kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Фразеологизмы»

Цель урока:

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

- уметь давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.      

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 6

Учитель: Цимбалист Мария Николаевна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»



Тема: «Фразеологизмы»



Цель урока:

формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.



Задачи урока:

- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

- уметь давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 6

Учитель: Цимбалист Мария Николаевна


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент


Проверяет готовность обучающихся к уроку

Проверяют готовность к уроку

2

2

Актуализация знаний


Повторение

Фронтальный опрос по ранее изученной теме.

Повторение темы «Лексическое значение слова»

3

3

Знакомство с новым материалом.

1.Слайд 1, 2, 3.

Определение темы урока, постановка цели, задач урока.


2. Слайд 4,5

Сравнение словосочетаний: ломать голову, горячая голова, разбить на голову, с ног на голову.


3.Слайд 6

Одинаково ли значение слова голова?




4.Слайд 7

Определение фразеологизмов.



5. Слайд 8

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией И.А. Молоткова




6. Слайд 9,10

Использование фразеологизмов в литературе.





7. Слайд 11

Фразеологизмы в УНТ






Демонстрирует иллюстрации, создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.














Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.




Знакомит с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Объясняет принцип работы со словарем, словарной статьей.



Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.




Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями (пословицы, поговорки, загадки)или в связи с историческими событиями.



Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.









Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.


Читают определение, делают вывод. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения


Знакомятся с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией И.А. Молоткова. Тренировочные упражнения со словарем, словарной статьей.



Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения.


Игра «Найди фразеологизм» в загадках, сказках, пословицах, поговорках.

18

4

Закрепление изученного материала

1.Слайд 12, 13

«Подбери синонимы»

«Найди антонимы»



2. Слайд 14

Разминка.



3. Слайд 15, 16

Игра «Кто больше»




4. Слайд 17

«Собери фразеологизмы»



5. Слайд 18, 19

«Узнай фразеологизм»


Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.


Читает сочетания слов. Разбор сочетаний слов, которые вызвали трудности.


Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.


Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.



Демонстрирует иллюстрации. Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Выводы: фразеологизмы имеют устойчивую словесную и грамматическую форму.

Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания.



Отмечают хлопком фразеологические обороты. Объясняют значение сочетаний слов.


Используя иллюстрацию, вспомнить фразеологические обороты со словом язык.



Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка.


Отгадывают, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составляют с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение. Делают выводы о синтаксической роли фразеологизмов в предложении.

14

5

Подведение итогов

1.Слайд 20

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.

Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

5

6

Домашнее задание

1.Слайд 20

Комментирует домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

3



Список литературы:

  1. А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс, 2009. – 144 с.

  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники./А.М. Бабкин. –Москва: Либроком, 2009. –264 с.

  3. Балакай, А.Г. Фразеология современного русского языка / А.Г. Балакай. - Новокузнецк: Кузбассиздат, 1992. – 80 с.

  4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.: учебник – 24 издание – Москва: Просвещение, 2002 –С 240.:

  5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю: Обучение русскому языку в 6 классе: методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений – 2 издание -– Москва: Просвещение, 2002 –С 124.:

  6. И. А. Крылов. Избранные произведения. – Москва: Советская Россия, 1979.

  7. Русский язык: поурочные планы/Под.ред. Н.М. Скоркиной – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 – С

  8. А. Твардовский Василий Теркин /– Издательство: Амфора, 2008 г. – 351 с.

  9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — Москва: Русский язык, 1987. — С. 238.



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Тема урока

Тема урока

Цель урока Формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Цель урока

Формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

ЗАДАЧИ УРОКА

ЗАДАЧИ УРОКА

  • знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова
  • уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
Одинаково ли значение слова голова в выражениях: Беседа по картинкам Ломать голову Горячая голова

Одинаково ли значение слова голова в выражениях:

Беседа по картинкам

Ломать голову Горячая голова

разбить на голову с ног на голову Беседа по картинкам

разбить на голову с ног на голову

Беседа по картинкам

Ломать голову – решать трудную задачу, думать о чем-нибудь   Горячая голова – вспыльчивый человек, безрассудный.   Разбить наголову – нанести поражение, разбить всех.   С ног на голову – придать чему-либо противоположное значение, исказить.

Ломать голову решать трудную задачу, думать о чем-нибудь Горячая голова – вспыльчивый человек, безрассудный. Разбить наголову – нанести поражение, разбить всех. С ног на голову – придать чему-либо противоположное значение, исказить.

