kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кансейтова Лаура  Абдуалиевна 

Конспект  урока «Русский  язык»

Тема урока: Деепричастие – как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Цель урока: Систематизация знаний о деепричастии,  уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия; формирование умения находить деепричастия  и деепричастные обороты, определить их грамматические признаки.

Воспитательная цель: способствовать формированию духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Развивающая цель: Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;

Метод проведениия урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оснащения урока: учебник, слайды, тетрадь.

Ход урока:

І. Организационый момент:

а) приветствие

б) готовность группы к уроку

в) обеспечение условий для работы на уроке

г) формулировка целевых установок

ІІ. Проверка домашнего задания «Блиц-опрос»:

1. Что называется причастием?

2. Признаки каких частей речи имеет причастие?

3. Назовите виды причастий.

4. Какие причастия называются страдательными?

5. Какие причастия называются действительными?

6. Как образуются действительные причастия?

7. Как образуются действительные причастия?

8. Какова синтаксическая роль причастий?

ІІІ. Актуализация опорного материала:

1.  Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,  обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру)  действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

2. Деепричастие

имеет признаки

                                    глагола                                                     Наречия

совершенный и несовершенный вид;            Что сделав? Что делая?

Не изменяется; в предложении является обстоятельством

Создавать

Создавая – несовершенный вид

Создав – совершенный вид

Изучить

Изучая – насовершенный вид

Изучив – совершенный вид

Читать

Читая

прочитав

Думать

Думая

подумав

3. образование деепричастий: образуются от глаголов  при помощи суффиксов

-а- (-я-);         -вши- -ши-        -в-; -учи- (уст.)

4. Деепричастия с зависимыми словами называются деепричастным оборотом. Деепричастный оборот обособляется запятыми. В предложении является  обособленным  обстоятельством.

IV. Закрепление нового материала «Диаграмма Венна».

Причастие

Общее

Деепричастие

2. Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия

Глагол

Причастие

Деепричастие

Открыть

Понять

Собрать

Пробудиться

Резвиться

3.  Определить  синтаксическую роль деепричастий  и  деепричастных  оборотов. Работа  по  тексту  упражнения.

V.Рефлексия:

 О чем мы с вами сегодня говорили?

Чем вам запомнился урок?

Для чего нам нужны деепричастия?

? Оценка учеников: самооценивание и  критерии  оценивания;

? Уборка кабинета

Домашнее задание:

Стр 247 упр 433: определить вид  деепричастий, выделить  суффиксы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГККП «КОЛЛЕДЖ №6»



Предмет: „Русский язык“



Группы







Дата проведения занятия












План урока №_________


Тема урока: Деепричастие – как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Цель урока: Систематизация знаний о деепричастии, уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия, формирование умения находить деепричастия и деепричастные обороты, определить их грамматические признаки.

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Развивающая цель: Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;

Метод проведениия урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оснащения урока: учебник, слайды, тетрадь.


Ход урока:


І. Организационый момент:

а) приветствие

б) готовность группы к уроку

в) обеспечение русловий для работы на уроке

г) формулировка целевых установок


ІІ. Проверка домашнего задания:


1. Что называется причастием?

2. Признаки каких частей речи имеет причастие?

3. Назовите виды причастий.

4. Какие причастия называются страдательными?

5. Какие причастия называются действительными?

6. Как образуются действительные причастия?

7. Как образуются действительные причастия?

8. Какова синтаксическая роль причастий?


ІІІ. Актуализация опорного материала:

1. Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

2. Деепричастие

имеет признаки


глагола Наречия

совершенный и несовершенный вид; Что сделав? Что делая?


Не изменяется; в предложении является обстоятельством


Создавать

Создавая – несовершенный вид

Создав – совершенный вид

Изучить

Изучая – насовершенный вид

Изучив – совершенный вид

Читать

Читая

прочитав

Думать

Думая

подумав



3. образоване деепричастий: образуются от глаголов при помощи суффиксов

-а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.)


4. Деепричастия с зависимыми словами называются деепричастным оборотом. Деепричастный оборот обособляетс запятыми.


IV. Закреплене нового материала.


Причастие

Общее

Деепричастие




2. Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия

Глагол

Причастие

Деепричастие

Открыть



Понять



Собрать



Пробудиться



Резвиться




V. Подведение итогов:


О чем мы с вами сегодня говорили?

Чем вам запомнился урок?

Для чего нам нужны деепричастия?



 Оценка студентов;

 Уборка кабинета

Домашнее задание:

Стр 247 упр 433..





































Совместное обсуждение таблицы.

№ вопроса

причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

10. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

11. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется

12. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”



Причастия

могут быть


действительными страдательными

Обозначает признак того предмета,

который сам совершает действие.

Испытывают действие со стороны

другого предмета.

Рабочий, построивший дом. Дом, построенный рабочими.

Артист, прочитавший рассказ. Рассказ, прочитанный артистом.

Ученик, изучающий параграф. Параграф, изучаемый учеником.


3. Причастия образуются при помощи суффиксов –ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ем, -ом, -им, -вш,-ш,-вши,-нн,-енн (-ённ), -т.



Действительные

Страдательные

Настоящее время

ущ (-ющ), -ащ(-ящ),

-ем, -ом, -им, -

Прошедшее время

вш,-ш,-вши

-нн,-енн (-ённ), -т


4. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может находится вначале, в середине и в конце предложения. На письме обособляются запятыми.


Задание. Найдите причастия. Определите от какого глагола образовалост. Определите время, вид. Выделите суффикс.

Знойное лето, палящее солнце. Бурлаки, утомленные долгой ходьбой и тяжелой работой, еле ходят по берегу. Они тянут за собой на прочных, толстых веревках тяжело груженную баржу. Их лица загорелые, обветренные, усталые. Вся бедная, просоленная одежда, говорит о нищете этих людей. Они ходят в старых, разношенных лаптях.


V. Подведение итогов:


Составление синквейнов по теме «Причастие».


Причастие,

действительное, страдательное,

помогает, учит, заставляет.

Это особая форма глагола.

Учитель.




 Оценка студентов;

 Уборка кабинета

Домашнее задание:

Стр 106 упр 173..


.


Ф.18 КП 03-04 СМК К №6 План урока Издание 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Автор: Кансейтова Лаура Абдуалиевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 267125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_dieieprichastiie_kak_osobaia_forma_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "383410"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485279019"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме: Деепричастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "239743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444844449"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку на тему " Деепричастие как особая форма глагола.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_deeprichastie_kak_osobaia_forma_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "580215"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620736430"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt_uroka_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "401040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1489719754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_na_temu_deeprichastie"
    ["file_id"] => string(6) "564962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606740749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства