Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | УУД |
Организационный | 1 мин | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. - Ребята, мы уже с вами знакомы, меня зовут Альбина Алексеевна. Сегодня на уроке мы с вами откроем ещё одну тайну русского языка. Наш урок сегодня необычный, к нам в гости пришёл Буратино. | Приветствуют учителя, садятся на свои места. | Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) | Л: интерес к учебной деятельности; К: Готовность к сотрудничеству.
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 3 мин | - Буратино принес нам конверт, давайте посмотрим, что же там. Кто хочет прочитать эти слова? - Что это за слова? Давайте поможем нашему герою расставить название падежей по порядку. - Мы помним, что на прошлом уроке мы изучили…Какой падеж мы изучили? - Значит сегодня какой падеж мы будем изучать? -Правильно! Тема нашего сегодняшнего занятия « Родительный падеж имен существительных». - Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим на данном уроке? - Молодцы! | - Читают слова (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, падежный) - Названия падежей Расставляют название падежей. Именительный падеж - Родительный падеж - Узнать что такое родительный падеж; - Значение р.п. - Научимся определять р.п. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация). | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу П: умение ориентироваться в своей системе знаний; |
Актуализация знаний | 6 мин | - Буратино предлагает нам поиграть в «литературную викторину», где мы проявим свои имеющиеся знания. Давайте откроем свои тетради и запишем сегодняшнюю дату и классную работу. Сегодня 2 февраля. - Откройте учебник на стр.24-ой. Кто хочет прочитать задание в упр. №38? - Давайте запишем первый полный ответ совместно. На какой первый вопрос мы должны ответить? Кто? - Кто желает выйти к доске и записать полный ответ? Все остальные выполняют работу в тетради. Давайте сформулируем предложение, которое у нас должно получиться. -Что мы с вами еще не указали в нашем предложении? Давайте укажем. Присаживайся. - Сейчас самостоятельно запишите полный ответ только на 2 вопрос. Когда закончите выполнять поднимите руку, чтобы я увидела, кто все сделал. На работу вам дается 2 минуты. - Давайте проверим, какое предложение у вас получились. Кто желает проговорить для всего класса полученное предложение? Какие слова ты подчеркнул? Какие слова сущ в и.п.? Молодцы! - Что же мы с вами повторили выполняя это упражнение? | Один ученик читает, остальные внимательно слушают. - Кто спал в ореховой скорлупке? – Дюймовочка. - Дюймовочка спала в ореховой скорлупке (записывает предложение на доске) - Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Буратино променял свою азбуку на билеты в цирк. Буратино променял; Буратино, цирк; - И.п. отвечает на вопросы Кто? Что? И в предложении является подлежащим. | Фронтальная форма, словесный метод, практический метод (упражнение), наглядный метод (демонстрация), индивидуальная форма | К: умение слушать и вступать в диалог; П: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: закрепить знания учащихся об именительном падеже и способах его определения; |
Первичное усвоение новых знаний | 5 мин | - Мы помогли Буратино вспомнить необходимые знания и теперь можем отправляться дальше. -Кто помнит первую нашу задачу? Давайте объясним Буратино, что такое родительный падеж. Как выдумаете, от каких слов образовано слово «родительный»? -Верно, а вы уже знаете, на какие же вопросы отвечает существительное в родительном падеже? Откройте учебник на странице 25-ой и обратите внимание на 39 упражнение. Давайте совместно разберем образец. -К какому из существительных мы задаем вопрос? Как вы думаете, какое значение у этого словосочетания? Дом принадлежит кому? Значит, какое значение у данного словосочетания? Давайте запишем полученное словосочетание. - Итак, а если мы возьмем слова «Запах, цветок». Какое значение будет у этого словосочетания? Запишите. Сейчас внимательно прочитайте значение родительного падежа чуть выше. Верно ли мы определили, что такое р.п.? Давайте попробуем сделать вывод, что же такое родительный падеж? (на какие вопросы отвечает; какое значение) | - Узнать, что такое родительный падеж. - РОД, Родить, родитель. - Кого, чего? Отец; Дом (кого?) отца. Отцу; Значение принадлежности; Записывают словосочетания.
Родительный падеж отвечает на вопросы Кого? Чего? и указывает на значение принадлежности. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа, система вопросов), практический метод (упражнение), индивидуальная форма | К: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; Понимать сущность понятия «родительный падеж»; умения определять значения родительного падежа. |
Первичная проверка понимания | 7 мин | -Мы уже помогли Буратино определить, что же такое родительный падеж. Внимательно прочитайте задание в упр. №40. Кто желает прочитать задание для всего класса? Давайте разберем образец. Бабушкины сказки- сказки бабушки. - Чтобы получить такое словосочетание, какое слово мы должны заменить? Какой вопрос мы зададим к этому слову, чтобы заменить его на сущ. в род.п.? Значит какое значение у этого словосочетания? - Сейчас мы поработаем в парах. Подумайте и обсудите, как будут звучать словосочетания: «Летние дни, городские улицы…..»? Кто догадался? - Мы выполнили уже множество заданий, поэтому Буратино предлагает вам немного отдохнуть. |
- бабушкины; - сказки (кого?) бабушки. Дни (Чего?) лета; улицы (Чего?) города; хвост (Кого?) рыбы; берлога (Кого?) медведя; уши (Кого?) зайца; окна (Чего?) школы; | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), практический метод (упражнение), работа в парах. | К: умение работать в паре; умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; умения определять значения родительного падежа. |
Физминутка: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видимо, нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой Присаживайтесь. |
Первичное закрепление | 15 мин | - Итак, мы уже знаем, что р.п. указывает на принадлежность. Ребята вы хорошо справлялись с заданиями, давайте поможем Буратино выполнить упражнение 43-е на странице 26-ой самостоятельно. На работу вам дается 10 минут. - Итак, давайте проверим, какие словосочетания у вас получились. (Спрашиваю учеников). Ребята поднимите руки те, у кого получилось точно так же. Молодцы. - Ребята, а Буратино считает, что мы можем сказать «письмо от подруга», прав ли он? Почему? Значит важно, какое окончание у нашего слова? - Давайте обратим своё внимание на окончания сущ. в род. падеже. Какие окончания вы выделили? Давайте посмотрим во всех наших упражнениях окончания. Нашли ли вы какие-либо окончания помимо «и,ы»? - Верно, давайте поможем Буратино сделать вывод. | - Узнать из книги, статья из газеты, ветка яблони, уйти с площадки, берег реки, украшение из фольги, обрадоваться от похвалы, уехать от бабушки, письмо от подруги. Нет; так говорить не грамотно; да; - и, ы. - а Имена сущ. в р.п. имеют такие окончания: и, ы, а; отвечают на вопросы: Кого? Чего?; | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), практический метод (упражнение), индивидуальная форма. | К: умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; |
Информация о домашнем задании | 1 мин | | | | |
Рефлексия | 2 мин | Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Ребята, какую же тайну мы открыли сегодня на уроке? - Буратино оставил вам некоторые предложения и попросил их продолжить. 1. Сегодня я раскрыл(а) тайну… 2. Мне было интересно… 3. Мне было трудно… Кто хочет продолжить предложения? -Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам Буратино узнал много нового и интересного. Спасибо за урок, можете отдыхать. | Продолжают предложения. | Фронтальная форма, словесный метод(беседа) | Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |