Предмет: русский язык
Класс: 7
Дата: ____________
Тема: Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий.
Цели: 1) ученик формирует о причастии как особой форме глагола, о разрядах причастий;
2)ученик активизирует познавательную деятельность, развивает речевые и правописные умения и навыки;
3) ученик воспитывает самостоятельность.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование урока: интерактивная доска, опорные схемы «Причастие», раздаточный материал.
Структура урока
I.Организационный этап (2 мин.)
II. Опрос домашнего задания (5-7 мин)
III.Формирование новых знаний (15 мин.)
III. Минута психологической разгрузки (3 мин.)
IV. Закрепление новых знаний (7-10 мин.)
V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)
VI.Информация о домашнем задании (1 мин.)
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие. Рапорт дежурного. Психологический настрой
учащихся. (2 мин.) Слайд 2
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
II. Опрос домашнего задания. Слайд 3
III. Формирование новых знаний (15 мин.)
-Минутка чистописания (2 мин) Слайд 22
-Выход на новую тему (2 мин) Слайд 23
-Объяснение нового материла Слайд 24-30
1.Ознакомление учащихся с теоретическим материалом.
2. Сказка «Дитя двух родителей» (Слайд 25)
3.Работа по опорным схемам.
Причастие
особая форма глагола
обозначает признак предмета по действию
имеет признаки
глагола прилагательного
1) время (настоящее и прошедшее); 1) отвечает на вопросы
2) вид (совершенный и несовершенный); какой? какая? какое? какие?
3) возвратную и невозвратную форму; 2) склоняется по падежам,
4) требуют от существительного форму согласуется с существительным
определённого падежа. в роде, числе, падеже.
Причастия
действительные страдательные
настоящего времени прошедшего времени настоящего времени прошедшего времени
от основы глагола от основы от основы глагола от основы н.ф.гл.
настоящего времени неопределённой настоящего времени и прошедшего
с помощью суффиксов формы глагола с помощью суффиксов времени глагола
-ущ-, -ющ- ( I спр .) -вш-, -ш- -ом-, -ем- ( I спр .) -нн-, -енн-
-ащ-, -ящ- ( II спр .) -им- ( II спр .) -ённ-, -т-
Н/р: пиш-ут - пишущ ий писа-ть - писавш ий чита-ют - читаем ый соединя-ть -
держ-ат - держащ ий нес-ти - нёсш ий хран-ят - храним ый соединяя-л -
соединённ ый
III Минутка психологической разгрузки (3 мин.)
IV.Закрепление изученного материала (7-10 мин.) Слайд 31
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .
Работа с учебником (Слайд 32):
- Задание № 1 стр 97, упр.2
- Задание №2 стр 101, упр 4
V Подведение итогов. (3 мин.)
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
I Рефлексия “Букет настроения”. На доске изображена ваза. “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. (В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку)
II Самооценка. Объявление и комментирование оценок.
VI Информация о домашнем задании (1 мин.) (Слайд 33)
1) Стр 98, упр5
2) Составить тест о причастии (5-6 вопросов).
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .
Карточка № 1
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Основать, сочетать, отделываться, придать, следовать, смягчать, сообщить, выложить, подчёркивать, достигать .
Карточка № 2
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.
Обладать, распространять, утверждать, считать, увенчивать, охранять, изображать .