kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя числительное как часть речи" конспект урока по русскому языку в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  русского языка в  6-ом классе

Тема « Числительное как часть речи»

 

 

 Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.

Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.

 

Ход урока

 1. Зарядка в начале урока.

-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны. Произнесите афирмацию: « Я люблю русский язык! Я с удовольствием учу его».

 

2. Запись числа и рисование смайлика

- Нарисуйте на полях смайлик, показывающий, с каким настроением вы пришли на урок.

 

3.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в парах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

4.Введение в тему

 -Известный писатель К.Г.Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»

- Есть в русском языке  и слова, которые называют… А что называют, вы узнаете, если отгадаете ребус.

 

 -Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы уже, наверное, и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой.

-Вот перед вами числа разряда единиц. Запишите их словами. Обратите внимание на правописание безударной гласной в корне, подчеркнув их.

 

-Сделайте самопроверку. Объясните безударную гласную в корне.

 

5.Определение и запись темы

-Слова, которые вы записали, представляют собой самостоятельную часть речи. Что называет она, вы узнаете, если разгадаете новый ребус.

 

- Как  вы назвали тему урока?

(Имя числительное как самостоятельная часть речи.)

-Какие задачи стоят перед вами?

Ученики говорят, учитель обобщает:

- Получить знания о числительном как самостоятельной части речи.

- Познакомиться с  разрядами  числительного.

- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки числительного.

 

6.Анализ признаков данных слов

-Как вы определили, что это числительное?

-На какие признаки следует обращать внимание, чтобы определить любую часть речи?

(1. Что обозначает. 2. На какие вопросы отвечает. 3.Какие морфологические признаки имеет. 4.Синтаксические функции.)

7. Беседа и составление схемы

-Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц?

  Обозначает число и количество предметов при счете.

-На какой вопрос отвечают?  

8.Знакомство с новыми терминами

-Образуйте от слова « количество» суффиксальным способом прилагательное

(Количественное). Количественное (-ые) – это один из разрядов прилагательных. Количественные делятся на целые, дробные, собирательные.

-Названия первых двух разрядов говорят сами за себя. Целые обозначают целые числа. Дробные - дроби и доли. А вот о собирательных вы узнаете, прочитав в учебнике на странице учебника 162.

9. Работа в тетради и у доски по рядам

-Приведите примеры разрядов количественных числительных. Обратите внимание, как пишутся  дробные числительные. Отдельными словами целая часть, числитель и знаменатель.

 

10.Разминка

- Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь!

  11. Целеполагание и работа над порядковыми числительными

-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счете. И тогда эти числительные называются… порядковыми.

-На какой вопрос они отвечают?  

-У какой части речи есть такой же вопрос?

-Как их различить между собой?

(У них разные значения)

-К числительному можно задать вопрос «какой при счете?»

 

12. Работа над морфологическими признаками числительного

-Изменяется ли по падежам, родам и числам? Сейчас вы проведете исследовательскую работу.

 

Задание. Проанализируйте числительные шесть, шестой, один, два( по четырем  вариантам). Изменяется ли они по падежам, родам и числам?  Приведите примеры.

 

 

Вывод:

1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода.

2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.

3. Числительное один изменяется по падежам, по родам и числам.

4. Числительное два  изменяются по падежам и родам..

 

13. Работа над синтаксической ролью числительных

1) работа по карточкам четырем ученикам. Взаимопроверка.

Сделать синтаксический разбор предложения «Пятью пять-двадцать пять».

 

2) Р.Р. Составьте предложение, употребив в нем числительное. Определить, каким членом является числительное.

 

Ребята приводят свои примеры, определяют, каким членом предложения является числительное. Данные вносят в таблицу.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Дважды два – четыре, это всем известно в целом мире. Первый блин - комом, второй блин – знакомым. И так далее.

Проект ученика «Занимательное о числительном», составленный самостоятельно дома.

14. Выводы

-Что узнали о числительном? Расскажите друг другу и всем,  используя схему, которую мы составили.

 

15. Рефлексия

-Кто поработал на «5»? На «4»? На «3»? Кто никак себя не оценил?

-Оцените себя в тетради как работающего на уроке. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение в конце урока.

 

16. Задание на дом:

1) выучить теоретический материал на странице учебника 160.

2) составить письменно небольшой рассказ о себе, употребив в нем  числительные.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Имя числительное как часть речи" конспект урока по русскому языку в 6 классе »

Открытый урок русского языка в 6-ом классе Тема « Числительное как часть речи»



Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.

Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.



Ход урока

1. Зарядка в начале урока.

-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны. Произнесите афирмацию: « Я люблю русский язык! Я с удовольствием учу его».



2. Запись числа и рисование смайлика

- Нарисуйте на полях смайлик, показывающий, с каким настроением вы пришли на урок.



3.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в парах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

4.Введение в тему

-Известный писатель К.Г.Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»

- Есть в русском языке и слова, которые называют… А что называют, вы узнаете, если отгадаете ребус.

-Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы уже, наверное, и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой.

-Вот перед вами числа разряда единиц. Запишите их словами. Обратите внимание на правописание безударной гласной в корне, подчеркнув их.

-Сделайте самопроверку. Объясните безударную гласную в корне.

5.Определение и запись темы

-Слова, которые вы записали, представляют собой самостоятельную часть речи. Что называет она, вы узнаете, если разгадаете новый ребус.

- Как вы назвали тему урока?

(Имя числительное как самостоятельная часть речи.)

-Какие задачи стоят перед вами?

Ученики говорят, учитель обобщает:

- Получить знания о числительном как самостоятельной части речи.

- Познакомиться с разрядами числительного.

- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки числительного.


6.Анализ признаков данных слов

-Как вы определили, что это числительное?

-На какие признаки следует обращать внимание, чтобы определить любую часть речи?

(1. Что обозначает. 2. На какие вопросы отвечает. 3.Какие морфологические признаки имеет. 4.Синтаксические функции.)

7. Беседа и составление схемы

-Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц?

Обозначает число и количество предметов при счете.

-На какой вопрос отвечают?

8.Знакомство с новыми терминами

-Образуйте от слова « количество» суффиксальным способом прилагательное

(Количественное). Количественное (-ые) – это один из разрядов прилагательных. Количественные делятся на целые, дробные, собирательные.

-Названия первых двух разрядов говорят сами за себя. Целые обозначают целые числа. Дробные - дроби и доли. А вот о собирательных вы узнаете, прочитав в учебнике на странице учебника 162.

9. Работа в тетради и у доски по рядам

-Приведите примеры разрядов количественных числительных. Обратите внимание, как пишутся дробные числительные. Отдельными словами целая часть, числитель и знаменатель.



10.Разминка

- Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь!

11. Целеполагание и работа над порядковыми числительными

-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счете. И тогда эти числительные называются… порядковыми.

-На какой вопрос они отвечают?

-У какой части речи есть такой же вопрос?

-Как их различить между собой?

(У них разные значения)

-К числительному можно задать вопрос «какой при счете?»



12. Работа над морфологическими признаками числительного

-Изменяется ли по падежам, родам и числам? Сейчас вы проведете исследовательскую работу.


Задание. Проанализируйте числительные шесть, шестой, один, два( по четырем вариантам). Изменяется ли они по падежам, родам и числам? Приведите примеры.

Вывод:

1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода.

2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.

3. Числительное один изменяется по падежам, по родам и числам.

4. Числительное два изменяются по падежам и родам..



13. Работа над синтаксической ролью числительных

1) работа по карточкам четырем ученикам. Взаимопроверка.

Сделать синтаксический разбор предложения «Пятью пять-двадцать пять».


2) Р.Р. Составьте предложение, употребив в нем числительное. Определить, каким членом является числительное.


Ребята приводят свои примеры, определяют, каким членом предложения является числительное. Данные вносят в таблицу.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Дважды два – четыре, это всем известно в целом мире. Первый блин - комом, второй блин – знакомым. И так далее.

Проект ученика «Занимательное о числительном», составленный самостоятельно дома.

14. Выводы

-Что узнали о числительном? Расскажите друг другу и всем, используя схему, которую мы составили.

15. Рефлексия

-Кто поработал на «5»? На «4»? На «3»? Кто никак себя не оценил?

-Оцените себя в тетради как работающего на уроке. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение в конце урока.



16. Задание на дом:

1) выучить теоретический материал на странице учебника 160.

2) составить письменно небольшой рассказ о себе, употребив в нем числительные.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя числительное как часть речи" конспект урока по русскому языку в 6 классе

Автор: Рахимжанова Жанара Мусратовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "294313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455633862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Имя числительное как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(39) "imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "171585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423680572"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства