kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Текст – повествование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   12                                                            3 класс        4 четверть
Тема:    Текст – повествование
Цель:  актуализация знаний учащихся, полученных раннее: (особенности текстов - повествований); способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся.
воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Тип урока:  повторение изученного материала
Оборудование:   
Ход урока:
1.     Организационный момент
- Начинаем урок русского языка.
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
 (Правильно и красиво говорить, а также грамотно  и красиво писать)
Этим мы с вами и занимаемся на уроках русского языка и лит. чтения.
- Чтобы наш урок прошел  успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг  другу)
Тогда приступаем к работе. Откройте тетради, запишите число.
2.    Актуализация знаний учащихся
-  Предлагаю проверить знания по теме «Текст» с помощью теста
(Распечатка теста у каждого на столе)
2. Проверка работы по верному коду.
– Проверьте свои ответы.
1    2     3    4    5   6  
В   Б     В   Б  А   А
3.      Сообщение темы урока
Повтрение о типах текста
Дети зачитывают три текста:
1.    Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2.    Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.    Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому дрессировщик заботится о них? А вы как думаете?
Сравните эти тексты. Чем они похожи? Чем отличаются?
(Все тексты о цирке и о тиграх.
В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел тигров.
Во втором тексте даётся описание тигров.
А в третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика.)
Следовательно, существует несколько видов текста. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.
4.      Минутка чистописания
Запишите правильно строчные буквы, написанные  в соединении  на доске        
по во ни вест ва е
5.    Формулирование темы  и постановка целей урока
Попробуйте из этих  слогов  составить слово и вы узнаете тему нашего урока.
Какую цель поставим перед собой на уроке? Чего вы ждёте от урока?
Узнать, что такое текст-повествование?
Какие особенности имеет текст-повествование?
Для чего используют текст повествование? А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться  самостоятельно мыслить.
6.    Работа над темой урока
- Какова схема построения повествовательного текста?
1. Вступление. Начало действия.
2. Основная часть. Развитие действия.
3. Заключение. Вывод.

-Текст- повествование (на столах у каждого ученика).    Устная работа
                          Любопытный щенок.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.                                                     Текст читается «по цепочке».

Ребята, это текст? Докажите.
О чем этот текст?
Какой вопрос можно задать к этому тексту?

- Составить текст из предложений. Выделить смысловые части.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка извернулась и убежала.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Озаглавьте текст. Запишите их, соблюдая абзацы.
Какова  тема текста? (тексты о природе)
Какова идея текста? (необходимо беречь и охранять природу)
7.    Самостоятельная работа
Выберите текст - повествование и спиши его.  1 и 4 пред. разберите по членам предложения.
На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов. Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом превратится в огромную лужу и уйдёт в землю.
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
На полях белой скатертью лежит снег. В воскресенье я с другом решил прогуляться по снежному полю. Трудно было прокладывать лыжню. Морозный ветер щипал нам лицо. Домой мы вернулись усталые, но весёлые.
8.    Обобщение знаний по теме
- Вы хорошо справились с самост. работой  и нам предстоит обобщить наши знания, полученные на уроке. Определите тип  текста.
- Автор текстов,  которые  вы сейчас услышите,  Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.
а)  Чтение текста учителем. Книга К. Паустовского, отрывок.
   Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой.
- О чём этот текст?
 - Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?  ПОВЕСТВОВАНИЕ.
 б) Чтение текста учеником.
     Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
     Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
 - А о чём этот текст?
 - Что можно представить, читая его?
 - Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?  ОПИСАНИЕ.

 Работа в парах.  Определение типа текста в зависимости от ситуации.
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Описание)
 б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. (Повествование)
 в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. (Рассуждение)
 
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).
 - Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай в нашем классе»?
9.    Рефлексия
Если вы научились определять тип текста, то разукрасьте сердечки красным цветом, если еще затрудняетесь, то синим.
10.       Домашнее задание   стр. 204  упр. 560

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Текст – повествование"»

Урок 12 3 класс 4 четверть

Тема: Текст – повествование

Цель: актуализация знаний учащихся, полученных раннее: (особенности текстов - повествований); способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся. 
воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Тип урока: повторение изученного материала

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать)

Этим мы с вами и занимаемся на уроках русского языка и лит. чтения.

- Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Тогда приступаем к работе. Откройте тетради, запишите число.

  1. Актуализация знаний учащихся

- Предлагаю проверить знания по теме «Текст» с помощью теста

(Распечатка теста у каждого на столе)

2. Проверка работы по верному коду.

– Проверьте свои ответы.

1 2 3 4 5 6

В Б В Б А А

  1. Сообщение темы урока

Повтрение о типах текста

Дети зачитывают три текста:

  1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

  2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

  3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому дрессировщик заботится о них? А вы как думаете?

Сравните эти тексты. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Все тексты о цирке и о тиграх.

В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел тигров.

Во втором тексте даётся описание тигров.

А в третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика.)

Следовательно, существует несколько видов текста. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

  1. Минутка чистописания

Запишите правильно строчные буквы, написанные в соединении на доске

по во ни вест ва е

  1. Формулирование темы и постановка целей урока

Попробуйте из этих слогов составить слово и вы узнаете тему нашего урока.

Какую цель поставим перед собой на уроке? Чего вы ждёте от урока?

Узнать, что такое текст-повествование?

Какие особенности имеет текст-повествование?

Для чего используют текст повествование? А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

  1. Работа над темой урока

- Какова схема построения повествовательного текста?

1. Вступление. Начало действия.

2. Основная часть. Развитие действия.

3. Заключение. Вывод.


-Текст- повествование (на столах у каждого ученика). Устная работа

Любопытный щенок.

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. Текст читается «по цепочке».

Ребята, это текст? Докажите.
О чем этот текст?
Какой вопрос можно задать к этому тексту?

- Составить текст из предложений. Выделить смысловые части.

Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.

К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.

Ящерка извернулась и убежала.

Остался у щенка только хвост в зубах.

Щенок фыркнул и отбросил его.

А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.

Озаглавьте текст. Запишите их, соблюдая абзацы.

Какова тема текста? (тексты о природе)

Какова идея текста? (необходимо беречь и охранять природу)

  1. Самостоятельная работа

Выберите текст - повествование и спиши его. 1 и 4 пред. разберите по членам предложения.

На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов. Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом превратится в огромную лужу и уйдёт в землю.

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

На полях белой скатертью лежит снег. В воскресенье я с другом решил прогуляться по снежному полю. Трудно было прокладывать лыжню. Морозный ветер щипал нам лицо. Домой мы вернулись усталые, но весёлые.

  1. Обобщение знаний по теме

- Вы хорошо справились с самост. работой и нам предстоит обобщить наши знания, полученные на уроке. Определите тип текста.

- Автор текстов, которые вы сейчас услышите, Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.

а) Чтение текста учителем. Книга К. Паустовского, отрывок.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой.

- О чём этот текст?

- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? ПОВЕСТВОВАНИЕ.

б) Чтение текста учеником.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

- А о чём этот текст?

- Что можно представить, читая его?

- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? ОПИСАНИЕ.


Работа в парах. Определение типа текста в зависимости от ситуации.

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Описание)

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. (Повествование)

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. (Рассуждение)

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).

- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай в нашем классе»?

  1. Рефлексия

Если вы научились определять тип текста, то разукрасьте сердечки красным цветом, если еще затрудняетесь, то синим.

  1. Домашнее задание стр. 204 упр. 560






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Текст – повествование"

Автор: Корнилова Антонина Александровна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме:Текст-повествование. "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-tiekst-poviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "119364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413391077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiekst-rassuzhdieniie-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "238763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444650168"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по теме "Обобщение сведений о типах текста". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-sviedienii-o-tipakh-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "106449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403015796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Тип текста: повествование" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tip-tieksta-poviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "217437"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433347885"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка (УМК "Планета знаний") по теме "Текст. Типы текстов"."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-umk-planieta-znanii-po-tiemie-tiekst-tipy-tiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "337541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468559125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства