учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.
- различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;
- делать выводы на основании своих наблюдений.
- понимать свою ответственность за состояние природы.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- учиться технологии оценивания учебных достижений.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный | Приветствие. Проверка готовности. Хочешь альпинистом быть – иди в горы, Хочешь грамотным быть – Учись думать и мыслить. - Я желаю вам на уроке достичь маленькую, но очень важную вершину на пути к грамотности. | Проверяют готовность к уроку | |
2. Актуализация знаний учащихся | - Отгадайте загадку: На контрольной даст списать, С ним всегда легко болтать. Если надо, даст совет, Знает мой любой секрет. - Запишите отгадку. - Подберите синоним к слову друг. - Сделайте звуковую запись этого слова. - Найдите слабую позицию для гласных звуков. Какими буквами обозначим эти звуки на письме? - Проверьте себя по орфографическому словарю.
- Дайте характеристику согласным звукам. - Какими гласными буквами обозначим твёрдость звуков [т] и [в]? - Какими гласными буквами обозначим мягкость согласных звуков [р΄] и [щ΄]?
- Вспомните, есть ли в русском языке ёщё буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки? - Обсудите в парах, какую букву среди них можно назвать лишней и почему? |
Отгадывают загадку, записывают отгадку. (Друг)
Вспоминают, что такое синонимы. Подбирают синоним – товарищ, делают транскрипцию слова. [т а в а р΄ и щ́] Высказывают свои предположения.
Проверяют своё предположение по орфографическому словарю.
Дают характеристику звукам. Называют буквы для обозначения твёрдости согласных: о, а. Высказывают свои предположения, приходят к выводу, что звук [щ΄] всегда мягкий и обозначать его мягкость дополнительно не надо. Называют буквы й, ч.
Советуются в парах, высказывают свои предположения. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; - работать в паре; Личностные: - понимать значение знаний для человека. |
3. Постановка целей и задач. Мотивация к учебной деятельности | - Итак, мы выяснили, что буквы щ и ч обозначают шипяшие звуки, которые всегда мягкие. - Скажите, а где эти знания мы можем применить в русском языке? - Кто догадался, над какой орфограммой будем работать на уроке? - А теперь прочитайте тему урока в учебнике на с.4. - Что скажите? - Исходя из темы урока, подумайте, что мы сегодня должны узнать? Чему научиться? |
Высказывают предположения: в написании буквосочетаний ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Высказывают предположения.
Читают тему, сравнивают со своим предположением.
Формулируют тему урока, учебные задачи. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - осуществлять выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; |
4. Изучение знаний и способов деятельности
Физминутка | Предлагает поработать по учебнику. - Прочитайте задание к упр.2. - Объясните лексическое значение каждого слова.
- Какие буквосочетания выделены в словах? Почему в этих буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч́] и [щ́]? - Придумайте задание к словам этого упражнения. - А теперь прочитайте, какое задание придумал для вас автор учебника. Выполните его.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.
- Каким правилом вы пользовались при списывании слов? | Прочитывают первую часть задания к упражнению, объясняют лексическое значение слов «по цепочке».
Работают со словами упражнения, отвечают на вопросы учителя, читают правило на с.5
Придумывают задания,называют свои варианты. Самостоятельная работа учащихся: запись слов по группам в зависимости от буквосочетания. Осуществляют взаимопроверку.
Формулируют правило написание буквосочетаний с шипящими. По 1 ученику с каждого ряда выходят к доске, проводят свою физминутку. | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - учиться работать в парах; Регулятивные: - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
5. Первичная проверка понимания изученного
Гимнастика для глаз | - А теперь будем упражняться в распознавании слов с буквосочетаниями с шипящими. 1)Учитель читает пары слов, учащиеся выписывают только те слова, в которых есть изучаемая орфограмма. Пальто, мечта; курочка, долька; крыльцо, хищник; ночной, больной; кончик, коньки. - Как написали буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Почему?
2) Работа в тетради на печатной основе. (с.3, упр.1) - Что объединяет слова, которые вы вставили? - Как вы написали это буквосочетание? Почему? Предлагает выполнить несколько упражнений для снятия напряжения с глаз. |
Записывают слова в тетрадь, выделяют изучаемую орфограмму. Один ученик работает на доске (с обратной стороны)
Осуществляют самопроверку.
Читают стихотворный текст, вставляют подходящие по смыслу слова. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в диалоге на уроке; Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; |
6.Закрепление изученного | - Продолжаем работать в тетради на печатной основе. (с.3, упр.2) - Замените звуковые обозначения слов буквенными. Если возникнет затруднение, можно обратиться за помощью к соседу по парте. - Прочитайте слова, в которых мягкость согласного звука в середине обозначили мягким знаком.
- Почему не надо обозначать мягкость согласных в остальных словах?
|
Выполняют упражнение в тетради, советуются в паре.
Отвечают на вопросы учителя, комментируют правильность выполнения заданий.
Проговаривают правило написания буквосочетаний с шипящими.
| Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - работать в паре; Регулятивные: - определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; |
7. Обобщение и систематизация знаний | Игра «Ловушка» 1.В какой строке перечислены буквы, обозначающие шипящие согласные звуки? 2.Какое из этих буквосочетаний всегда пишется без ь? 3. В словах какой строки пишется мягкий знак? | Работают на карточках.
Сравнивают свою работу с эталоном. (На слайде) | Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
8.Рефлексия | - Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем? - Кто может сказать, что достиг на уроке вершину на пути к грамотности? | Оценивают свою деятельность на уроке, результаты этой деятельности. | Регулятивные: - учиться технологии оценивания учебных достижений. |
7.Инструктаж д/з. | Выучить правило в учеб. с. 5, выполнить упр.4 | Определяют порядок работы, записывают в дневник д/з. | |