kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по программе под ред М.М.Разумовской и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола"»

Урок русского языка

6 класс

Тема. Причастие как особая форма глагола. Суффиксы причастий.


Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.

Задачи: 1) Повторить понятия глагол, имя прилагательное; морфологические признаки данных частей речи.

  1. Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.

  2. Формировать умения отличать причастия от имён прилагательных.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, оформление записи в тетрадях. Настрой на урок.

  1. Проверка домашнего задания. Словарный диктант.

Глиняный сосуд, полотняная занавеска, агитационная листовка, волосяной покров, утренний рассвет, огненный вихрь, смоляной аромат, куриный суп, лиственный убор, станционный фонарь, ветреный день, каменный дом.

  1. Мотивационно-мобилизирующий этап:

Наблюдение:


- У меня в руках шар. Назовите его признаки по форме, величине, цвету, назначению.

(Круглый, небольшой, красный, воздушный)


- Какую часть речи для характеристики признаков использовали?

(Имя прилагательное.)


- Какие признаки предмета обозначают эти слова — временные или постоянные?

(Постоянные.)


- Теперь я отпущу шар, а вы назовите признаки, которые он приобретает.

(Летящий, падающий, лопнувший)

- Летящий, падающий, лопнувший — это признаки шара по тем действиям, которые мы с ним совершаем.

На доске: летящий

падающий

лопнувший



-Постоянные эти признаки или нет? (Нет, летящий — тот, который летит сейчас, время настоящее; лопнувший — тот, который лопнул, время прошедшее.)

  1. Стадия вызова

Работа с гипотезой

-Моя гипотеза: эти слова — имена прилагательные. Согласны? Аргументируйте свой ответ.

(Ученики. Имена прилагательные чаще всего образуются от существительных, а наши — от глагола.

Имена прилагательные обозначают постоянный признак.)


-Но в чём же сходство с именем прилагательным?

(Отвечают на вопрос «какой».)


- А к глаголу можем отнести?

(Нет, т. к. глагол обозначает действие предмета.)


- А что общего у этих слов с глаголом?

(Образовались от глагола.)


  1. Стадия осмысления. Открытие новых знаний.

  1. Лексико-семантическая работа


-Сегодня мы знакомимся с новым для вас понятием — причастие. Запишите в тетрадях.

Причастие — причастный, приближённый.

- Как вы понимаете значение этого слова?

Обратимся к учебнику. Стр. 151. Слова В.И.Даля.

Снова обратимся к словам:

летящий

падающий

лопнувший


Итак, перед нами причастия.


  1. Работа с учебником

Работа с теорией (с.151-153).

- Какое определение дано в учебнике?

- Составление таблицы «Признаки прилагательного и глагола у причастия»


  1. Конструирование. Работа у доски и в тетрадях.

В рюкзаке лежит мяч, который мне недавно подарили.


Задание: произвести синтаксический разбор предложения. Словосочетание «мяч, который подарили» заменить на существительное «мяч» + признак мяча по действию». Записать полученное предложение.


В рюкзаке лежит подаренный мяч.


Учитель. Обращаю ваше внимание, причастие можно заменить сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано.

Учитель. Докажем, что слово «подаренный» - причастие.

Ученики: образовалось от глагола, отвечает на вопрос «какой».

Учитель. Синтаксическая функция причастия?

Ученики. Определение.


4) Работа с учебником. Суффиксы причастий.

- У причастия есть свои опознавательные морфемы.

(обращаемся к тем же причастиям)

-Кто может назвать эту опознавательную морфему.

(Суффиксы)

- Запишите суффиксы причастий в тетрадь (стр.153-154)


  1. Физкультминутка.

- Устали? Немного отдохнём! Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу. Физкультминутка будет, конечно же, связана с темой нашего урока.

-Если услышали причастие, наклоняемся вправо.

-Если глагол — влево.

-Если прилагательное – приседаем.

Успевающий, выполнить, удивительный, одевать, цветущий, интересный, возвышавшийся, спать, сорванная, увлекаться, красивая.

- Молодцы! Немного отдохнули, теперь можно и поработать.


  1. Практическое применения полученных знаний


  1. Выполнение упр.393.

  2. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Определите признаки глагола и прилагательного у причастий, выделите суффиксы.


  1. Рефлексия: обсуждение результатов выполнения заданий

Учитель. Что мы сегодня узнали?

В чём трудности?

Что нужно сделать, чтобы научиться видеть и слышать причастия?

Что можете сказать о причастии?


  1. Домашнее задание

Теоретический материал. Упр. 392, составить 10 словосочетаний с причастиями, выделить суффиксы причастий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола"

Автор: Иващенко Ольга Владимировна

Дата: 20.08.2016

Номер свидетельства: 340060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока  русского языка "Причастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "294605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455696671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку: "Причастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_prichastiie_kak_osobaia_forma_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "354448"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478068603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426133496"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект  урока "Деепричастие  как  особая форма  глагола""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokadieieprichastiiekakosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "267125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450293752"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства