Урок 12 3 класс 4 четверть
Тема: Текст – повествование
Цель: актуализация знаний учащихся, полученных раннее: (особенности текстов - повествований); способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся.
воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Тип урока: повторение изученного материала
Оборудование:
Ход урока:
1. Организационный момент
- Начинаем урок русского языка.
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать)
Этим мы с вами и занимаемся на уроках русского языка и лит. чтения.
- Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)
Тогда приступаем к работе. Откройте тетради, запишите число.
2. Актуализация знаний учащихся
- Предлагаю проверить знания по теме «Текст» с помощью теста
(Распечатка теста у каждого на столе)
2. Проверка работы по верному коду.
– Проверьте свои ответы.
1 2 3 4 5 6
В Б В Б А А
3. Сообщение темы урока
Повтрение о типах текста
Дети зачитывают три текста:
1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому дрессировщик заботится о них? А вы как думаете?
Сравните эти тексты. Чем они похожи? Чем отличаются?
(Все тексты о цирке и о тиграх.
В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел тигров.
Во втором тексте даётся описание тигров.
А в третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика.)
Следовательно, существует несколько видов текста. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.
4. Минутка чистописания
Запишите правильно строчные буквы, написанные в соединении на доске
по во ни вест ва е
5. Формулирование темы и постановка целей урока
Попробуйте из этих слогов составить слово и вы узнаете тему нашего урока.
Какую цель поставим перед собой на уроке? Чего вы ждёте от урока?
Узнать, что такое текст-повествование?
Какие особенности имеет текст-повествование?
Для чего используют текст повествование? А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
6. Работа над темой урока
- Какова схема построения повествовательного текста?
1. Вступление. Начало действия.
2. Основная часть. Развитие действия.
3. Заключение. Вывод.
-Текст- повествование (на столах у каждого ученика). Устная работа
Любопытный щенок.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. Текст читается «по цепочке».
Ребята, это текст? Докажите.
О чем этот текст?
Какой вопрос можно задать к этому тексту?
- Составить текст из предложений. Выделить смысловые части.
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост.
Ящерка извернулась и убежала.
Остался у щенка только хвост в зубах.
Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
Озаглавьте текст. Запишите их, соблюдая абзацы.
Какова тема текста? (тексты о природе)
Какова идея текста? (необходимо беречь и охранять природу)
7. Самостоятельная работа
Выберите текст - повествование и спиши его. 1 и 4 пред. разберите по членам предложения.
На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов. Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом превратится в огромную лужу и уйдёт в землю.
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
На полях белой скатертью лежит снег. В воскресенье я с другом решил прогуляться по снежному полю. Трудно было прокладывать лыжню. Морозный ветер щипал нам лицо. Домой мы вернулись усталые, но весёлые.
8. Обобщение знаний по теме
- Вы хорошо справились с самост. работой и нам предстоит обобщить наши знания, полученные на уроке. Определите тип текста.
- Автор текстов, которые вы сейчас услышите, Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.
а) Чтение текста учителем. Книга К. Паустовского, отрывок.
Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой.
- О чём этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? ПОВЕСТВОВАНИЕ.
б) Чтение текста учеником.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
- А о чём этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? ОПИСАНИЕ.
Работа в парах. Определение типа текста в зависимости от ситуации.
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Описание)
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. (Повествование)
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. (Рассуждение)
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).
- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай в нашем классе»?
9. Рефлексия
Если вы научились определять тип текста, то разукрасьте сердечки красным цветом, если еще затрудняетесь, то синим.
10. Домашнее задание стр. 204 упр. 560