Цель: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных; развивать умение определять падеж имен существительных по вопросу и его роли в предложении, обосновывать правильность определения падежа, составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавание именительного падежа по вопросам;
Мета предметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации;
Личностные: привитие интереса к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Прозвенел звонок – дети сели на урок.
Все тихонечко сидят, четко внятно говорят.
Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя В. Белинского.
«Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.»
В. Белинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока "Именительный падеж имен существительных" »
Тема: «Именительный падеж имён существительных».
Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных; развивать умение определять падеж имен существительных по вопросу и его роли в предложении, обосновывать правильность определения падежа, составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавание именительного падежа по вопросам;
Мета предметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации;
Личностные: привитие интереса к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Прозвенел звонок – дети сели на урок.
Все тихонечко сидят, четко внятно говорят.
Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя В. Белинского.
«Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.»
В. Белинский.
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, которые вы составили с несклоняемыми именами существительными.
- Почему они так названы?
- Как употребляются несклоняемые имена существительные во всех падежах?
Орфографическая минутка:
Рябина, плащ, помощь, комната, трамвай, шоссе.
Задание: определить род имён существительных, выделить окончание.
Какое слово является несклоняемым по падежам?
Комментированное письмо
- Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, укажите части речи.
Зима. Идет мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.
-Что такое подлежащее?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Какой частью речи чаще всего оно выражено?
(Работа по карточкам (в парах))
Карточка
Вставить пропущенные (недостающие слова)
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
______________________ рода и __________________________ рода.
4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________________ по _____-
-Как иначе называется изменение по падежам?
-Как узнать падеж имён существительных?
3. Мотивация познавательной деятельности.
Сообщение темы и задач урока.
Послушайте загадку.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Сделайте вывод. О чем пойдет речь на уроке. Проверьте свои предположения на стр.42.
Прочтите название темы. Поставьте учебные задачи.
Составим план работы по теме:
-изучить правило.
-отработать на примерах.
-проверить уровень знаний.
-оценить свою работу.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Для того, чтобы получить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать с текстом. (стр. 42, упр. 74)
Читаем задание, планируем работу. Выполняем. Делаем вывод о роли в предложении существительных в именительном падеже.
На какие вопросы отвечают выделенные вами существительные? (кто? что?)
Определите падеж этих слов. (Именительный)
Подчеркните грамматические основы предложений. Какими членами предложения являются имена существительные в именительном падеже?
Сделайте вывод. (Имена существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими)
Знакомство с правилом (с. 42)
Сверяем свой вывод с выводом в учебнике стр. 42
Выполнение упражнения 75 (с. 42)
-Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запишите их.
-Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
- Определите падеж выделенных слов. Как вы это определяли?
-Рассмотрите птицу на рисунке. Что вы знаете о рябчике? Что это за птица?
Выполнение упражнения 76 (с.43)
- Прочитайте стихотворение Е. Благининой. О чем оно?