Вот книжка на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный. И, как обычно, откройте тетради и запишите число и классная работа. Попробуйте быстро произнести скороговорку: «Шапкой Миша шишки сшиб» -какой звук слышится много раз?( Ш) - Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, глухой, всегда твердый) А теперь произнесите: - «В живом уголке жили ежи и ужи» - Какой звук повторяется? (Ж) - Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, звонкий, всегда твердый) - Что общего? Какие это звуки? (Согласные, шипящие, всегда твердые, парные по звонкости-глухости) - эти звуки спрятались в загадках. Отгадаем их, но для этого нам нужны два помощника. С длинной-длинной шеей, И питается он листьями - Листьями деревьев. (Жираф) Как догадались? Среди айсбергов огромных? У них усы, как ёршики, Не боятся стужи ... (моржики) Какие признаки? Что же это за девицы? Не швеи, не мастерицы, Ничего сами не шьют, А иголочки несут. (Ежи)
Найдите слова-подсказки, что это именно ежи. Это кто там лентой черной К ручейку скользит проворно? Сквозь кусты пробрался ловко. А на маленькой головке (Все об этом знать должны) Пятна желтые видны. Уж – если много? – УЖИ Докажите, что это именно ужи. Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши) А может это крысы? А в небе очень даже схожи. Я правду говорю, скажи! Есть – ласточки, а есть - … (СТРИЖИ). Почему это стрижи? Часто дети держат в клетках, Глянь-ка, коли разглядишь: Изжелта-зеленый … (чиж). Обоснуйте. - Посмотрите на доску. Прочитайте полученные слова. - Что вас удивило? - Что показалось интересным? (у одного ребенка написано жи через И, а у другого ЖИ через Ы) P.S. Если дети написали одинаково через и, то учитель может спросить: почему именно И, я считаю, что Ы. Докажите свою точку зрения. - Какой возникает вопрос? (как правильно написать слова [ЖЫ] через Ы или И?) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание Ж… – Ш…) - Чтобы определить цели урока нам помогут слова – помощники: НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить орфограмму, научиться писать орфограмму Жи-Ши по правилу). |