kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в классе с неруским языком обучения.

Класс: 9

Тема урока:      Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Цель урока: 

  • показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины; закрепить полученные знания о СПП, тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Постановка темы и цели урока

Слово учителя:

- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового.

- Ребята, какое же историческое событие произошло в декабре месяце 28 лет назад в Алматы на площади, которая теперь именуется «Желто?сан»? (Слайд 2. Презентация)

(Выступление заранее подготовившегося ученика)

16 декабря вся наша страна будет отмечать один из главных своих праздников – День Независимости.

16 декабря 1986 г. утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос – организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического деятеля, который возглавлял республику четверть века. Вместо Д. Н. Кунаева был избран Г. В. Колбин, до  избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения неизвестный.

Утром 17 декабря в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись в другие города республики. Молодые люди, собравшиеся перед зданием Центрального Комитета республики, не нарушали законов и общественного порядка. Они не были наркоманами, хулиганами, как писалось тогда в центральных газетах. Они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с ним. 18 декабря, когда число демонстрантов достигло уже несколько тысяч, в основном студентов, по указке Москвы было принято решение о проведении операции «Метель - 86», которая предусматривала разгон митингующих с помощью армейских подразделений, спецвойск, милиции, КГБ. Люди в шинелях 7678 человек, 10 тысяч дружинников, используя саперные лопатки, служебных собак, пожарные брандспойты, бронетранспортеры (15 штук), рассеяли толпу, вызвав при этом много жертв. Людей на морозе обливали водой, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. По опубликованным в Казахстане данным, после декабрьских событий было задержано 8 500 человек. Тяжёлые телесные повреждения получили более 1 700 человек. Подверглись допросам в прокуратуре 5 324 человека, в КГБ - 850 человек. Административные меры наказания (аресты, штрафы) были применены в отношении 900 человек, предупреждены 1 400, уволено с работы 319. Несколько сот студентов были отчислены из учебных заведений. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1 400 человек. Осуждены в уголовном порядке 99 человек. Среди них наш земляк, «Халы? ка?арманы» ?айрат Рыс??лбеков. Казахстанцы всегда будут помнить имена героев Независимости. Сегодня Казахстан- суверенное независимое государство.

3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)

- Запишем слова под диктовку: независимое, суверенное

- Задание: подобрать синоним к слову “независимый”- (самостоятельный, свободный, суверенный).

Синонимы - как правило, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение                                                     (Слайд 4)

Лексическое значение слова Независимый – Независимый - 1. Самостоятельный, не находящийся в зависимости или в подчинении; свободный. // Не связанный с чем-л., обособленный от чего-л. 
2. Суверенный (в международных отношениях). 
3. Выражающий самостоятельность или свидетельствующий о самостоятельности. 

- Определите способ образования слов независимый, общественный.

4. Повторение изученного (Слайд 5)

Задание 1. Заполните "слепую" схему

Определительные

Обстоятельственные

Падежные вопросы

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания) (Слайд 6-8)

5. Объяснение нового материала

1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Слайд 9)

·         Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

·         Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

·         Почему лес стоял тихий и молчаливый? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).

·         Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.

2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Яблони не расцвели], (потому что ударил мороз— [ ], (потому что)

2) (Оттого что с моря дул сильный ветер), [сидеть на берегу было холодно] — (Оттого что), [ ]. 3) (Так как вода в озере совершенно прозрачная), [дно видно на глубине нескольких метров] — (Так как), [ ].

Придаточные предложения причины с союзом потому что  всегда стоят после главного.

Придаточные предложения причины с союзами оттого что, так как могут стоять и перед главным.

В некоторых случаях союзы потому что, оттого что делятся на две части: первая часть помещается в первом предложении, вторая - в придаточном. Тогда запятая ставится перед союзом что, например: 1)Ель называется вечнозеленой потому, что круглый год сохраняет зеленый цвет. 2) Реки весной становятся полноводными оттого, что тают снега.

3) Чтение предложений из упр. 118 и их устный разбор.

Словарная работа: Цветы поникли – г?лдер солды

                                 Невыносимая жара – ?те ыты?

                                 Скудный, скудна - тапшы

Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению? (потому что, оттого что, так как)

6. Закрепление

1). Творческая работа. Упр. 119 (Слайд 10) К  данным главным предложениям подберите подходящие по смыслу придаточные:

Имя героя стало известно недавно, потому что  ________.

Всем стало грустно, оттого что  _______. 
Мы приехали в город поздно вечером, так как _______.
Мы задержались в горном селении, потому что _________.
Идти становилось труднее, так как_________.
Сразу стало тепло, потому что _________.
Мы двигались медленно, потому что _______.

2).  Творческая работа. Упр. 120 (Слайд )

 Задание:  к данным придаточным предложениям подберите главные. Запишите полученные предложения (Слайд 11)

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 
4) Я плохо спал этой ночью

что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.

3). Самостоятельная работа Упр. 121.

7. Итог урока. (Слайд 12)

Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)

8. Исследовательская работа по группам

• Класс делится на 3 группы. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, составить схемы СПП.  (Приложение 1)

9. Домашнее задание

• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Зимние забавы»

• упр. 121 (Слайд 13)

• Инд. карточка

10. Рефлексия

1. В чём же своеобразие СПП?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Если останется время…

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который.) – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". »

Урок русского языка в классе с неруским языком обучения.

Класс: 9

Тема урока: Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Цель урока: 

  • показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины; закрепить полученные знания о СПП, тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Постановка темы и цели урока

Слово учителя:

- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового.



