kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок на тему "Падеж имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Падеж имён существительных.

Цель урока: Умение склонять и определять падеж имён существительных.

Задачи:

1) Закрепить знания учащихся о падежах;

2) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

3) воспитывать интерес к уроку.

Оборудование урока: репродукция картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", таблица, лист оценок, тексты стихотворений.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Орфографическая пятиминутка.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
  • Работа над ошибками.

2. Повторение теории.

  • Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
  • Какая часть речи называется именем существительным?
  • Как изменяются имена существительные? (по родам, падежам и числам)

3. Сообщение учителя. "Это интересно".

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.

Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

-Ребята, сколько падежей в казахском языке?

-В казахском языке семь падежей.

-А вот в русском языке есть шесть падежей. Поэтому сегодня  я разделила вас на шесть групп, каждая группа будет обозначать какой-то падеж.

4. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)

Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".

5. Работа по учебнику  стр. 100-102 ознакомление с правилом.

Рассмотреть таблицу на стр. 101

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урок на тему "Падеж имен существительных"»

Тема урока: Падеж имён существительных.

Цель урока: Умение склонять и определять падеж имён существительных.

Задачи:

1) Закрепить знания учащихся о падежах;

2) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

3) воспитывать интерес к уроку.

Оборудование урока: репродукция картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", таблица, лист оценок, тексты стихотворений.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Орфографическая пятиминутка.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)

  • Работа над ошибками.

2. Повторение теории.

  • Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?

  • Какая часть речи называется именем существительным?

  • Как изменяются имена существительные? (по родам, падежам и числам)

3. Сообщение учителя. "Это интересно".

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.

Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

-Ребята, сколько падежей в казахском языке?

-В казахском языке семь падежей.

-А вот в русском языке есть шесть падежей. Поэтому сегодня я разделила вас на шесть групп, каждая группа будет обозначать какой-то падеж.

4. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)

Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".

5. Работа по учебнику стр. 100-102 ознакомление с правилом.

Рассмотреть таблицу на стр. 101

Задания для групп:

1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".

2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.

3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

4. Представить выступление и оформить на доске таблицу. Слайд 1

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

 

 

Р.п.

 

 

Д.п.

 

 

В.п.

 

 

Т.п.

 

 

П.п.

 

 

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дела как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

На каждую группу раздаю тексты стихотворений.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО? ( 1 группа)

Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) - ватрушка!
На заборе спит (кто?) - старушка!
С неба нам летит (что?) - игрушка!
Соловьем свистит (кто?) - подружка!
На сосне сопит (кто?) - хрюшка!
Рассказала (кто?) - врушка!

Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?) ( 2 группа)

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!

Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?) ( 3 группа)

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!

А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?) ( 4 группа)

"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО -
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад -
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?) ( 5 группа)

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.

Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!

Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я - художник! Я - творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.

Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!

Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?) ( 6 группа)

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!

Слайд 2

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Лист оценок за работу в группах)

№ группы

Устный ответ

Оформление

Грамотность

Итог

№ 1

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

№ 4

 

 

 

 

№ 5

 

 

 

 

№ 6

 

 

 

 

Итог работы учащихся по группам:

Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 102)

6. Лингвистическая задача.

"Неожиданные подарки"

Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

А почему оно произошло, как вы думаете?

Объясните смысл словосочетаний:

  • подарок Коле

  • подарок Коли

7. Творческая работа. Контроль за темой.

Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.

Итог урока.

Д/з параграф 27, упр. 6 стр.102



















Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

КГУ Смирновская средняя школа №3











Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Тема: Падеж имён существительных









Учитель русского языка и литературы:

Умбетова Жайнагуль Макеновна






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урок на тему "Падеж имен существительных"

Автор: Умбетова Жайнагуль Макеновна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "план-конспект урока "Именительный падеж имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-imienitiel-nyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "243252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445683922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку  "Творительный падеж имен существительных""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tvoritiel-nyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "256528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448171964"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку "Падежи имен существительных""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-padiezhi-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "303944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Дательный падеж имени существительного""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_datiel"
    ["file_id"] => string(6) "374094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482919144"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Творительный падеж имен существительных. Конспект урока по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(74) "tvoritielnyipadiezhimiensushchiestvitielnykhkonspiekturokaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "313703"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459524498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства