Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: расширять представления учащихся о родственных словах, совершен ствовать умения определять родственные слова и выделять в них корень; развивать образное мышление учащихся; воспитывать интерес к родному слову.
Ход урока
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
– Итак, у нас урок русского языка.
–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
II.Чистописание.
1.Г.зета, к…ртина, …лф…вит, р…бота.
-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах. Разделить на слоги.
-Что общего у этих слов?
-Найдите лишнее слово.(Алфавит – ударение на 3 слог)
- Назовите близкое по значению слово.
2. Письмо по памяти.
На солнечной опушке фиалка расцвела. Лиловенькие ушки тихонько подняла.
III.Актуализация знаний.
1. Работа на скороговоркой.
-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?.Ворона
Пров…ронила в…рона в…р…нёнка.
– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.
-Подберите близкое по значению к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
(Организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).
2. Подготовка к изучению нового материала.
-Сколько слов в предложении?
-Что вы можете сказать о них?
-Докажите.
-Выделите корень.
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
IV. Постановка цели.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
- Как называют общую часть родственных слов?
Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
V. Изучение темы урока.
1.Формирование понятия «корень». Сказка.
– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт.Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.
– А какой вывод из сказки мы можем сделать?
– Правильно! Слов без корня не бывает.
– Корень выделяется значком.
2.Повторение правила.
3.Наблюдение над однокоренными словами.
–Послушайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-слон ему трубит.
А может быть слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка?»
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)
4. Образование однокоренных слов к слову «рыба»
Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».
-Небольшая рыба, мелкая рыба.
-Рыбная ловля.
-Человек занимающийся рыбной ловлей.
-Ловить рыбу.
-Что можете сказать об этих словах.
-Докажите.
VI. Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.
Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.
VII. Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Найди лишнее слово.
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;
травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;
кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;
полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;
сила, могучий, сильный, силач, силёнки
2.Игра «Посади дерево».
3.Лексическая работа.
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
4. Работа по учебнику, упр.432, с.153- устно.
Упр.433 – коллективно у доски.
.VIII. Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
-Какие слова называют однокоренными?
-Что такое корень слова?
«Ассоциативный куст». Корень – растения, зуба, волоса, слова.
IX. Домашнее задание.