- Ребята, какое же историческое событие произошло в декабре месяце 28 лет назад в Алматы на площади, которая теперь именуется «Желтоқсан»? (Слайд 2. Презентация)

(Выступление заранее подготовившегося ученика)

16 декабря вся наша страна будет отмечать один из главных своих праздников – День Независимости.

16 декабря 1986 г. утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос – организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического деятеля, который возглавлял республику четверть века. Вместо Д. Н. Кунаева был избран Г. В. Колбин, до избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения неизвестный.

Утром 17 декабря в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись в другие города республики. Молодые люди, собравшиеся перед зданием Центрального Комитета республики, не нарушали законов и общественного порядка. Они не были наркоманами, хулиганами, как писалось тогда в центральных газетах. Они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с ним. 18 декабря, когда число демонстрантов достигло уже несколько тысяч, в основном студентов, по указке Москвы было принято решение о проведении операции «Метель - 86», которая предусматривала разгон митингующих с помощью армейских подразделений, спецвойск, милиции, КГБ. Люди в шинелях 7678 человек, 10 тысяч дружинников, используя саперные лопатки, служебных собак, пожарные брандспойты, бронетранспортеры (15 штук), рассеяли толпу, вызвав при этом много жертв. Людей на морозе обливали водой, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. По опубликованным в Казахстане данным, после декабрьских событий было задержано 8 500 человек. Тяжёлые телесные повреждения получили более 1 700 человек. Подверглись допросам в прокуратуре 5 324 человека, в КГБ - 850 человек. Административные меры наказания (аресты, штрафы) были применены в отношении 900 человек, предупреждены 1 400, уволено с работы 319. Несколько сот студентов были отчислены из учебных заведений. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1 400 человек. Осуждены в уголовном порядке 99 человек. Среди них наш земляк, «Халық каһарманы» Қайрат Рысқұлбеков. Казахстанцы всегда будут помнить имена героев Независимости. Сегодня Казахстан- суверенное независимое государство.

3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)

- Запишем слова под диктовку: независимое, суверенное

- Задание: подобрать синоним к слову “независимый”- (самостоятельный, свободный, суверенный).

Синонимы - как правило, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение  (Слайд 4)

Лексическое значение слова Независимый – Независимый - 1. Самостоятельный, не находящийся в зависимости или в подчинении; свободный. // Не связанный с чем-л., обособленный от чего-л. 
2. Суверенный (в международных отношениях). 
3. Выражающий самостоятельность или свидетельствующий о самостоятельности. 

- Определите способ образования слов независимый, общественный.

4. Повторение изученного (Слайд 5)

Задание 1. Заполните "слепую" схему

Определительные


Обстоятельственные


Падежные вопросы


Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания) (Слайд 6-8)













5. Объяснение нового материала

1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Слайд 9)

  • Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

  • Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

  • Почему лес стоял тихий и молчаливый? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).

  • Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.

2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Яблони не расцвели], (потому что ударил мороз— [ ], (потому что)

2) (Оттого что с моря дул сильный ветер), [сидеть на берегу было холодно] — (Оттого что), [ ]. 3) (Так как вода в озере совершенно прозрачная), [дно видно на глубине нескольких метров] — (Так как), [ ].

Придаточные предложения причины с союзом потому что всегда стоят после главного.

Придаточные предложения причины с союзами оттого что , так как могут стоять и перед главным.

В некоторых случаях союзы потому что, оттого что делятся на две части: первая часть помещается в первом предложении, вторая - в придаточном. Тогда запятая ставится перед союзом что, например: 1)Ель называется вечнозеленой потому, что круглый год сохраняет зеленый цвет. 2) Реки весной становятся полноводными оттого, что тают снега.

3) Чтение предложений из упр. 118 и их устный разбор.

Словарная работа: Цветы поникли – гүлдер солды

Невыносимая жара – өте ытық

Скудный, скудна - тапшы

Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению? (потому что, оттого что, так как)

6. Закрепление

1). Творческая работа. Упр. 119 (Слайд 10) К данным главным предложениям подберите подходящие по смыслу придаточные:

Имя героя стало известно недавно, потому что ________ .

Всем стало грустно, оттого что _______. 
Мы приехали в город поздно вечером, так как _______.
Мы задержались в горном селении, потому что _________.
Идти становилось труднее, так как_________.
Сразу стало тепло, потому что _________.
Мы двигались медленно, потому что _______.

2). Творческая работа. Упр. 120 (Слайд )

 Задание:  к данным придаточным предложениям подберите главные. Запишите полученные предложения (Слайд 11)

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 
4) Я плохо спал этой ночью

что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.

3). Самостоятельная работа Упр. 121.

7. Итог урока. (Слайд 12)

Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)

Вид прид. части

Подчин. союзы и союзные слова

Указ. слово при пояс. слове

Место прид. части

Отвечает на вопросы

Прид. часть

поясняет

выражает значение

Причины

Потому что
Так как
Оттого что
Ибо

Оттого
Потому

Любое

Почему?

всю главную часть


того, о чем говорится в главной части

8. Исследовательская работа по группам

• Класс делится на 3 группы. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, составить схемы СПП. (Приложение 1)

9. Домашнее задание

• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Зимние забавы»

• упр. 121 (Слайд 13)

• Инд. карточка

10. Рефлексия

1. В чём же своеобразие СПП?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Если останется время…

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины".

Автор: Касымбекова Диляра Райкановна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, цели""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_slozhnopodchinennye_predlozheniia_s_pridatochnymi_prichiny_uslovi"
    ["file_id"] => string(6) "495324"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547487923"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "166529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422971073"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства