Учебник: русский язык 10 класс с казахским языком обучения, общественно-гуманитарное направление. Авторы У.А.Жанпейс, А.А. Майбалаева Алматы «Мектеп» 2014г.
Ход урока
Этапы урока
Описание работы
Время
Организационный момент
- Приветствие
- Тренинг “Друг к дружке”
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак, начали:
- Правая рука к правой руке! –
- Нос к носу! - Спина к спине! - Друг к дружке! - Бедро к бедру! - Ухо к уху! - Пятка к пятке! - Друг к дружке! - Носок к носку! - Живот к животу! - Лоб ко лбу! - Друг к дружке! - Бок к боку! - Колено к колену! - Мизинец к мизинцу! - Друг к дружке! - Затылок к затылку! - Локоть к локтю! - Кулак к кулаку!
- Какой частью речи являются данные слова? (Причастие)
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
- Вы знакомы с этой темой урока?
- Сегодня на уроке мы повторим и углубим знаний по теме «Причастие как особая форма глагола»
2 мин
Шкала самооценки
(2 слайд)
Определите по лестнице успеха, на какой вы сейчас ступени по теме «Причастие» Отметьте.
1 мин
Стадия осмысления
(3 слайд)
Работа в парах.
Разобрать правило на странице 195.
Составление опорной схемы.
1 пара – что такое причастие.
2 пара – грамматические признаки причастия.
3 пара – морфологические признаки причастий.
4 пара – синтаксические признаки причастий.
пара – как образуются причастия.
Составление кластера «Причастие».
Выступает лидер каждой пары.
Причастие
- особая форма глагола;
- обозначает признак предмета по действию;
- образуется от глагола с помощью суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-.
- имеет свойства прилагательного и глагола;
- в предложении могут быть определением и сказуемым;
- согласуется с существительным.
5 мин
5 мин
Работа в группах
(4 слайд)
Класс делится на две равные группы по полоскам цветной бумаги. Красный полоски – имя прилагательное – 1 группа, синие полоски – глагол – 2 группа. В группа у каждого свой номер от 1 до 5…
Повторение: 1 группа - назовите признаки имени прилагательного.
2 группа – назовите признаки глагола.
Работа по учебнику
1 группа упр. 327 стр.196 (в тетрадях)
- Определите признаки прилагательного у причастия. Докажите, что причастия, как и прилагательные, склоняются.
2 группа упр. 328 стр.196 (в тетрадях)
- определите признаки глагола у причастий. Укажите их вид, время, возвратность.
После выполнения группы находят пару из другой группы (1-1, 2-2, 3-3…) И объясняют выполнение задания друг другу.
2 мин
2 мин
10 мин
4 мин
Закрепление
Работа по цепочке. Комментированное письмо. Упр. 331 стр.198
- Спишите причастия. Обозначьте в причастиях все суффиксы и окончания.
5 мин
(5 слайд)
Самостоятельная работа.
1 группа. Упр. 333 стр.198
- Просклоняйте причастие улыбающиеся и запишите в схему окончаний падежей.
2 группа. Упр. 334 стр.199
- Спишите, употребляя нужные окончания. Выделите окончания причастий.
Взаимопроверка (1-1, 2-2, 3-3…)
3 мин
1 мин
Рефлексия
(6 слайд)
Индивидуальная работа.
Заполните таблицу
Вопросы
Ответы
Что обозначает причастие?
Как образуются причастия?
Признаки прилагательного у причастия?
Признаки глагола у причастия?
Каким членом предложения может быть причастие?
3 мин
Оценивание
(7 слайд)
Оценивание друг друга.
Самооценивание на лестнице успеха.
- Оцените себя, на какой ступеньке лестнице вы находитесь сейчас.
1 мин
Домашнее задание
(8 слайд)
Дифференцированное задание
Уровень А Упр. 335 стр.199 Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания причастий.
Уровень В Упр. 336 стр.200 спишите выбирая из скобок подходящие по смыслу причастия, ставя их в нужном падеже, числе роде. Выделите окончания причастий.
Уровень С Р.р. Используя материал урока и «Грамматический справочник» подготовьте краткое сообщение о причастии как особой форме глагола.
1 мин
Приложение к уроку русского языка в 10 классе с казахским языком обучения