Тема: Количественные собирательные числительные.
Склонение и употребление* (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные:
М/п: извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план,
таблицу, схему, ключевые слова).
Предметные:
6ЛР: анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами
существительными.
3ЛР: грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись числа.(двадцать пятое ноября)
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1. Словарно-орфографическая работа.
Учитель называет слова гастроном, эффект.
Обратитесь к словарю, найдите правильное написание этих слов.
Ученики находят их в Школьном орфографическом словаре,подчёркивают орфограммы. Слайд №2
Два ученика работают с толковым словарём, выясняют значение слов.
Подберите однокоренные слова - прилагательные (гастрономический, эффектный).
Составьте предложение с ними. ( устно)
Синтаксический разбор. Ребята зашли в эффектный отдел гастронома.
2. Актуализация знаний .
Какую часть речи мы изучаем на последних уроках?
Найдите ошибки и запишите словосочетания в
исправленном виде. Слайд №3
С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов.
Правильно
С полутора тоннами груза, в сорока километрах, пятьюдесятью тремя килограммами, о девяноста трёх спортсменах, к трёмстам тридцати вагонам.
Кто не допустил ни одно ошибки? Поднимите руку. Вы молодцы. Вы усвоили пройденные темы.
Кто допустил ошибки, нужно вновь повторить изученные темы.
III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока.
Определяем тему урока ( СЛАЙД 4)
1. – Закончите ряд:
сложные, составные, … ( появляется первое слово-простые)
целые, дробные, … (появляется второе слово-составные) Приведите примеры собирательных числительных.
– На основе этих ключевых слов назовите тему урока и задайте вопросы по теме. (Собирательные имена числительные: что собой представляют собирательные числительные? Как они изменяются и употребляются в речи?)
СЛАЙД №5. Открываем новые знания
Проанализируйте примеры и определите способ образования собирательных числительных.
два – двое пять – пятеро
три – трое шесть – шестеро
- Проверьте себя по правилу в учебнике стр.104
(упр. 226 и текст в рамке).
- Почему выделяется суффикс -о(й)?
Ответы на вопросы после текста в рамке.
2. Слайд № 6 «Определяем проблему урока».
При составлении словосочетаний числительного с существительными учащиеся сталкиваются с трудностью: не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*).
Формулировка основного вопроса урока: с какими существительными не сочетаются собирательные числительные? Или: почему собирательные числительные сочетаются не со всеми именами существительными?
IV. Открытие новых знаний.
Решаем проблему, открываем новые знания СЛАЙД №7
1. Упр. 227 – введение новой информации, необходимой для ответа
на поставленный проблемный вопрос.
Формулирование выводов учениками после чтения текста (в виде перечня групп существительных) о недопустимости сочетаний собирательных числительных с группами существительных, называющих:
Не сочетаются с собирательными числительными
а) животных; б) единичные предметы; в) лиц женского пола.
2. Слайд №8
Чтение текста в рамке.
– Что нового узнали из текста правила? (О существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.)
– Представьте в виде таблицы информацию, которую вы получили,
открывая новые знания.
(на столе таблица, ее нужно заполнить)
ПРОВЕРКА СЛАЙД №9
– Заполните таблицу своими примерами.
Трое мужчин Трое ножниц Трое шлепок
3. Решаем проблему, открываем новые знания. СЛАЙД № 10
Наблюдение над различиями собирательных числительных оба, обе.
(упр.228)
а) Работа по вопросам и заданиям к упражнению.
б) Чтение текста в рамке после материала для наблюдений.
– С какими именами существительными сочетается числительное
оба, а с какими – обе?
– Отразите особенность склонения числительных оба, обе в виде схемы.
Карточки разбросаны, их нужно раставить
И.п. Косвенные
обА → обО… + сущ. м.р./ср.р.
обЕ → обЕ… + сущ. ж.р.
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
Упр. 229 – сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах.
Выполняется коллективно с комментированием.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока.
Рефлексия.
– Найдите словосочетание с ошибкой. Объясните свой выбор. СЛАЙД №11
– Чему научились на уроке, какие умения развивали?
– Какие трудности встретились?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?
– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).
VII. Домашнее задание.
Упр. Правила выучить, В1 упр.231
В.2 задание в факультативе. В.3 упр.230