СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
ПРАВОПИСАНИЕ УДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ
Цели: формировать умение определять спряжение глаголов; сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Какую работу вы выполняли с глаголами?
– Что такое спряжение?
– Какие признаки спряжений мы с вами выделили?
– Сегодня мы продолжим работу по определению спряжения глаголов.
II. Упражнение в определении спряжения глаголов.
1. Н а д о с к е:
Кричу, жду, расту, пою, шалю, сплю, тру.
– Что общего в этих словах? Чем отличаются?
– Можно ли определить спряжение глаголов?
Поставьте глаголы в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и напишите.
З а п и с ь в тетрадях: кричат, ждут, растут, поют, шалят, спят, трут.
Выделите окончания глаголов. Определите спряжение.
– В какой позиции стоят гласные в окончаниях глаголов?
Сделайте вывод, как определить спряжение у глаголов 1-го лица единственного числа.
В ы в о д. Чтобы определить спряжение глаголов в 1-м лице ед. ч., нужно поставить глагол в форму 3-го лица.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 132.
Прочитайте, наблюдая за местом ударения в окончаниях глаголов.
Выпишите глаголы в два столбика: ударные и безударные окончания глаголов.
П р о в е р к а.
– В каких глаголах окончания пишутся так же, как и слышатся? Прочитайте.
– Какая орфограмма в глаголах следующей группы? (Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.)
– Есть сомнения в написании окончаний этой группы?
Ч т е н и е в ы в о д а на с. 98. Дополнение учителя.
Действительно, ударение играет немаловажную роль.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на ОКОНЧАНИЕ.
И ещё на УДАРЕНИЕ
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь спряжение.
III. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 134.
Выпишите глаголы с ударными окончаниями в два столбика (по спряжениям) и допишите к ним формы 2-го лица в единственном числе.
– Какой приём использовал А. Блок в своём стихотворении? (Олицетворение.)
Приведите примеры из текста.
IV. Итог урока.
– У каких глаголов мы можем сразу определить спряжение? (С ударными окончаниями.)
– В чём сходство глаголов у I и II спряжения? (Окончания -у, -ю.)
– Как определить спряжение у глаголов 1-го лица? (По 3-му лицу.)
Домашнее задание: выполнить упражнение 134.