Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные" (6-й класс)
Цели урока:
1. Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи; орфографической зоркости обучающихся посредством словарно-орфографической работы.
2. Развитие речевых навыков, логического мышления.
3. Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Новый материал.
– Обратите внимание на доску. (На доске: Количественные числительные, карточки с числительным.)
– Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству. (Приложение 1) (Ученики выходят к доске и формируют столбики.)
– У меня в руках есть три карточки, на которых написано по слову. Давайте попробуем озаглавить этими словами получившиеся группы числительных. (Целые, дробные, собирательные).
– Осталось только одно название: собирательные. Значит тема нашего урока сегодня какая? (Собирательные числительные). Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. Слайд 1. (Оформление тетрадей.)
– Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов. Например, двое ребят, пятеро котят, трое друзей.
– Обратимся к учебнику. Откройте страницу 208, пункт № 3 (Устно. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.). Прочитайте.
– Обратите внимание на Слайд 2. (Приложение 2)
– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш). Слайд 3.
(Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц;
Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)
– Назовите известные вам орфограммы.
III. Закрепление.
1. На слайде представлены слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда. Слайд 4.
– Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь. Слайд 5. (Оба друга, товарища, сына, окна, инженера; Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.)
– С существительными какого рода мы смогли употребить собирательные числительные? (М.р., ср.р.)
– Существительные какого рода остались? (Ж.р.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
Слайд 6.
– Обратите внимание, на слайде новое словарное слово легенда. Давайте попробуем дать лексическое толкование слова.
– Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
– Расскажите о правописании слова «легенда». (В слове легенда безударная гласная е в корне, ее надо запомнить.)
– Сейчас я вам прочту легенды о прекрасном цветке ландыше. Слайд 7.
1. Слайд 8. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
2. Слайд 9. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
– Одним словом выскажите свое впечатление о прослушанных легендах.
– А словосочетание обе легенды можно употребить?
– Хорошо. Вернемся вновь к упражнению на доске.
– Какого рода существительное легенда? (Ж.р.)
– Найдите еще существительное женского рода. (Школа)
– Употребите его с собирательным числительным обе.
– (Слайд 10). Сделаем вывод: собирательное числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное обеупотребляется только с существительными женского рода.
Физ. минутка.
V. Склонение числительных.
– Собирательные числительные склоняются точно так же, как и прилагательные. Например: Р.п. серых волчат, троих волчат.
– Обратите внимание на окончания.
– Просклоняйте словосочетания рыжие лисята, трое лисят. Слайд 11. (И. п. записать на доске.)
И.п. рыжие лисята, трое лисят
Р.п. рыжих лисят, троих лисят
Д.п. рыжим лисятам, троим лисятам
В.п. рыжих лисят, троих лисят
Т.п. рыжими лисятами, троими лисятами
П.п. о рыжих лисятах, о троих лисятах.
– Выделим окончания имен прилагательных и числительных, сделаем вывод.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание:
(Слайд 12).
1) стр. 207-209, упр. 471.
2) Вставьте числительные оба, обе
1. По … сторонам дороги тянулся густой лес.
2. Малышка держала куклу … руками.
3. Склоны … оврагов размыты дождями.
4. … братьев приняли в спортивную школу.
5. Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.
6. В … случаях ответ был неверным.
Презентация.