представления учащихся о родственных словах, совершен-

ствовать умения определять родственные слова и выделять в них

корень; развивать образное мышление учащихся; воспитывать

интерес к родному слову.

Ход урока

I.Организационный  момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

– Итак, у нас урок русского языка.

–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

II.Чистописание.

1.Г...зета,   к…ртина ,  …лф…вит ,   р…бота.

-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах. Разделить на слоги.

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.(Алфавит – ударение на 3 слог)

Назовите близкое по значению слово.

2. Письмо по памяти.

На солнечной опушке фиалка расцвела. Лиловенькие ушки тихонько подняла.

III.Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?...Ворона

Пров…ронила   в…рона    в…р…нёнка.

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

 Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.

-Подберите близкое по значению к слову «проворонила».

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

(Организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Докажите.

-Выделите корень.

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV. Постановка цели.

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
- Как называют общую часть родственных слов?

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

V. Изучение темы урока.

1.Формирование понятия «корень». Сказка.

– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт.  Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком .

2.Повторение правила.

3.Наблюдение над однокоренными словами.

–Послушайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.

В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-слон ему трубит.
А может быть слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)

4. Образование однокоренных слов к слову «рыба»

Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».

-Небольшая рыба, мелкая рыба.

-Рыбная ловля.

-Человек занимающийся рыбной ловлей.

-Ловить рыбу.

-Что можете сказать об этих словах.

-Докажите.

VI. Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.

Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;

сила, могучий, сильный, силач, силёнки

2.Игра «Посади дерево».

3.Лексическая работа.

А)-К каждому предложению составьте  и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

                         Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились  слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник

4. Работа по учебнику, упр.432, с.153- устно.

Упр.433 – коллективно у доски.

.

VIII. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

-Какие слова называют однокоренными?

-Что такое корень слова?

«Ассоциативный куст». Корень – растения, зуба, волоса, слова.

IX. Домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Корень слова. Однокоренные слова". Урок русского языка

Автор: Коломенская Татьяна Александровна

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(50) "odnokoriennyie-slova-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420449646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Корень слова.Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(32) "koren_slova_odnokorennye_slova_3"
    ["file_id"] => string(6) "534830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578496684"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Корень слова. Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-2"
    ["file_id"] => string(6) "160663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422099271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Корень слова. Однокоренные слова." "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "140218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417893777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства