УМК «Школа России»
Конспект урока русского языка по теме:
«Повторение и обобщение знаний»
Учитель: Юркова Е.П.
МАОУ СОШ №-30
г. Березники
Пермский край
2013 -2014 год
Цель: закрепить и обобщить полученные знания и учить применят
их на практических заданиях.
Задачи: Познакомить с видом урока (урок – кроссворд).
Развивать УУД.
План урока.
1.Оргмомент.
2. Повторение.
- Что мы произносим? 1. (Звук) вставляем в кроссворд на доске
- На какие группы делятся все звуки?
- На что указывают гласные первого и второго ряда?
- Какие гласные особые? Почему?
- Что можно определить у согласных?
- Какие буквы звука не обозначают?
- Как называется раздел русского языка изучающий звуки?
3. Чистописание. 2. (Буквы) вставляем в кроссворд
Чёрные, кривые
От рожденья все немые,
Встанут в ряд
Сейчас заговорят.
- «Угадай букву» и допиши в тетрадь.
- А О И Я Е (буквы написаны на доске письменно, но некоторые элементы букв стёрты)
- Запиши согласные буквы, убрав из ряда «лишние»
- б м г в д т н ш с п к ф л з й
- Какие орфограммы связаны с написанием гласных букв?
- Какие орфограммы связаны с написанием согласных букв?
4. Письмо слогов. 3. (Слоги) вставляем в кроссворд
- Почему я обвела буквы в ?
- О чём говорят звукосочетания?
- Письмо и проговаривание правил.
Жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк,чн, щн;
- Что записали?
- Какое правило знаете?
- Что образуют слоги?
5. Написание слов. 4. (Слова) вставляем в кроссворд
- Словарные слова.
Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку
Но внезапно за бугром
Громкий – громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки.
Разлетелись на кусочки
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать.
Мед…., за…, со….а;
- Письмо с комментированием и названием орфограммы, деление слов для переноса.
(Во время словарной работы 4 ученика работают за тренажером «Фраза»
- Загадочное письмо было получено. Написаны буквы, а что они означают разобрать я не могу.
А тя
толий с
(Анатолий, Настя)
- Что надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
- Игра «Футбол»
Ь- пок-ль мягк. Ь- разд. знак .
(слова напечатаны на карточках)
(соловьи, пеньки, пью, улья, лось, деньки)
- Расставьте слова в нужные ворота.
- Какова роль ь?
- Решение кроссворда. Карточка №-1(У каждого ребёнка кроссворд на парте.)???????- Подбери противоположные, слова предметы.
порядок – ералаш
старт – финиш
шум – тишь
правда – ложь
день – ночь
проигрыш - выигрыш
старик – малыш
- Какое ключевое слово получилось?
- Что такое антонимы?
6. Словосочетание. 5. (Словосочетание) вставляем в кроссворд
- Закончи предложение: Два слова связанные по смыслу образуют …. (словосочетание)
- Придумай словосочетание к схеме:
кто? +что?
какой? + кто?
7. Физминутка.
8. Работа с фразеологизмами.
Карточка №-2
В русском языке есть умные и точные словосочетания несущие смысл, их называют фразеологизмами. Образовано от слова «фраза».
-Прочитайте. Что это? Соедините фразеологизм с его значением.
зарубить на носу медленно (на доске)
в час по чайной ложке запомнить
Работа в группах.
- Объясни значение фразеологизма и найди пару, выступление.
1 гр. повесить нос близко
рукой подать грустить
2 гр. сесть в калошу обмануть
оставить с носом опозориться
3 гр. хлопать ушами прослушать
с гулькин нос очень мало
9. Предложение. 6. (Предложение) вставляем в кроссворд
- Что выражает законченную мысль?
- Какие правила написания предложения знаете?
- Будет ли пословица являться предложением?
Собери пословицу и объясни. (по группам)
Нет друга – ищи, а нашёл береги.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Делу время – потехе час.
- Письмо с комментированием.
В воскресенье ребята ходили в лес.
Найти все орфограммы и подчеркнуть основу предложения.
10. Текст. Карточка №-3 (определи тип текста)
Предложения связанные одной темой и записанные в логической последовательности образуют …. текст.
1 группа.
Лиса осторожный зверь. Шерсть на ней длинная, пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
2 группа.
Пришла зима. Дети выбежали на улицу. Они рады снегу. Малыши катаются на санках и лепят снеговика.
3 группа.
У меня есть котёнок. Я люблю его. Он ласковый и игривый. Кошки очень полезные животные. Если к ним плохо относиться они могут обозлиться и убежать.
11. Д.з.
- В своих текстах выделить орфограммы и грамматическую основу.
- Выполнить фонетический разбор одного слова.
12. Итог.
-Что сегодня вспомнили?
-Какой раздел русского языка помог нам в этом? (Орфография) вставляем в кроссворд
Все уроки русского языка помогают развивать в человеке речь, память, мышление.
-Какие занимательные задания помогли нам это сделать?
8. (Загадка, фразеологизмы, антонимы, ребус) вставляем в кроссворд
- Отгадайте зашифрованную таблицу и сумеете вписать слова в кроссворд.?
- Все эти упражнения и задания помогают лучше разобраться в русском языке. А значит, мы хорошо будем его знать. Ведь мы русские люди и знаменитые писатели
Тоже воспевали наш язык, говорили на нём.
Спасибо. Урок закончен.