Этап урока | Содержание | Формирование УУД | Методическое обоснование |
I. Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1 – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Доброжелательный настрой учителя и учащихся; готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм; формирование учителем целевых установок урока. |
II. Актуализация опорных знаний. | - Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке, а для этого отгадайте загадки и запишите слова-отгадки. Слайд2 На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец – Он и лётчик, и певец. (Скворечник.) Слайд 3 Провели под потолок Удивительный шнурок. Привинтили пузырёк – Загорелся огонёк. (Лампочка) Слайд 4 Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть, как костёр. (Спички) Слайд 5 Я синего цвета, Вишу на стене, И много приветов Хранится во мне. (Почтовый ящик) Слайд 6 - Подчеркните те сочетания, которые изучили на прошлом уроке. - Какие сочетания вы подчеркнули? - Что знаете о правописании этих сочетаний? - Достаточно ли вам этих знаний, чтобы выполнить следующее задание? | Познавательные общеучебные: поиск и выделение информации (нахождение буквосочетаний, изученных на прошлом уроке); логические: анализ с целью выделения признаков (анализ языкового материала с целью последующего проговаривания правила) . Коммуникативные: владение монологической формой речи. (умения слушать и слышать учителя, давать устный ответ в соответствии с нормами русского языка) | Использование приёмов (разгадывание загадок, фронтальный опрос), позволяющих определить уровень усвоения изученного материала большинством учащихся. |
III. Выявление места и причины затруднения | На доске представлены следующие слова с пропущенными буквами «Ы», «И», «А», «Я», «У», «Ю».. - Вам необходимо вставить пропущенные буквы в словах и показать с помощью «веера» эти буквы. Слайд 7 Щ…ка (у,ю), ж..раф (и,ы), ч..йник (а,я), ш..повник (и,ы), площ..дь (а,я), ч..до (у,ю). - Покажите на «веерах», какие буквы вы вставили в слова. - Задание было одно? (одно) - А как его выполнили? (по-разному) - Почему так получилось? - Чего мы не знаем? (правило выбора гласных после Щ, Ж, Ч, Ш) - Какова цель нашего урока? Слайд 8 (научиться правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ) | Регулятивные целеполагание: (постановка цели учащимися на основе соотнесения того, что известно и того, что неизвестно). Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные общеучебные: поиск правильного варианта выполнения задания; умение строить устное смысловое высказывание | Технология проблемно-диалогического обучения. Проблемная ситуация. Приём создания проблемной ситуации- столкновение мнений учащихся практическим заданием. Побуждающий диалог на основе проблемной ситуации. В результате цель урока сформулирована учащимися самостоятельно. |
IV. Выявление места и причины затруднений. | - Какое задание вы должны были выполнить? (вставить в слова пропущенные буквы) - В чём ваше затруднение? (в выборе написания гласных а, я, у, ю, и, ы) - После каких согласных букв стоят эти сомнительные гласные? (ж, ш, ч, щ) - Почему вы испытали затруднение? (не знаем правило выбора гласных после ж, ш, ч, щ) - Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (мы определили то, чего не знаем) - Что вы будете делать дальше? (сами постараемся вывести правило правописания гласных после ж, ш, ч, щ) - Молодцы. - А сейчас, давайте немного отдохнём. | Регулятивные целеполагание: постановка учебной задачи- формулирование правила по теме урока. Познавательные действия постановки и решения проблем: формулирование причин затруднения. Регулятивные планирование: определение последовательности учебных действий. | Организация восстановления выполненных операций, фиксация места, где возникло затруднение. На этой основе выявлены причины затруднений- тех конкретных знаний, умений, которых не достаёт для решения исходной задачи. |
Физминутка
| Слайд 9 Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. | Регулятивные волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии. | Данный этап проводится с целью избежания физического и умственного переутомления первоклассников. |
V. Построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, уточните ещё раз цель нашего урока. - Вспомните, как называются согласные Ж.Ш, Ч, Щ? (шипящие согласные) - Какие из этих согласных всегда твёрдые? - Какие из этих согласных всегда мягкие? - Какие гласные показывают мягкость предыдущих согласных? (и, я, ю) - Какие гласные показывают твёрдость предыдущих согласных? (а, ы, у) - А сейчас пришло время раскрыть вам один исторический секрет согласных ж, ш, ч,щ. | Познавательные общеучебные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации о шипящих согласных и гласных, которые придают мягкость или твёрдость предыдущему согласному. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | Учитель, опираясь на знания учащихся и уточнения ими цели урока, подготовил учеников к усвоению следующего этапа урока. |
VI. Реализация построенного проекта | Слайд 10 - Когда-то буквы Ж, Ш были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. -А буквы Ч, Щ – были твёрдыми, после них писали букву А. Сейчас же буквы Ж, Ш, как мы знаем, всегда твёрдые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А.У. - Вы узнали секрет. В чём он состоит? - А сейчас мы применим секрет для выбора букв. - Предлагаю вам отгадать загадку и найти в отгадке уже новое изученное сочетание. Слайд 11. На резиновом ходу Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? (МАШИНА). - Какое сочетание встречается в этом слове? (ШИ) - Запишите это слово в тетради, подчеркните сочетание ШИ. - Подберите слово с сочетанием ЖИ. - Запишите это слово в тетради, подчеркните сочетание ЖИ. Слайд 12 - А сейчас внимательно послушайте ещё одну загадку. - - Какие новые сочетания вы услышали в ней и в отгадке? - Назовите эти слова. Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. (свеча) - Запишите их в тетради, подчеркните сочетания ЧУ, ЧА. - Подберите и запишите в тетради слова с сочетаниями ЩУ, ЩА. Подчеркните эти сочетания. - Сделаем вывод и сформулируем правило о написании гласных после шипящих. Слайд 13 (дети формулируют правило о правописании данных сочетаний) | Познавательные общеучебные: выделение информации о шипящих согласных из исторической справки; логические: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и строить речевое высказывание. | - Учителем организовано преодоление затруднений и уточнение общего характера нового знания ( возможность применения способа действий для решения всех заданий данного типа). Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания. |
Физминутка | - А сейчас давайте немного отдохнём. Слайд 14 Встали пчёлки в хоровод (поворот вокруг себя) В барабан ударит кот. (хлопки в ладоши) Стали мыши танцевать, (пританцовывают) Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Так, что начала дрожать (наклоны) Вся земля, вся земля (Рывки руками) | Регулятивные волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии. | Данный этап проводится с целью избежания физического и умственного переутомления первоклассников. |
VII. Первичное закрепление. а) работа по учебнику б) проверочная работа (запись под диктовку текста) в) беседа по содержанию текста г)работа по тексту д) взаимопроверка | - Откройте учебники на стр. 115 упр.1 (устное выполнение под руководством учителя). - Обратите внимание, что на стр. 115, 116 вам напоминают об изученных правилах? - Сейчас мы с вами будем выполнять упр. 3 на с.116 ( коллективное выполнение упражнения с комментированием) - А теперь, ребята, приготовьтесь писать текст под диктовку: У Яши живёт кот Рыжик. Он пушистый. На лапках тёмные пятна. Рыжик любит играть. - О чём говорится в тексте? - Как Яша относится к Рыжику? - Почему вы так решили? - Как вы относитесь к своим домашним питомцам? - Найдите в тексте слова на изученное правило. Подчеркните сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища. - Похвалите его, если им не допущено ошибок. Поблагодарите за работу и исправьте ошибки, если они есть. Объясните товарищу ещё раз правило о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Личностные нравственно-этическое оценивание: выделение нравственного содержания на основе моральных норм (отношение человека к животным). Познавательные общеучебные: смысловое чтение текстов упражнений из учебника, выбор способов выполнения упражнений; логические: анализ с целью выделения признаков для правильного выполнения упражнений на первичное закрепление материала. Коммуникативные: управление поведением партнёром, умение выражать свои мысли. | Учителем организовано усвоение учащимися нового способа действий при выполнении практических упражнений с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах (при взаимопроверке). |
VIII. Рефлексия. | − Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.) − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? – У вас на партах лежат цветные карточки (Р–7). Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия. Я знаю, правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Я знаю, как объяснить, почему после Ж пишется И, после Ч и Щ – А или У. В самостоятельной работе у меня всё получилось. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была). Я сегодня был в учебной деятельности. Я доволен своей работой на уроке. - Ребята, если на уроке у кого-то из вас возникли затруднения, не переживайте, работу по этой теме мы продолжим на следующем уроке. - Дома расскажите родителям о том, что нового узнали на уроке. Слайд 15 – Молодцы! | Познавательное общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. | Организован рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. Организовано оценивание собственной деятельности на уроке. Организована фиксация затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. |