Конспект урока в 7 классе по программе под редакцией Баранова
Тема урока: «Подчинительные союзы»
Цели урока:
- Личностные: а). Осознание учащимся важности знания и правописания подчинительных союзов. б). Введение в речь сложноподчиненных предложений, где придаточное присоединяется подчинительными союзами.
- Предметные: а). Показать отличие сочинительных союзов от подчинительных. б). Показать смысловые группы подчинительных союзов. в). Обратить внимание на правописание составных сочинительных союзов.
- Межпредметные: Показать важность знания функций подчинительных союзов при создании текстов на историческую и литературную тему.
План урока.
- Целеполагание.
- Беседа с учащимися:
1). Зачем нам нужны знания о союзах?
2). Какие союзы мы уже знаем?
3). Какие подчинительные союзы вам известны?
4). Почему они называются подчинительными?
5). Каково их назначение?
6). В текстах каких стилей речи могут употребляться подчинительные союзы?
2. Формулирование учащимися целей урока.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
1). Чтение самостоятельно созданных текстов «Музейные экспонаты рассказывают» с включением сочинительных союзов.
2). Связанный ответ «Сочинительные союзы».
II. Орфоэпическая работа.
Расставь правильно ударения: каталог, квартал, партер, порты, склады, звонит, местностей.
III. Словарная работа.
Великая Отечественная война, подвиг, патриотизм, Герой Советского Союза, Москва, героизм, Ленинград, блокада.
IV. Исследование новой темы.
Запись текста.
Виталию Ивановичу Попкову еще при жизни в Москве поставлен памятник, так как он сбил около шестидесяти самолетов во время Великой Отечественной войны. Первую Золотую Звезду Героя Советского Союза он получил в 1943 году, потому что сбил 24 самолета противника. Когда на счету этого мужественного человека было 47 самолетов, сбитых лично, ему вручили вторую Звезду Героя. Сам он считает, что главная его награда – память 30 детей, которых он вывез в дни блокады из умиравшего Ленинграда. Три раза его самолет горел. Первый раз у него обгорело 60 % тела, чтобы спасти летчика, пришлось делать 6 пластических операций. А третий раз летчик пострадал больше всего, так как мясо на ногах обгорело до костей. Хотя на всем теле Виталия Ивановича не было живого места, он снова вернулся в строй и дошел до Берлина.
Нелегко народу нашей страны далась победа в Великой Отечественной войне. Мы победили благодаря мужеству и патриотизму таких людей, как В.И. Попков.
Героизм русского народа был массовым. Например, эскадрилья, где служил Попков, была знаменита тем, что в ней из 14 человек 11 были Героями Советского Союза.
Задания:
1). Обведите в кружок подчинительные союзы.
2). Близки ли они по значению?
3). Заполните таблицу примерами из данного текста.
Смысловые значения союзов.
Примеры
1). Причинные.
Потому что, так как,
Оттого что, поскольку,
2). Целевые.
Чтобы,
Для того чтобы, с тем чтобы,
3). Временные.
Когда,
Пока, едва лишь,
4). Условные.
Если, если бы, когда,
5). Сравнительные.
Как, как будто, словно точно,
6). Изъяснительные.
Что, чтобы, как,
Вопросы:
1). Какие союзы не вошли в таблицу?
2). Зачем нужны подчинительные союзы в речи?
3). Можно ли для выражения своей мысли использовать любые союзы?
4). Какова синтаксическая функция союзов?
Задание:
1). Дополните таблицу другими примерами союзов из упражнений учебника.
2). Создайте правило, которое отразит значение союзов в речи, их функции, смысловые группы.
3). Сравните свое правило с научным текстом из учебника. Что вы упустили?
4). Оцените эффективность своей работы на уроке. Выделите самых активных участников процесса обучения. Поставьте себе оценку.
IV. Домашнее задание.
Из любого литературного текста выпишите 10 предложений с подчинительными союзами.