Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
Работа над ошибками.
2. Повторение теории.
Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
Какая часть речи называется именем существительным?
Как изменяются имена существительные? (по родам, падежам и числам)
3. Сообщение учителя. "Это интересно".
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
-Ребята, сколько падежей в казахском языке?
-В казахском языке семь падежей.
-А вот в русском языке есть шесть падежей. Поэтому сегодня я разделила вас на шесть групп, каждая группа будет обозначать какой-то падеж.
4. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".
5. Работа по учебнику стр. 100-102 ознакомление с правилом.
Рассмотреть таблицу на стр. 101
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
Работа над ошибками.
2. Повторение теории.
Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
Какая часть речи называется именем существительным?
Как изменяются имена существительные? (по родам, падежам и числам)
3. Сообщение учителя."Это интересно".
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
-Ребята, сколько падежей в казахском языке?
-В казахском языке семь падежей.
-А вот в русском языке есть шесть падежей. Поэтому сегодня я разделила вас на шесть групп, каждая группа будет обозначать какой-то падеж.
4. Работа в группах.(6 падежей - 6 групп)
Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".
5. Работа по учебнику стр. 100-102 ознакомление с правилом.
Рассмотреть таблицу на стр. 101
Задания для групп:
1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".
2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.
3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
4. Представить выступление и оформить на доске таблицу. Слайд 1
Падежи
Вопросы
Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
На каждую группу раздаю тексты стихотворений.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО? ( 1 группа)
Поворот судьбы такой удивительный: Изучаемый падеж Именительный. На суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала (кто?) - врушка!
Сочинила мир такой изумительный! Что ж запомним мы падеж Именительный!
Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал!
Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски, Но Родительный падеж Я не вспомню, хоть зарежь!
Как взлечу под потолок Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять, Буду все перечислять. ЧТО увижу и КОГО - Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад - Называю все подряд! Вижу вишню, вижу сливу. До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке, Красят лодки на песке: Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?) ( 5 группа)
Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо все теперь понять В падеже Творительном.
Что там долго говорить, Вот решился я:творить!
Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал.
Я - художник! Я - творец! Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом, На листе своем большом, Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну И опять творить начну!
Мой герой идет войной, Хочет править он страной, Поразить врагов стрелой, С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой, Для чего идти войной! Лучше миром кончим дело! Я альбом закрою свой.
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?) ( 6 группа)
На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках, Я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе: Ой, мечтаю я уже: О Предложном падеже!
Слайд 2
НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ
(Лист оценок за работу в группах)
№ группы
Устный ответ
Оформление
Грамотность
Итог
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Итог работы учащихся по группам:
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 102)
6. Лингвистическая задача.
"Неожиданные подарки"
Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".
Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.
Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:
- Понравились вам мои подарки?
- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.
- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.
А почему оно произошло, как вы думаете?
Объясните смысл словосочетаний:
подарок Коле
подарок Коли
7. Творческая работа. Контроль за темой.
Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.