kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "  Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Цели:

*систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным;

*находить в тексте и использовать в речи данный вид предложений, уметь расставлять знаки препинания и чертить схемы;

* продолжить развитие  навыков грамотного письма.

*воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: закрепление.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ход урока

1.Орг. момент урока

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня  мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным», для этого нам необходимо вспомнить теоретический материал,  изученный на предыдущих уроках. В этом нам поможет тестовое задание:

 «Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ –  1 балл.

1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.

2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.

3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.

4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.

5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.

Ответы:

1.да

2.нет

3.да

4.да

5.нет

-Как вы думаете, для чего нужно было выучить теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике).

3. Лексико-орфографическая работа (слайд) (записать в словарик)

Оптимист – /лат.оптимус/-наилучший

Пессимист - /лат. пессимус–наихудший

Референдум –

Презентация -

- Дайте лексическое толкование этих слов.

(Учащийся по подготовленному дома упр. 63 дает толкование, происхождение слов)

Слово учителя.

- Вы узнали лексическое значение слов, запомните их правописание.

- У первых двух слов противоположное лексическое значение – как называются такие слова? (Антонимы.)

- Ребята, как вы думаете, кем быть лучше – оптимистом или пессимистом? (Ответы.)         Отвечая на вопросы, вы использовали СПП с придаточными изъяснительными.

- Случайно ли это? (Нет, ведь придаточные изъяснительные относятся к словам главного предложения, имеющие значение речи, мысли, чувства.)

  4. Проверка домашнего задания (групповое)

      (презентация-выступление о спп с придаточным изъяснительным)

5. Конструирование сложноподчиненных предложений

 с придаточными изъяснительными + схемы

Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть (слайд). Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 Я убеждён, что…….       [ - = ], (что….).

 Я считаю, что………      [- =], (что…).

 Я согласен с тем, что………[- =], (что…).

 Могу с уверенностью сказать о том, что……[= = + указ. мест],( что….).

6. Комментарий  учителя

Ребята, очень часто смешивают придаточные определительные с придаточными изъяснительными, если они поясняют существительное и присоединяются относительным местоимением что. Для различения этих видов придаточных существует «Правило-помощник»

Правило-помощник (слайд)

В придаточном определительном что можно заменить словом который:

 Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново. Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново. В придаточном изъяснительном такая замена невозможна: Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

7. Практическая работа(слайд)

а) Определить, где что присоединяет придаточное определительное,

 а где изъяснительное.

1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны.2) Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными. 3) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох.4) Известие, что привез староста, всех огорчило. 5) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.6) Мысль, что высказал Сергей, была спорной. 7) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. 8)Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.

Ответ: 2,3,5,7(придаточные изъяснительные)

б) Спишите сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными.

    - охарактеризуйте все согласные звуки в слове завтра (1группа)

    - морфемный разбор слов: известие, приедут, высказал (2 группа)

    - морфологический разбор слова врасплох

8. Работа с текстом (подготовка к ГИА)(слайд)

(1)Утром метро полно шелеста газет. (2) Развёрнутые страницы остро пахнут типографской краской. (3) Внимание людей странствует в новостях мира. (4) Лица замкнуты, и новый день ещё не успел вполне разбудить их и связать друг с другом.                     (5)Каждый ещё отгорожен своим утром, своим, может быть, незабытым сном, своими заботами, любовью, теплом или горечью дома.(6) Рядом с вами, за этим нахмуренным лбом или высоким шиньоном, таятся чужая судьба, надежды и страх.(7) А может быть, где-то рядом горит огонь сильных мыслей, таланта, страсти?.(8) И мы мчимся, придерживаясь за сверкающие поручни, отражаясь в посверкивающей тьме стекол, а зёрнышки впечатлений прорастают, и, кто знает, какие новые всходы дадут они потом.

                                                                                                                      (Н. Ватолина)

 

В1. Замените слово мчимся из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

В2. Среди предложений 5-8 найдите краткое причастие, выпишите его.

В3. Замените словосочетание типографской краской (предл.2), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В4. Выпишите грамматическую основу (предл. 3)

В5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Каждый ещё отгорожен своим утром,(1) своим,(2) может быть,(3) незабытым сном,(4) своими заботами,(5)любовью,(6) теплом или горечью дома.

В6. Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с однородными членами. Запишите номер этого(их) предложения(ий).

В7. Среди предложений 7-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите его номер.

 

9. Проверка тестовых заданий.

 

10. Подведение итогов урока.

 

     Беседа с учащимися (слайд)

  1. Какие виды сложных предложений существуют ?
  2. Какие виды придаточных предложений вы знаете?
  3. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
  4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  5. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?
  6. Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?
  7. С помощью каких придаточных можно передать косвенную речь?

   11.Домашнее задание

Повторить теоретический материал стр.50-51, упр.№123, тест №9.

 

 

         

 

 

   

     

                       

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" »

Урок по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"



Цели:

*систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным;

*находить в тексте и использовать в речи данный вид предложений, уметь расставлять знаки препинания и чертить схемы;

* продолжить развитие навыков грамотного письма.

*воспитывать любовь к русскому языку .


Тип урока: закрепление.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.





Ход урока

1.Орг. момент урока

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным», для этого нам необходимо вспомнить теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. В этом нам поможет тестовое задание:

«Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.

2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.

3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.

4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.

5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.


Ответы:

1.да

2.нет

3.да

4.да

5.нет


-Как вы думаете, для чего нужно было выучить теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике).

3. Лексико-орфографическая работа (слайд) (записать в словарик)


Оптимист – /лат.оптимус/-наилучший


Пессимист - /лат. пессимус–наихудший


Референдум –


Презентация -


- Дайте лексическое толкование этих слов.

(Учащийся по подготовленному дома упр. 63 дает толкование, происхождение слов)


Слово учителя.


- Вы узнали лексическое значение слов, запомните их правописание.

- У первых двух слов противоположное лексическое значение – как называются такие слова? (Антонимы.)

- Ребята, как вы думаете, кем быть лучше – оптимистом или пессимистом? (Ответы.) Отвечая на вопросы, вы использовали СПП с придаточными изъяснительными.

- Случайно ли это? (Нет, ведь придаточные изъяснительные относятся к словам главного предложения, имеющие значение речи, мысли, чувства.)



4. Проверка домашнего задания (групповое)


(презентация-выступление о спп с придаточным изъяснительным)




5. Конструирование сложноподчиненных предложений

с придаточными изъяснительными + схемы


Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть (слайд). Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Я убеждён, что……. [ - = ], (что…..).

Я считаю, что……… [- =], (что…).

Я согласен с тем, что………[- =], (что…).

Могу с уверенностью сказать о том, что……[= = + указ. мест],( что….).


6. Комментарий учителя


Ребята, очень часто смешивают придаточные определительные с придаточными изъяснительными, если они поясняют существительное и присоединяются относительным местоимением что. Для различения этих видов придаточных существует «Правило-помощник»


Правило-помощник (слайд)


В придаточном определительном что можно заменить словом который:

Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново. Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново. В придаточном изъяснительном такая замена невозможна: Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.


7. Практическая работа(слайд)


а) Определить, где что присоединяет придаточное определительное,

а где изъяснительное.

1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны.2) Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными. 3) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох.4) Известие, что привез староста, всех огорчило. 5) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.6) Мысль, что высказал Сергей, была спорной. 7) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. 8)Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.

Ответ: 2,3,5,7(придаточные изъяснительные)

б) Спишите сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными.

- охарактеризуйте все согласные звуки в слове завтра (1группа)

- морфемный разбор слов: известие, приедут, высказал (2 группа)

- морфологический разбор слова врасплох


8. Работа с текстом (подготовка к ГИА)(слайд)


(1)Утром метро полно шелеста газет. (2) Развёрнутые страницы остро пахнут типографской краской. (3) Внимание людей странствует в новостях мира. (4) Лица замкнуты, и новый день ещё не успел вполне разбудить их и связать друг с другом. (5)Каждый ещё отгорожен своим утром, своим, может быть, незабытым сном, своими заботами, любовью, теплом или горечью дома.(6) Рядом с вами, за этим нахмуренным лбом или высоким шиньоном, таятся чужая судьба, надежды и страх.(7) А может быть, где-то рядом горит огонь сильных мыслей, таланта, страсти?...(8) И мы мчимся, придерживаясь за сверкающие поручни, отражаясь в посверкивающей тьме стекол, а зёрнышки впечатлений прорастают, и, кто знает, какие новые всходы дадут они потом.

(Н. Ватолина)


В1. Замените слово мчимся из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

В2. Среди предложений 5-8 найдите краткое причастие, выпишите его.

В3. Замените словосочетание типографской краской (предл.2), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В4. Выпишите грамматическую основу (предл. 3)

В5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.


Каждый ещё отгорожен своим утром,(1) своим,(2) может быть,(3) незабытым сном,(4) своими заботами,(5)любовью,(6) теплом или горечью дома.

В6. Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с однородными членами. Запишите номер этого(их) предложения(ий).

В7. Среди предложений 7-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите его номер.


9. Проверка тестовых заданий.


10. Подведение итогов урока.


Беседа с учащимися (слайд)

    1. Какие виды сложных предложений существуют ?

    2. Какие виды придаточных предложений вы знаете?

    3. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

    4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

    5. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?

    6. Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?

    7. С помощью каких придаточных можно передать косвенную речь?

11.Домашнее задание

Повторить теоретический материал стр.50-51, упр.№123, тест №9.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Автор: Свиридова Наталия Ивановна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект-урока "СПП с придаточными изъяснительными""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_spp_s_pridatochnymi_iziasnitiel_nymi"
    ["file_id"] => string(6) "460145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519811360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства