Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи"
Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку в соответствии со стандартами ФГОС по теме "Причастие как часть речи" для 6 класса по программе Львова и Львовой. Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: комбинированный.Цели урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у обучающихся интереса к получению новых знаний; постановка собственных целей обучения. На уроке используются различные формы работы: индивидуальная, в парах (заполнение таблицы с помощью учебника).
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать причастие от других частей речи;
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и мы с вами дружно и активно поработаем. А чтобы вам лучше работалось, послушайте следующие строки: (слайд 1)
К нам в окно весна стучится,
Ей безмерно рады мы,
Продолжаем мы учиться,
Тяги к знаниям полны.
- Вы рады весне?
- А к работе готовы? Итак, начнём.
II. Актуализация знаний.
На экране слайд с записанным предложением (слайд 2)
Неожиданно мы увидели взлетающий к небу большой воздушный шар.
- Скажите, есть ли в этом предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос?
- Какими членами предложения они являются? Назовите их морфологические признаки.
- А к какому слову относятся данные определения? По каким признакам эти слова характеризуют шар? Какое слово показалось вам необычным и почему?
-Можем ли мы отнести это слово к какой-либо известной нам части речи?
- Таким образом, перед нами неизвестная нам пока часть речи. Что же мы должны с вами сделать? Правильно, узнать, что это за часть речи. А называется эта часть речи, ребята, «Причастие». Запишите в тетради тему «Причастие как часть речи» (слайд 3).
III. Изучение нового материала.
Работа с таблицей.
Каждому учащемуся раздаётся графическая таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал», которую предстоит заполнить в течение урока.
- Перед вами таблица, которая к концу урока должна быть заполнена. Как вы думаете, какую графу мы уже можем заполнить? Что мы уже узнали о причастии? (примерные ответы: 1.Причастие- часть речи; 2.Причастие схоже с именем прилагательным (отвечает на те же вопросы, является тем же членом предложения), 3.Причастие по смыслу схоже с глаголом (содержит в себе действие: взлетающий – который взлетает))
-А теперь давайте сформулируем вопросы для 2 графы. Что бы вы хотели узнать об этой новой части речи? (Примерные вопросы:
1.Что именно обозначает причастие?
2.Как изменяется причастие?
3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?
4.Какими членами предложения бывают причастия?
5.Как и от чего образуются причастия?)
- Где мы можем получить ответы на наши вопросы? Конечно, в учебнике. Предлагаю вам объединиться парами по желанию и заполнить 3 графу.
2. Работа с учебником (материал на стр.24-27) и заполнение таблицы (примерные ответы:
1.Причастие обозначает признак предмета по действию.
2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).
3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.)
Физкультминутка (слайд 4).
3.Историческая справка о появлении причастия.
- Выдающийся русский учёный М.В.Ломоносов так сказал о причастии: «Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола» (слайд 5).
- Так как же появились причастия?
Просмотр презентации «Из истории причастия»
-А вот как о появлении причастия рассказывается в сказке:
Жили-были Глагол и Прилагательное, жили себе не тужили. Глагол много всего делал, искал, пытался, любил играть и петь. Прилагательное же восхищал окружающий мир: красный, синий, желтый, яркий, пестрый, теплый, порой и холодный, солнечный, но совсем не злой, а даже милый.
И Глагол, и Прилагательное дружили с именем Существительным. Глагол всегда подсказывал Существительному как быть: покупать, выбирать, раскрашивать, подвозить! Прилагательное же всегда восторгалось Существительным какое оно красивое, яркое, необычное.
Глагол мог дружить с Прилагательным, только если они встречались вместе с Существительным. Но однажды Глаголу захотелось подружиться и с Прилагательным! НО, к сожалению, никак не могли они наладить дружбу. Думали они, думали и придумали - так у них появилось совместное детище!
От Прилагательного получило это детище возможность дружить с Существительным, изменяться по родам, числам, падежам - таким образом Оно могло всем рассказать КАКАЯ вещь, КАКОЙ человек и вообще КАКОЕ существо перед ним.
Глагол подошел к делу со всей сознательностью и одарил детище особенными своими признаками, он подарил ему возможность образовываться от себя (Глагола), наделил его ВРЕМЕНЕМ, ВИДОМ, а так же поделился такими качествами как ВОЗВРАТНОСТЬ и ПЕРЕХОДНОСТЬ!
Так получилась ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ, которую назвали ПРИЧАСТИЕ.
- Как вы думаете, ребята, интересная часть речи – причастие? Хочется вам ещё что-нибудь о ней узнать? Но это мы будем делать на последующих уроках. А сейчас мы потренируемся в нахождении причастий в тексте.
IV. Актуализация новых знаний.
Текст на слайде (слайд 6).
Задание: найти в данном тексте причастия и выписать их вместе с существительными, к которым они относятся.
Юмореска
Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему:
– О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный...
(И. Верзилин.)
- По каким признакам вы определили эту часть речи?
V. Рефлексия.
- Подведём итог.
Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал ….»
VI. Подведение итогов и выставление оценок.
VII. Домашнее задание (дифференцированный подход) (слайд 7)
1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на заполненную в классе таблицу (для всех учащихся).
2.Выполнить упражнение №451 (для сильных уч-ся), упр.№453 (для слабых уч-ся).
3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др.