Актуализация знаний Постановка темы урока | - Ребята, начнём нашу работу со словарного диктанта. Открываем тетради, записываем дату\ классная работа. - Начинам записывать: плывёт вперёд, лететь вверх, пробежать расстояние, смотреть назад, двигаться снизу, рассмотреть метеорит, купить сеялку, путешествовать повсюду, гореть ярко. - Сейчас вам следует сделать 2 задания: указать спряжение, подчеркнуть орфограммы. - Ребята, всё закончили выполнять задания, я уверена , что вы все хорошо справились с заданием. - Сейчас давайте, вспомним, что такое глагол? - На какие вопросы отвечают глаголы н.ф.? - Формы какого времени имеет глагол? - Ребята, скажите, что такое спряжение? - Какие бывают окончания у глаголов? -Как пишутся глаголы, у которых окончание под ударением? - А как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? - Как называются глаголы с суффиксом СЯ? -На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в н.ф.? - Что пишется перед суффиксом СЯ в возвратных глаголах? - Приведите примеры. - Молодцы, ребята. - Ребята, сейчас послушайте, внимательно стихотворение и подумайте какая тема нашего урока: Где тут -тся? Где тут -ться? Надо разобраться. Что делать? Учиться. Что делает? Учится. Превосходный ученик Из него получится. По Э. Успенскому -Ребята, как вы поняли какая тема нашего урока? - Верно. Какая цель нашего урока тогда? | - Открывают тетради, записывают, готовятся к диктанту. - Записывают слова. - Выполняют задания. - часть речи обозначает действие и отвечает на вопросы что делать, что сделать. - Что делать? Что сделать? Настоящее, будущее прошедшее. - изменение глагола по числам и лицам. - Что они ударные и безударные - Так как слышатся - поставить в н.ф. - возвратные Что делать? Что сделать? Мягкий знак - здороваться, радоваться - правописание – тся и ться в возвратных глаголах - Научиться определять где пишется ТСЯ а ТЬСЯ. | Познавательные. - Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. - Обобщать и классифицировать по признакам. Выявлять сущность, особенности объектов. Познавательные. - На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные. - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - Прогнозировать предстоящую работу | Словесный Практический Наглядный |
Открытие новых знаний | - Ребята, предположите в каком случае пишется ТСЯ , а в каком ТЬСЯ? - Давайте, проверим наши предположения в учебнике на 104 странице. Сначала прочитайте самостоятельно, затем один нам читает, остальные слушают. - Ребята, скажите, если глагол отвечает на вопросы что делать ? что сделать? То что пишется перед суффиксом СЯ? - А если глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что сделает? Что происходит перед суффиксом СЯ? - В форме какого лица эти глаголы? - Молодцы, ребятки, скажите, правописание ТСЯ и ТЬСЯ в возвратных глаголах, чем является? - Давайте, проверим по учебнику. Мы правы? - Молодцы. - Ребята, сейчас выполняем следующее задания на слайде, что нам нужно сделать? Прочитайте его. - Образуйте от глаголов н.ф. глаголы в форме и 3-го лица единственного числа настоящего. Здороваться – Прощаться – Извиниться – - Умнички, ребята, сейчас давайте отдохнём. | - Предлагают свои мысли - Читают определения. - перед суффиксом СЯ пишется мягкий знак ТЬСЯ. - Мягкий знак не пишется - В форме 3 лица - орфограммой. здоровается. прощается. извиняется. | Познавательные. - Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - Выявлять сущность, особенности объектов. - На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Словесный Наглядный практический Игровой |
| - Ребята, сейчас 219 упражнение. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? - 1 и 2 вместе , остальные самостоятельно. - Ребята, проверяем задание. - Ребятки, сейчас я вам буду читать предложения , а вы должны в 2 столбика. Первый ТСЯ, а второй ТЬСЯ, записать возвратные глаголы, которые услышите из моего диктанта. Он за всё берётся, да не всё удаётся. Будешь трудиться, будет и хлеб водиться. Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы. - Проверяем. Кто справился без ошибок? Кто допустил 1 или 2 ошибки? | - перед суффиксом СЯ пишется мягкий знак ТЬСЯ. - Мягкий знак не пишется | Коммуникативные. - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Словесный Наглядный Практический Игровой |
Рефлексия | - Какая была тема урока? - Какую цель мы ставили вначале урока? - Ребята, скажите, если глагол отвечает на вопросы что делать ? что сделать? То что пишется перед суффиксом СЯ? - А если глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что сделает? Что происходит перед суффиксом СЯ? - В форме какого лица эти глаголы? - Молодцы, ребятки, скажите, правописание ТСЯ и ТЬСЯ в возвратных глаголах, чем является? - Давайте, представим, что ваше лицо – это смайлик, если вы довольны своей работой на уроке и получили новые знания, то улыбнитесь. Если вы считаете , что по трудились не вовсе силы – то сделайте серьёзный смайлик, а если вы считаете, что плохо поработали и не получили новых знаний, то сделайте грустный смайлик | Возвратные глаголы - перед суффиксом СЯ пишется мягкий знак ТЬСЯ. - Мягкий знак не пишется - В форме 3 лица - орфограммой. | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге. Регулятивные УУД: Умение адекватно оценивать свою деятельность | Словесный |