kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний учащихся о глаголе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит обобщить знания о признаках глагола как части речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Обобщение знаний учащихся о глаголе"»

Учитель начальных классов: Кемпель Светлана Викторовна

Класс: 3 «В»

Тема урока: Обобщение знаний учащихся о глаголе.

Тип урока: урок обобщение знаний.

Вид урока: урок-семинар.

Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • Обобщить знания о признаках глагола как части речи.

  • Закрепить навыки лексико-грамматического и орфографического анализа глаголов.

  • Развивать умение рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;

  • Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. (Физминутка на регуляцию психического состояния)

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

Скорей за работу, готовьтесь к работе!
Сегодня нас ждет игра.
И задания уже распределены,
на уроке ждут нас они!

II. Сообщение цели урока.

На доске: «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». А.Югов

Учитель: Прочитайте слова с доски и объясните их смысл.

Учащиеся: Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

III. Обобщение изученного материала.

А). Учитель: Ребята, за неделю до проведения этого урока вам были предложены вопросы по теме урока

Вопросы:

  1. Происхождение слова «глагол».

  2. Роль глагола в речи.

  • Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенная?

  • Проведите исследование.

  • Удивительные свойства русского глагола.

  • Многозначность глаголов.

  • Глаголы-синонимы.

  • Глаголы звучания и цвета.

  1. Постоянные и непостоянные признаки глагола.

  2. Все ли глаголы могут употребляться в 1 лице единственном числе?

- На первый вопрос отвечают учащиеся первой группы.

1-я группа:

«Глагол» - это перевод с латинского verbum, что значит «слово, речь».

В словаре Даля это слово означает:

1. слово, речь;

2. часть речи, разряд слов, выражающий действие, состояние.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.

2-я группа:

Ученик: Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и др). По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.

- Поиграем в игру «Образуй новый глагол».

(Учащиеся в течение 2 минут в группах называют глаголы, объясняют их смысл.)

- Говорить – договорить, наговорить, переговорить, уговорить, договориться, наговориться. Сговориться, переговариваться.

- Как образованы новые глаголы? (с помощью разных приставок и суффиксов)

Учитель: Предлагаю к глаголу ГОВОРИТЬ подобрать синонимы.

Говорить – произносить, замечать, беседовать, болтать, трещать, доказывать.

Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г.Гюйко.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

Учитель: Объясните значение выделенных словосочетаний.

- Подберите словосочетания с глаголом держать так, чтобы этот глагол имел разные значения, и ещё подобрать к глаголу синонимы.

(Все работают в группах, затем идёт обсуждение выполненной работы).

Учащиеся: Держать книгу, держать речь – выступать, так держать! – когда хотят подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме - иметь, держать путь – направляться.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

Б). Учитель: Прочитайте стихотворение И.Токмаковой (записано без знаков)

Зябнет …синка

Др…жит (на) ветру

Стынет (на) солнышке

Мёрзнет (в) ж…ру

Задания:

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

  2. Назови глаголы - синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет)

  3. Какие орфограммы встретились в предложении?

  4. Что вы можете сказать о предложении?

  5. Расставь знаки.

  6. Назови слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подбери проверочные слова (дрожит – дрожь)

Запись стихотворения по памяти.

Взаимопроверка.

В). Учитель: Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!

  • Какие звуки мы слышим в лесу?

  • Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»

Задания:

1. Какую картину вы представили, расскажите.

2. С помощью какой части речи удалось передать картину бушующего моря. Почему?

3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)

1-я группа: клокочет

2-я группа: допрянуть (словарь Даля стр.472)

3-я группа: незыблемых

4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.

5. Подчеркните глаголы звучания.

Г). Сценка.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет побежу…- замялся Гена.

- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

  • А как же сказать правильно? Подумайте!

Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол «победить» не употребляется в 1 лице.

Учитель: Действительно, есть в русском языке глаголы, которыне не могут употребляться в 1 лице.

Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

  • Запиши предложение, раскрыв скобки:

Я (убедить) товарища.


IV. Творческая работа.

На доске записаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, выползают, суетятся, благоустраивают.

  • Прочитайте слова.. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст, сочинение-миниатюру.

(самостоятельная работа)

Чтение сочинений 2-3 учеников.

  • Какие глаголы вы использовали в тексте? В каком времени, числе? Есть ли в ваших сочинениях глаголы-синонимы? Назовите их. Назовите глаголы с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова (устно).

  • О чём можно сказать, используя глагол светит? блестит? сияет? сверкает?

  • Проведём звукобуквенный анализ слова греет (один ученик у доски, остальные – в тетрадях).

V. Итог урока.

  • Чем заинтересовал вас глагол? Какие бывают глаголы? Назовите постоянные признаки глагола.

  • Вспомните глаголы звучания, которые встречались нам сегодня на уроке. - Назовите ещё несколько глаголов звучания, света и цвета (шумят, зеленеют, горит, синеют, заалела и др.)

VI. Домашнее задание.

Разобрать глаголы зябнет, допрянуть как часть речи.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний учащихся о глаголе"

Автор: Кемпель Светлана Викторовна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "234288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443400076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства