-Прозвенел звонок. Мы начинаем урок. Пусть наша совместная работа будет успешной и порадует нас. Желаю вам за работу на уроке получить отличные оценки.
Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 4)
-Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времён глаголов. Но подойти к нему не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам всё новые и новые испытания на проверку наших знаний об изученной части речи-глаголе. Итак, отправляемся в путь.
Обобщение изученного.
Систематизация знаний. (Слайд № 5)
-Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме.
А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий вы сами будете ставить себе оценки.
(опора на доске: красный кружок- отлично, зелёный- хорошо, синий- надо повторить правило).
Карта самоконтроля
1. Чистописание
2.Словарная работа
а) написание безударных гласных в словарных словах
б) подбор однокоренных глаголов в неопределённой форме к словарным словам
3.Определение времени глагола
4.Определение спряжения глаголов
Оценка своей работы
1. Чистописание.
Первое препятствие: Нужно перейти через речку, сделав через неё мостик из букв, данных в узоре на доске:
(Учащиеся узнают в узоре сочетания букв, определяют, что это могут быть окончания глаголов, рассказывают о признаках этих глаголов, имеющих в окончаниях такие сочетания букв). (Слайд № 6)
-ть,- чь- неопределённая форма глагола;
-ешь, -ишь- ед. ч., будущее и настоящее время, 2 лицо, 1 и 2 спряжение;
-ет, -ит- - ед. ч., будущее и настоящее время, 3 лицо, 1 и 2 спряжение;
-ут,-ют, -ат, -ят- мн. ч., будущее и настоящее время, 3 лицо, 1 и 2 спряжение.
Оцените свою работу на этом этапе урока и закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.
2. Словарная работа.
Второе препятствие: (Слайд № 8)
-Далее на пути колодец. Но утолить жажду можно при условии, если случайно попавшие в колодец слова, будут превращены в неопределённую форму глагола.
(На экране изображение сказочного колодца, а в нём слова с непроверяемыми написаниями).
.бед (обед)
ч.рный (чёрный)
б.седа (беседа)
св.бода (свобода)
п.беда (победа)
-Определите какой частью речи являются эти слова ,запишите их столбиком, поставьте ударение, обозначьте безударный гласный. (Слайд № 9)
Оцените свою работу на этом этапе урока и закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.
Подберите к словарным словам однокоренные глаголы, поставьте их в неопределённую форму. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
(Запись глаголов самостоятельно рядом со словарными словами, самопроверка). (Слайд № 10)
Оцените свою работу и закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.
обед обедать
чёрный чернеть
беседа беседовать
свобода освободить
победа победить
Физминутка («Мы друзья»)
3.Самостоятельная работа по учебнику.
Третье препятствие:
На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие во дворец. Такими дорожками могут стать три группы глаголов, которые вы найдёте в тексте упр.514,с.116. Как вы думаете, как называются эти дорожки? (времена глагола) (Слайд № 11)
(1 человек работает на переносной доске, остальные в тетрадях; самопроверка)
Оцените данный вид работы, закрасьте третий кружок.
4.Коллективная работа по определению спряжения глаголов.
Четвёртое препятствие: (Слайд № 12)
Вот и подошли мы ко дворцу Времён глаголов. Перед нами парадный вход, у которого нас ждут глаголы. Прочитайте их. На какие две группы мы можем распределить их?(1 и 2 спряжение). (Дети вспоминают правила о 1 и 2 спряжениях глаголов, о глаголах- исключениях, об окончаниях глаголов )
-Покажите сигнальными карточками к какому спряжению относится каждый глагол.
Читать, сеять, полоть, обидеть, клеить.
-Запишите эти глаголы, обозначив спряжение.
Оцените свою работу, закрасив четвёртый кружок. (Слайд № 13).
5.Игра «Одень глаголы».
Пятое препятствие: (Слайд № 14)
-А теперь глаголы должны переодеться на бал, сейчас мы им в этом поможем. Перед вами сундуки- конверты, в которых находятся карточки с личными окончаниями глаголов настоящего и будущего времени, родовые окончания глаголов прошедшего времени с суффиксом л. Выбирайте одежду, «одевайте» глаголы и проходите с ними в зал.
(читать – читаешь - н. в., 2 лицо, ед. ч. и т.д.)
Подведение итогов. Оценка работы детей.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Оцените свою работу на уроке.
Для этого сложите свои результаты и разделите на пять. Поставьте себе оценку.
Закончив работу, мы не можем вернуться домой. Наш путь закрывает Вопросительный знак. Он требует ответа на вопросы: (Слайд № 15)
-Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
-На какие вопросы невидимых жителей страны вы отвечали?
-Можно ли обойтись в речи без глаголов?
За работу на уроке ребята получили оценки (оценивание работы детей). (Слайд № 16)
Задание на дом: упр.№512, с.115.
Рефлексия.
-Понравилось ли вам наше путешествие? Если «да», то тихонько встаньте и хлопните в ладоши три раза; а если «нет», то останьтесь сидящими за партой. (Слайд № 17)