Организационный | 1 мин | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. - Ребята, меня зовут Альбина Алексеевна и сегодня я буду проводить у вас урок Русского языка. - Какое сейчас время года? Верно, только недавно закончились морозы. Скажите, что вы ждете от погоды весной? | Приветствуют учителя, садятся на свои места. - Весна; тепла. | Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) | Л: интерес к учебной деятельности; |
Актуализация знаний | 3 мин | - Что делает Солнце, чтобы нам с вами быть в отличном настроении? Все эти слова относятся к Солнцу, а что же еще общего вы заметили? (Какой части речи все эти слова?) - Совершенно верно, все эти слова – глаголы. - Что вы уже знаете о глаголах? - Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? - А как изменяются глаголы? - Что мы можем сказать о глаголе светить? - Как пишется глагол с частицей «не»? - Спасибо, молодцы! - Мы с вами много знаем о глаголе, но ребята, для чего вообще нам нужны глаголы? Какую роль они играют в нашей речи? Может быть, без них было бы проще? - Правильно, молодцы! | - Светит, греет, сверкает, просыпается, встаёт, садится, уходит, пригревает, припекает. - Эти слова глаголы; Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? - По числам (ед.ч., мн.ч.) - По временам (настоящее, будущее, прошедшее); - В прошедшем времени —по числам и родам (в единственном числе) - Глагол имеет неопределённую форму глагола; - «Не» с глаголами пишутся раздельно; - Глаголы описывают действия; | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод ( презентация). | Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов; К: умение слушать и вступать в диалог; Развивать умения отвечать на поставленные вопросы; П: умение ориентироваться в своей системе знаний; П: знания признаков глагола; |
Постановка темы и цели урока | 2 мин | - Мы только что проговорили столько глаголов к слову солнце, а как вы думаете, почему Алексей Югов так описал глагол, как самая живая часть речи? «Глагол - самая живая часть речи» А. Югов - Ребята, так о какой же части речи мы будем сегодня разговаривать? Верно. - Запишем дату, сегодня 15 марта, классная работа, тема - Глагол. Спина ровная, локти на парте, ноги на полу. | Ответы детей: - Глагол; - Записывают дату и классную работу; | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод (презентация). | К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; Р: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу; |
Применение знаний и умений в новой ситуации | 13 мин | - Ребята, хотите ли вы узнать еще больше о глаголе? Кто хочет выйти и выразительно прочитать всему классу несколько фактов про глагол?
- Узнали ли вы что-нибудь новое? - Давайте откроем учебник на странице семьдесят девятой и найдем упражнение сто двадцать восьмое. - Прочитай вслух для всех задание,….. Остальные внимательно слушают и следят. - Итак, давайте посмотрим на первое грамматическое значение. К какой части речи оно подходит? Почему? - Кто уже догадался, к какой части речи относится второе значение? - Третье?
- Правильно ребята, а давайте вспомним, как же изменяется глагол. Для этого найдем упражнение 129. Прочитайте внимательно, что вам нужно сделать? - Итак, что вам нужно сделать? - Какой первый глагол вы выделили? - …….., выйди к доске и запиши этот глагол.
- Итак, что мы определим у этого глагола в первую очередь? Какое время у нашего глагола? А как ты это узнал(а)? Какой вопрос ты задал(а)? - Можно что-нибудь еще определить у этого глагола? Как определить число? - Раз у нашего глагола прошедшее время, что мы еще можем определить? - Молодец, присаживайся. Кто уже нашел второй глагол? ……, выходи к доске. Что мы можем определить у этого глагола?
- Какой третий глагол в тексте? - Что мы можем определить? (Какой вопрос мы зададим? Давайте вспомним вопросы прошедшего (настоящего, будущего)времени? Так можем ли мы определить время? А число? Так как называется глагол, у которого нельзя определить ни число, ни время?) - Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время, число (род) у оставшихся глаголов. На работу вам дается 3 мин. Приступайте. - Что вы определили у глагола пришла? Как вы это определили? - Что определили у глагола меркнет?
-Замечательно. Что же нужно сделать, чтобы определить время, число и род глагола? | Один ученик читает, все остальные внимательно слушают. «Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть Самый длинный зафиксированный глагол в русском языке - «переосвидетельствоваться»» Один ученик читает вслух, все остальные внимательно следят. - Имена существительные; - Имена прилагательные; - Глаголы; - Погасло Один ученик выходит к доске и записывает слово; - Время; - Прошедшее; что сделало? - Число; по вопросу; ед.ч. - Род; ср.р. - Стынет (н.вр., ед.ч.); - Время, число Прийти- неопределенная форма глагола (ошибочный вариант) Время (прошедшее, настоящее, будущее) … пришла (пр.вр., ед.ч., ж.р.) Меркнет (н.вр., ед.ч.) Задавать вопросы; | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация)., практический метод (упражнение) | Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов; К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; умения отвечать на поставленные вопросы; П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; умение ориентироваться в своей системе знаний; П: Актуализация знаний признаков глагола; |
Обобщение и систематизация знаний | 7 мин | -Мы так много вспомнили, поупражнялись. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежат карточки. - Сейчас вам предстоит поработать в паре с соседом. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? - На задание у вас 4 минуты. Приступайте. - Давайте послушаем, что у вас получилось. (Какие глаголы вы использовали в своих предложениях?);(Какого времени, числа, рода этот глагол?) - Молодцы! | Советуются, выполняют задание. Пример: - Пришла (пр.вр., ед.ч., жен.р.), наступила (пр.в., ед.ч., жен.р.) весна - Звенит (нас.вр., ед.ч.) , капает капель - Распустятся, расцветут (буд.вр, мн.ч.) подснежники - Прилетели (пр.вр., мн.ч.) грачи | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация). | Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов; К: умение работать в паре; П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; П: Актуализация умений определять число, время, лицо, спряжение; |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 7 мин | -Чтобы закрепить всё, в чем мы с вами упражнялись на уроке, я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Посмотрите внимательно на карточку. - В данном задании представлены 3 уровня сложности. - 1 уровень - самый сложный. Вам необходимо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы (вы должны придумать их сами); Определить время, число, род (если можно) глагола; - 2 уровень – средний. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных, они будут перечислены у вас на карточке). Нужно изменить эти глаголы, поставить их в нужное время, число; Определить время, число, род (если можно) глагола; - 3 уровень – легкий. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных); Определить время, число, род (если можно) глагола;
- Хорошо подумайте, какой уровень вы для себя выберите. Кто выбрал 1 уровень, поднимите руку. 2 уровень. 3 уровень. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению. На работу вам дается 4 мин. Не забудьте подписать карточки. | - Один ученик читает задание. Выполняют упражнение на карточках. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация). | Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов; П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний; П: Актуализация умений определять число, время, лицо, спряжение; |
Рефлексия, подведение итогов | | Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Посмотрите внимательно на слайд. 1. Сегодня я вспомнил (а)… 2. Мне было интересно… 3. Мне было трудно… Кто хочет продолжить предложения? -Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам мы вспомнили очень много о глаголе. Спасибо за урок, можете отдыхать. | | Фронтальная форма, словесный метод (беседа). | К: умение слушать и вступать в диалог; умения отвечать на поставленные вопросы; Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; |