Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола"
Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола"
Конспект урока составлен по программе под ред М.М.Разумовской и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- У меня в руках шар. Назовите его признаки по форме, величине, цвету, назначению.
(Круглый, небольшой, красный, воздушный)
- Какую часть речи для характеристики признаков использовали?
(Имя прилагательное.)
- Какие признаки предмета обозначают эти слова — временные или постоянные?
(Постоянные.)
- Теперь я отпущу шар, а вы назовите признаки, которые он приобретает.
(Летящий, падающий, лопнувший)
- Летящий, падающий, лопнувший — это признаки шара по тем действиям, которые мы с ним совершаем.
На доске: летящий
падающий
лопнувший
-Постоянные эти признаки или нет? (Нет, летящий — тот, который летит сейчас, время настоящее; лопнувший — тот, который лопнул, время прошедшее.)
Стадия вызова
Работа с гипотезой
-Моя гипотеза: эти слова — имена прилагательные. Согласны? Аргументируйте свой ответ.
(Ученики. Имена прилагательные чаще всего образуются от существительных, а наши — от глагола.
Имена прилагательные обозначают постоянный признак.)
-Но в чём же сходство с именем прилагательным?
(Отвечают на вопрос «какой».)
- А к глаголу можем отнести?
(Нет, т. к. глагол обозначает действие предмета.)
- А что общего у этих слов с глаголом?
(Образовались от глагола.)
Стадия осмысления. Открытие новых знаний.
Лексико-семантическая работа
-Сегодня мы знакомимся с новым для вас понятием — причастие. Запишите в тетрадях.
Причастие — причастный, приближённый.
- Как вы понимаете значение этого слова?
Обратимся к учебнику. Стр. 151. Слова В.И.Даля.
Снова обратимся к словам:
летящий
падающий
лопнувший
Итак, перед нами причастия.
Работа с учебником
Работа с теорией (с.151-153).
- Какое определение дано в учебнике?
- Составление таблицы «Признаки прилагательного и глагола у причастия»
Конструирование. Работа у доски и в тетрадях.
В рюкзаке лежит мяч, который мне недавно подарили.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения. Словосочетание «мяч, который подарили» заменить на существительное «мяч» + признак мяча по действию». Записать полученное предложение.
В рюкзаке лежит подаренный мяч.
Учитель. Обращаю ваше внимание, причастие можно заменить сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано.
Учитель. Докажем, что слово «подаренный» - причастие.
Ученики: образовалось от глагола, отвечает на вопрос «какой».
Учитель. Синтаксическая функция причастия?
Ученики. Определение.
4) Работа с учебником. Суффиксы причастий.
- У причастия есть свои опознавательные морфемы.
(обращаемся к тем же причастиям)
-Кто может назвать эту опознавательную морфему.
(Суффиксы)
- Запишите суффиксы причастий в тетрадь (стр.153-154)
Физкультминутка.
- Устали? Немного отдохнём! Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу. Физкультминутка будет, конечно же, связана с темой нашего урока.
- Молодцы! Немного отдохнули, теперь можно и поработать.
Практическое применения полученных знаний
Выполнение упр.393.
Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.
— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Определите признаки глагола и прилагательного у причастий, выделите суффиксы.
Рефлексия: обсуждение результатов выполнения заданий
Учитель. Что мы сегодня узнали?
В чём трудности?
Что нужно сделать, чтобы научиться видеть и слышать причастия?