Все богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках Как и все словари, этот словарь имеет: - Введение. - Указания, как пользоваться словарём. - Словарь, где все фразеологизмы расположены в алфавитном порядке.

Все богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках

Как и все словари, этот словарь имеет:

- Введение.

- Указания, как пользоваться словарём.

- Словарь, где все фразеологизмы расположены в алфавитном порядке.

Использование фразеологизмов в литературе Оказался молодцом, Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу.  А Шибаев  Речка сбросила мостки, Вырвалась из плена. Все ей нынче пустяки Море по колено!  А Барто

Использование фразеологизмов в литературе

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

А Шибаев

Речка сбросила мостки,

Вырвалась из плена.

Все ей нынче пустяки

Море по колено!

А Барто

Использование фразеологизмов в литературе Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнется. Только что-то вспомнит вдруг, Вспомнит, усмехнется  А Твардовский  Запели молодцы: Кто в лес, кто по дрова, И у кого, что силы стало. В ушах у гостя затрещало И закружилась голова.  И Крылов

Использование фразеологизмов в литературе

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнется.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнется

А Твардовский

Запели молодцы:

Кто в лес, кто по дрова,

И у кого, что силы стало.

В ушах у гостя затрещало

И закружилась голова.

И Крылов

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В УНТ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В УНТ

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ Кот наплакал Тьма тьмущая Со всех ног Раз два и обчелся С гулькин нос Хоть отбавляй С три короба Капля в море Пруд пруди В два счета Не успеешь моргнуть Видимо-невидимо Во всю прыть Фразеологизмы имеют синонимы

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ

  • Кот наплакал
  • Тьма тьмущая
  • Со всех ног
  • Раз два и обчелся
  • С гулькин нос
  • Хоть отбавляй
  • С три короба
  • Капля в море
  • Пруд пруди
  • В два счета
  • Не успеешь моргнуть
  • Видимо-невидимо
  • Во всю прыть

Фразеологизмы имеют синонимы

Составьте пары, противоположные по смыслу Воспрянуть духом Чуть свет На ночь глядя На чужой шее сидеть Душа в душу Как кошка с собакой Повесить нос Расхлебывать кашу Коломенская верста Жить своим горбом Сидеть сложа руки От горшка Два вершка Заваривать кашу Не покладая рук Фразеологизмы имеют антонимы

Составьте пары, противоположные по смыслу

Воспрянуть духом

Чуть свет

На ночь глядя

На чужой шее сидеть

Душа в душу

Как кошка с собакой

Повесить нос

Расхлебывать кашу

Коломенская верста

Жить своим горбом

Сидеть сложа руки

От горшка Два вершка

Заваривать кашу

Не покладая рук

Фразеологизмы имеют антонимы

Игра «Аплодисменты» золотые руки - золотые зубы медвежья берлога – медвежья услуга сбивать с толку – сбивать с дерева дрова разгорелись - глаза разгорелись горькая правда – горькое лекарство приходить в школу – приходить в голову Отметить хлопком фразеологический оборот. Разобрать сочетания слов, которые вызвали трудности.

Игра «Аплодисменты»

золотые руки - золотые зубы

медвежья берлога – медвежья услуга

сбивать с толку – сбивать с дерева

дрова разгорелись - глаза разгорелись

горькая правда – горькое лекарство

приходить в школу – приходить в голову

Отметить хлопком фразеологический оборот. Разобрать сочетания слов, которые вызвали трудности.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ» Выигрывает тот, кто больше вспомнит фразеологических оборотов со словом «язык»

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

Выигрывает тот, кто больше вспомнит фразеологических оборотов со словом «язык»

«ЯЗЫК»

«ЯЗЫК»

  • Язык без костей.
  • Язык до Киева доведет.
  • Язык хорошо подвешен.
  • Кто меня за язык тянул?
  • Язык на плече.
  • Язык проглотил.
  • Язык мой – враг мой.
  • Хватит языком молоть.
  • Типун тебе на язык.
УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ Работать спустя рукава - Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение Вывести на чистую воду

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Работать спустя рукава

- Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение

Вывести на чистую воду

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ Как белая ворона . Вставлять палки в колеса

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Как белая ворона

.

Вставлять палки в колеса

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах? - Чему научились? - Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно ?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

- Чему научились?

- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно ?

дОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Какова история происхождения фразеологизмов

дОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Какова история

происхождения

фразеологизмов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы»

Автор: Цимбалист Мария Николаевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока - кроссворда 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-krossvorda-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443339763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "130190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415855700"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства