kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в соответствии со стандартами ФГОС по теме "Причастие как часть речи" для 6 класса по программе Львова и Львовой. Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: комбинированный.Цели урока: актуализация имеющихся  знаний; пробуждение у обучающихся интереса к получению новых знаний; постановка собственных целей обучения. На уроке используются различные формы работы: индивидуальная, в парах (заполнение таблицы с помощью учебника).

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение  отличать  причастие  от  других  частей  речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие  коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение  новых знаний об  особой  форме  глагола -  причастии;
  • работа с   текстом.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,
  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Учебник: Русский язык 6 класс в 2-х частях; авторы В.В.Львов, С.И Львова, издательство «Мнемозина», 2014г.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация в формате РРТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи" »

Урок русского языка

Класс: 6

Учитель: Кичигина Лариса Ивановна

Школа: МКОУ СОШ села Узкий Луг

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: комбинированный

Тема: Причастие как часть речи. Грамматические признаки причастия.

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение отличать причастие от других частей речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение новых знаний об особой форме глагола - причастии;

  • работа с текстом.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.



Учебник: Русский язык 6 класс в 2-х частях; авторы В.В.Львов, С.И Львова, издательство «Мнемозина», 2014г.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор , раздаточный материал, презентация в формате РРТ



Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и мы с вами дружно и активно поработаем. А чтобы вам лучше работалось, послушайте следующие строки: (слайд 1)

К нам в окно весна стучится,

Ей безмерно рады мы,

Продолжаем мы учиться,

Тяги к знаниям полны.

- Вы рады весне?

- А к работе готовы? Итак, начнём.

II. Актуализация знаний.

На экране слайд с записанным предложением (слайд 2)

Неожиданно мы увидели взлетающий к небу большой воздушный шар.

- Скажите, есть ли в этом предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос?

- Какими членами предложения они являются? Назовите их морфологические признаки.

- А к какому слову относятся данные определения? По каким признакам эти слова характеризуют шар? Какое слово показалось вам необычным и почему?

-Можем ли мы отнести это слово к какой-либо известной нам части речи?

- Таким образом, перед нами неизвестная нам пока часть речи. Что же мы должны с вами сделать? Правильно, узнать, что это за часть речи. А называется эта часть речи, ребята, «Причастие». Запишите в тетради тему «Причастие как часть речи» (слайд 3).

III. Изучение нового материала.

  1. Работа с таблицей.

Каждому учащемуся раздаётся графическая таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал», которую предстоит заполнить в течение урока.

- Перед вами таблица, которая к концу урока должна быть заполнена. Как вы думаете, какую графу мы уже можем заполнить? Что мы уже узнали о причастии? (примерные ответы: 1.Причастие- часть речи; 2.Причастие схоже с именем прилагательным (отвечает на те же вопросы, является тем же членом предложения), 3.Причастие по смыслу схоже с глаголом (содержит в себе действие: взлетающий – который взлетает))

-А теперь давайте сформулируем вопросы для 2 графы. Что бы вы хотели узнать об этой новой части речи? (Примерные вопросы:

1.Что именно обозначает причастие?

2.Как изменяется причастие?

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?

4.Какими членами предложения бывают причастия?

5.Как и от чего образуются причастия?)

- Где мы можем получить ответы на наши вопросы? Конечно, в учебнике. Предлагаю вам объединиться парами по желанию и заполнить 3 графу.

2. Работа с учебником (материал на стр.24-27) и заполнение таблицы (примерные ответы:

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.)


Физкультминутка (слайд 4).


3.Историческая справка о появлении причастия.

- Выдающийся русский учёный М.В.Ломоносов так сказал о причастии: «Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола» (слайд 5).

- Так как же появились причастия?


Просмотр презентации «Из истории причастия»


-А вот как о появлении причастия рассказывается в сказке:


Жили-были Глагол и Прилагательное, жили себе не тужили. Глагол много всего делал, искал, пытался, любил играть и петь. Прилагательное же восхищал окружающий мир: красный, синий, желтый, яркий, пестрый, теплый, порой и холодный, солнечный, но совсем не злой, а даже милый.

И Глагол, и Прилагательное дружили с именем Существительным. Глагол всегда подсказывал Существительному как быть: покупать, выбирать, раскрашивать, подвозить! Прилагательное же всегда восторгалось Существительным какое оно красивое, яркое, необычное.

Глагол мог дружить с Прилагательным, только если они встречались вместе с Существительным. Но однажды Глаголу захотелось подружиться и с Прилагательным! НО, к сожалению, никак не могли они наладить дружбу. Думали они, думали и придумали - так у них появилось совместное детище!

От Прилагательного получило это детище возможность дружить с Существительным, изменяться по родам, числам, падежам - таким образом Оно могло всем рассказать КАКАЯ вещь, КАКОЙ человек и вообще КАКОЕ существо перед ним.

Глагол подошел к делу со всей сознательностью  и одарил детище особенными своими признаками, он подарил ему возможность образовываться от себя (Глагола), наделил его ВРЕМЕНЕМ, ВИДОМ, а так же поделился такими качествами как ВОЗВРАТНОСТЬ и ПЕРЕХОДНОСТЬ!

  • Так получилась ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ, которую назвали ПРИЧАСТИЕ.


- Как вы думаете, ребята, интересная часть речи – причастие? Хочется вам ещё что-нибудь о ней узнать? Но это мы будем делать на последующих уроках. А сейчас мы потренируемся в нахождении причастий в тексте.


IV. Актуализация новых знаний.

Текст на слайде (слайд 6).

Задание: найти в данном тексте причастия и выписать их вместе с существительными, к которым они относятся.


Юмореска

Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему:

– О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный...

(И. Верзилин.)

- По каким признакам вы определили эту часть речи?


V. Рефлексия.

- Подведём итог.

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал ….»


VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII. Домашнее задание (дифференцированный подход) (слайд 7)

1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на заполненную в классе таблицу (для всех учащихся).

2.Выполнить упражнение №451 (для сильных уч-ся), упр.№453 (для слабых уч-ся).

3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др.





















Приложение.


Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




















Список использованных электронных ресурсов:

  1. http://www.nado5.ru/e-book/priznaki-glagola-u-prichastiya

  2. http://presentaci.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/69220-iz-istoriii-prichastiya.html






7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи"

Автор: Кичигина Лариса Ивановна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 184967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие как часть речи" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_prichastiie_kak_chast_riechi_7_klas"
    ["file_id"] => string(6) "406197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491232397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Причастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_prichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "447996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515141611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства