Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
Обобщить знания о признаках глагола как части речи.
Закрепить навыки лексико-грамматического и орфографического анализа глаголов.
Развивать умение рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. (Физминутка на регуляцию психического состояния)
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли. И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
Скорей за работу, готовьтесь к работе! Сегодня нас ждет игра. И задания уже распределены, на уроке ждут нас они!
II. Сообщение цели урока.
На доске: «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». А.Югов
Учитель: Прочитайте слова с доски и объясните их смысл.
Учащиеся: Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
III. Обобщение изученного материала.
А). Учитель: Ребята, за неделю до проведения этого урока вам были предложены вопросы по теме урока
Вопросы:
Происхождение слова «глагол».
Роль глагола в речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенная?
Проведите исследование.
Удивительные свойства русского глагола.
Многозначность глаголов.
Глаголы-синонимы.
Глаголы звучания и цвета.
Постоянные и непостоянные признаки глагола.
Все ли глаголы могут употребляться в 1 лице единственном числе?
- На первый вопрос отвечают учащиеся первой группы.
1-я группа:
«Глагол» - это перевод с латинского verbum, что значит «слово, речь».
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, речь;
2. часть речи, разряд слов, выражающий действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2-я группа:
Ученик: Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и др). По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
- Поиграем в игру «Образуй новый глагол».
(Учащиеся в течение 2 минут в группах называют глаголы, объясняют их смысл.)
- Как образованы новые глаголы? (с помощью разных приставок и суффиксов)
Учитель: Предлагаю к глаголу ГОВОРИТЬ подобрать синонимы.
Говорить – произносить, замечать, беседовать, болтать, трещать, доказывать.
Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г.Гюйко.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Учитель: Объясните значение выделенных словосочетаний.
- Подберите словосочетания с глаголом держать так, чтобы этот глагол имел разные значения, и ещё подобрать к глаголу синонимы.
(Все работают в группах, затем идёт обсуждение выполненной работы).
Учащиеся: Держать книгу, держать речь – выступать, так держать! – когда хотят подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме - иметь, держать путь – направляться.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Б). Учитель: Прочитайте стихотворение И.Токмаковой (записано без знаков)
Назови слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подбери проверочные слова (дрожит – дрожь)
Запись стихотворения по памяти.
Взаимопроверка.
В). Учитель: Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!
Какие звуки мы слышим в лесу?
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»
Задания:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)
Прочитайте слова.. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст, сочинение-миниатюру.
(самостоятельная работа)
Чтение сочинений 2-3 учеников.
Какие глаголы вы использовали в тексте? В каком времени, числе? Есть ли в ваших сочинениях глаголы-синонимы? Назовите их. Назовите глаголы с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова (устно).
О чём можно сказать, используя глагол светит? блестит? сияет? сверкает?
Проведём звукобуквенный анализ слова греет (один ученик у доски, остальные – в тетрадях).
Вспомните глаголы звучания, которые встречались нам сегодня на уроке. - Назовите ещё несколько глаголов звучания, света и цвета (шумят, зеленеют, горит, синеют, заалела и др.)
VI. Домашнее задание.
Разобрать глаголы зябнет, допрянуть как часть речи.