kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, проводится в 6 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Знакомит учащихся с источниками фразеологизмов, вовлекает школьников в мыслительную деятельность, расширяет их кругозор. В ходе урока ребята сами добывают знания, делают обобщения и выводы. На уроке используется групповая форма работы.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы»
Предметные результаты: знакомство с источниками образования фразеологических оборотов; умение толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами, употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения; использовать фразеологические словари для определения и уточнения значений фразеологизмов.

Метапредметные результаты: адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.

Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

5.Домашнее задание по выбору учащегося:

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

3)        выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" »

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений БарановОборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Примечание: смена слайдов вручную, по щелчку.



























Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока     « Фразеологизмы».(Слайд 1)

3. Целеполагание

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи. (Слайд 2)

-Подумайте, что мы должны знать и чему научиться сегодня на уроке?

Задачи: знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова

уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов. (Слайд 3)

Учитель:

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

 Вы засучите рукава.

 Задания приготовьтесь слушать,

 Чтоб не кружилась голова.

4.Работа по теме урока

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.) (Слайд 4)

1.Рассмотрим следующие фразеологизмы (Слайд 5) Заменить словам

2.Рассмотрим признаки свободных словосочетаний и признаки фразеологизмов (Слайд 6)

3. Сравните (Слайд 7)

4. Найдите фразеологизм, объясните его значение

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

(Б. Заходер) (Слайд 8)

5. Найдите объяснение каждому фразеологизму

  • Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

  • Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.(Слайд9)

6. Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Проверьте друг у друга

7. Рассмотрите рисунки и угадайте фразеолгизмы (Слайд)

(Водить за нос- обманывать;

сесть в галошу – оказаться в неловком положении, вставлять палки в колеса - мешать какому-либо делу;

льёт как из ведра - идёт проливной дождь, лить крокодиловы слёзы - притворно, неискренне жаловаться,) (Слайд 10-13)

8. Работа в группах:

  • 1.Отгадать загадки

1-я группа

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

2-я группа

Мы исходили городок

Буквально вдоль и…поперек 

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3-я группа

Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес,

Кто по дрова.

Ребята слушать их не станут: от этой песни уши…

  • 2. Четвертое лишнее Игра “Четвёртый лишний”.

  • Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3.

1 группа

  • Хоть пруд пруди. Кот наплакал.

  • Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

2 группа

Во все лопатки. Сломя голову.

  • Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

3 группа

  • Слово в слово. Тютелька в тютельку.

  • Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.

  1. Рассмотрим рубрику на заметку

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).

Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.

Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много. (Слайд 15)

  1. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. Работа в парах.

  • (Задание 2,3 раздается заранее в распечатанном виде каждому ученику. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

  • 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

  • 2) кто во что горазд 2) в двух шагах

  • 3) как снег на голову 3) куры не клюют

  • 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

  • 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

  • 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

  • 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

  • 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

  • 9) доводить до белого каления 9) как мел

  • Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

  • 1) рукой подать 1) мастер на все руки

  • 2) на вес золота 2) спустя рукава

  • 3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

  • 4) песок сыплется 3) взять себя в руки

  • 5) в час по чайной ложке 5) грош цена

  • 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

  • 7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

  • 8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

  • 9) душа в душу 9) одержать победу

  • 10)засучить рукава 10)на всех парах (Слайд 15,16)

  1. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.

Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.

  • Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках.

  • Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править.

  • У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.

  • Витя был на седьмом небе от счаст..


-Давайте сделаем вывод о синтаксической роли в предложении фразеологизмов

(Фразеологизм является одним членом предложения.)

5.Домашнее задание по выбору учащегося:

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

3)        выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами. (Слайд19)


6. Подведение итогов.

Что такое фразеологизм?

Чем можно заменить фразеологизм?

Какую роль выполняет фразеологизм в предложении


7. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.


8. Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков:



Использованные материалы

  • http://idioms.chat.ru

  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988

  • Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001

  • Купалова А.Ю. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2010

http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/file/977260/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы"

Автор: Пономарева Елена Алексеевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы""
    ["seo_title"] => string(68) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_na_temu_frazeologizmy"
    ["file_id"] => string(6) "637809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1696930882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "План-конспект урока русского языка из раздела «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ». 5 класс Тема. Фразеологизм. Источники фразеологии."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_iz_razdela_leksikologiia_frazeologiia_5_klas"
    ["file_id"] => string(6) "622230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672756624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства