kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: совершенствовать навыки написания безударных гласных в корне слова; формировать орфографическую зоркость, развивать память, логическое мышление, внимание, письменную и устную речь учащихся; воспитывать  интерес и любовь  к языку.

Материальная база, оборудование урока:

 1.Учебник «Русский язык, 5 класс, часть 2» (Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко), §4;

 2. Дидактический материал:

 «Русский язык, 5 класс. Тесты для тематического и итогового контроля» (Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, Ф.М.Литвинко и др. - Минск, 2004);

Л.И.Строк «Русский язык, 5 класс: орфографические тренажёры» (Минск, 2007).

                                             Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация (объявление  темы и целей урока)

Вступительное слово учителя

Для того  чтобы в течение  всего урока сохранить  работоспособность, нам просто  необходимо хорошее, положительное настроение.

По каким признакам  можно определить, что человек находится в  хорошем настроении? (Шутит, улыбается …)

Давайте на миг закроем  глаза и  подумаем о чем-нибудь хорошем. А теперь  улыбнитесь, откройте глаза и  подарите улыбку и хорошее настроение друг другу. Спасибо! Для учителя нет ничего краше  улыбающегося ученика. А теперь за работу! Вперед к знаниям  и хорошим отметкам!

II. Актуализация знаний: словарный диктант (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях; взаимопроверка)

Матрос, костюм, матч, пейзаж, проспект, парашют, жюри, каталог, кабинет, процент, тренер, вокзал, чудесный, директор, футбол.

III. Изучение нового материала:

а) наблюдение и анализ:

Рассмотрите таблицу упр. 25. О каких способах проверки безударных гласных вы узнали? Прокомментируйте задание 2 упр. 25, упр. 26.

б) изучение теоретического материала на с.16;

в) формулировка правила;

г) выполнение практической работы: на основании изученного материала выполните упр. 27, 30 письменно, упр. 28, 31, 32, 34 устно.

     Упр. 27. Прочитайте. Найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор. Запишите только однокоренные слова.

  1. Вода, водяной, водитель, водичка.
  2. Смех, смешной, смешать, смешить.
  3. Лес, лестница, лесок, лесничий.
  4. Лев, левый, налево, левая.

Упр. 28 (устно). Подберите к именам существительным в форме множественного числа имена существительные в форме единственного числа.

Горы-гора, страны-страна, доски-доска, грозы-гроза, вёдра-ведро, перья-перо, лисы-лиса, реки-река, сёстры-сестра, звёзды-звезда.

Упр. 30. К данным именам существительным подберите однокоренные имена прилагательные с ударным гласным корня. Запишите.

Осень-осенний,  пестрота-пёстрый, низина-низкий, старик-старый, тишина-тихий, хитрец-хитрый, храбрец-храбрый, частота (волн)-частый, чистота (комнаты)-чистый.

Упр. 31. Безударные гласные корня глаголов прошедшего времени проверьте формой настоящего (будущего) времени (устно).

Накормил-накормит, бродил-бродит, варил-варит, возил-возит, держал-держит, лечил-лечит, давил-давит, дарил-дарит, платил-платит, вязал-вяжет, катил-катит, заменил-заменит, тянул-тянет, колол-колет, лепил-лепит.

Упр. 32. 1.К данным глаголам подберите однокоренные имена прилагательные (устно).

Побелить-белый, выяснить-ясный, гордиться-гордый, грозить-грозный, загрязнить-грязный, удалить-дальний, дичиться-дикий, подобреть-добрый, удлинить-длинный, дополнять-полный, опоздать-поздний, осветлить-светлый, опасаться-опасный, побледнеть-бледный.

2. С выделенными словами составьте словосочетания «глаг.+сущ.».

Упр. 34. К данным словам подберите как можно больше однокоренных слов разных частей речи с безударными гласными (устно).

Ход, мир, цвет, скрип, крепкий, влага, взгляд.

   Физкультминутка «Отдохнём с пользой!»

д) обобщение изученного материала:

-работа с дидактическим материалом (индивидуальные листы на каждого учащегося): работа класса «по цепочке». Задание: вставьте пропущенные безударные гласные, подберите проверочные слова (устно).

Непост.жимый-постичь, посв.тить (стихи)-свято, посв.тить (фонарём)-свет, тропический-тропики, ув.дал (цветок)-увидеть, хв.ростинка-хворост, д.лёкий-даль, гр.за-грозы, тр.пинка-троп, л.дяной-лёд, к.заться-кажется, прил.скать-ласка, з.мовать-зимний, ск.льзить-скользко, пом.рить-мирный, прип.кать-печь, стр.ла-стрелы, кл.новый-клён, м.рской-море, т.жёлый-тяжесть, ст.кло-стёкла, посв.стеть-свист, укр.шать-красит.

Задание: угадайте, переставляя буквы, какие слова живут в сказочном домике, подчеркните в них корневую безударную гласную, подберите проверочное слово.

Ответы: единица (один), лазейка (лазить), могучий (мощь), обрекать (обречь), платить (платит), опоздать (поздно), стена (стены), стекло (стёкла), увядать (увядший), уделять (удел), сторож (сторожка), создавал (создать), сосна (сосны), покорил (покорный), долина (дол), окошко (окна), мигает (миг), звонят (звон).

-индивидуальная работа 4 учащихся у доски (прочитать выразительно стихотворение, выписать слова с орфограммами, объяснить их написание)

Неужели вам, ребята,

Не случалось никогда

Прин.сти в свой класс

В портфеле настоящего к.та?

Я попробовал…

И вот –

За дв.рями

Я и кот!

                             (С.Коган)

Сер.брится ячмень к.л.систый,

З.л.неют привольно овсы.

И в к.л.сьях брильянты р.сы

В.терок зажигает душистый.    

                                                 (И.Бунин)

Росинка

Р.синка др.жала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В р.синку гл.жу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много.гней.

Их еле заметишь,

Так мАлы они.

Но где же ты встретишь

Т.кие .гни?   

                           (К.Бальмонт)

Фея и снежинки

К.таясь на коньках,

По льду ск.льзила фея.

Сн.жинки, тихо рея,

Р.ждались в.блаках.

Р.дились – и ск.рей

Сюда, ск.рей, ск.рее

Из мира снежных фей

К з.мной ск.льзящей фее.

                                       (К.Бальмонт)

е) Знакомство с теоретическим материалом учебника на с.19. Обобщение теоретических знаний  и практических умений на примере упр. 36, 37 (устно).

Упр.36.

    Запевать в хоре – запивать лекарство, посидеть в саду – поседеть от горя, расколоть щипцами – раскалить докрасна, поласкать ребёнка – полоскать бельё.

Упр. 37 (устно).

   Загадать желание, залезать на дерево, зарядить ружьё, неожиданно засмеяться, запевать песню, износить костюм, клевать зерно, посидеть на берегу реки, запивать молоком, просить о помощи, рано поседеть, ослабеть от болезни, проредить всходы.

IV. Итоги урока: что мы умеем?

V. Домашнее задание: §4, упр.38

VI. Рефлексия

-Ребята, какие эмоции и чувства  вы испытали на сегодняшнем  уроке?
















 

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №6 г. Жодино»











План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание безударных гласных в корне слова»













учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Стрижанец А.И.
















2016

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание безударных гласных в корне слова»


Цель урока: совершенствовать навыки написания безударных гласных в корне слова; формировать орфографическую зоркость, развивать память, логическое мышление, внимание, письменную и устную речь учащихся; воспитывать интерес и любовь к языку.

Материальная база, оборудование урока:

1.Учебник «Русский язык, 5 класс, часть 2» (Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко), §4;

2. Дидактический материал:

«Русский язык, 5 класс. Тесты для тематического и итогового контроля» (Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, Ф.М.Литвинко и др. - Минск, 2004);

Л.И.Строк «Русский язык, 5 класс: орфографические тренажёры» (Минск, 2007).


Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация (объявление темы и целей урока)

Вступительное слово учителя

Для того чтобы в течение всего урока сохранить работоспособность, нам просто необходимо хорошее, положительное настроение.

По каким признакам можно определить, что человек находится в хорошем настроении? (Шутит, улыбается …)

Давайте на миг закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. А теперь улыбнитесь, откройте глаза и подарите улыбку и хорошее настроение друг другу. Спасибо! Для учителя нет ничего краше улыбающегося ученика. А теперь за работу! Вперед к знаниям и хорошим отметкам!

II. Актуализация знаний: словарный диктант (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях; взаимопроверка)

Матрос, костюм, матч, пейзаж, проспект, парашют, жюри, каталог, кабинет, процент, тренер, вокзал, чудесный, директор, футбол.

III. Изучение нового материала:

а) наблюдение и анализ:

Рассмотрите таблицу упр. 25. О каких способах проверки безударных гласных вы узнали? Прокомментируйте задание 2 упр. 25, упр. 26.

б) изучение теоретического материала на с.16;

в) формулировка правила;

г) выполнение практической работы: на основании изученного материала выполните упр. 27, 30 письменно, упр. 28, 31, 32, 34 устно.

Упр. 27. Прочитайте. Найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор. Запишите только однокоренные слова.

  1. Вода, водяной, водитель, водичка.

  2. Смех, смешной, смешать, смешить.

  3. Лес, лестница, лесок, лесничий.

  4. Лев, левый, налево, левая.

Упр. 28 (устно). Подберите к именам существительным в форме множественного числа имена существительные в форме единственного числа.

Горы-гора, страны-страна, доски-доска, грозы-гроза, вёдра-ведро, перья-перо, лисы-лиса, реки-река, сёстры-сестра, звёзды-звезда.

Упр. 30. К данным именам существительным подберите однокоренные имена прилагательные с ударным гласным корня. Запишите.

Осень-осенний, пестрота-пёстрый, низина-низкий, старик-старый, тишина-тихий, хитрец-хитрый, храбрец-храбрый, частота (волн)-частый, чистота (комнаты)-чистый.

Упр. 31. Безударные гласные корня глаголов прошедшего времени проверьте формой настоящего (будущего) времени (устно).

Накормил-накормит, бродил-бродит, варил-варит, возил-возит, держал-держит, лечил-лечит, давил-давит, дарил-дарит, платил-платит, вязал-вяжет, катил-катит, заменил-заменит, тянул-тянет, колол-колет, лепил-лепит.

Упр. 32. 1.К данным глаголам подберите однокоренные имена прилагательные (устно).

Побелить-белый, выяснить-ясный, гордиться-гордый, грозить-грозный, загрязнить-грязный, удалить-дальний, дичиться-дикий, подобреть-добрый, удлинить-длинный, дополнять-полный, опоздать-поздний, осветлить-светлый, опасаться-опасный, побледнеть-бледный.

2. С выделенными словами составьте словосочетания «глаг.+сущ.».

Упр. 34. К данным словам подберите как можно больше однокоренных слов разных частей речи с безударными гласными (устно).

Ход, мир, цвет, скрип, крепкий, влага, взгляд.

Физкультминутка «Отдохнём с пользой!»

д) обобщение изученного материала:

-работа с дидактическим материалом (индивидуальные листы на каждого учащегося): работа класса «по цепочке». Задание: вставьте пропущенные безударные гласные, подберите проверочные слова (устно).

Непост..жимый-постичь, посв..тить (стихи)-свято, посв..тить (фонарём)-свет, тропический-тропики, ув..дал (цветок)-увидеть, хв..ростинка-хворост, д..лёкий-даль, гр..за-грозы, тр..пинка-троп, л..дяной-лёд, к..заться-кажется, прил..скать-ласка, з..мовать-зимний, ск..льзить-скользко, пом..рить-мирный, прип..кать-печь, стр..ла-стрелы, кл..новый-клён, м..рской-море, т..жёлый-тяжесть, ст..кло-стёкла, посв..стеть-свист, укр..шать-красит.

Задание: угадайте, переставляя буквы, какие слова живут в сказочном домике, подчеркните в них корневую безударную гласную, подберите проверочное слово.

Ответы: единица (один), лазейка (лазить), могучий (мощь), обрекать (обречь), платить (платит), опоздать (поздно), стена (стены), стекло (стёкла), увядать (увядший), уделять (удел), сторож (сторожка), создавал (создать), сосна (сосны), покорил (покорный), долина (дол), окошко (окна), мигает (миг), звонят (звон).

-индивидуальная работа 4 учащихся у доски (прочитать выразительно стихотворение, выписать слова с орфограммами, объяснить их написание)

Неужели вам, ребята,

Не случалось никогда

Прин..сти в свой класс

В портфеле настоящего к..та?

Я попробовал…

И вот –

За дв..рями

Я и кот!

(С.Коган)

Сер..брится ячмень к..л..систый,

З..л..неют привольно овсы.

И в к..л..сьях брильянты р..сы

В..терок зажигает душистый.

(И.Бунин)

Росинка

Р..синка др..жала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В р..синку гл..жу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много ..гней.

Их еле заметишь,

Так мАлы они.

Но где же ты встретишь

Т..кие ..гни?

(К.Бальмонт)


Фея и снежинки

К..таясь на коньках,

По льду ск..льзила фея.

Сн..жинки, тихо рея,

Р..ждались в ..блаках.

Р..дились – и ск..рей

Сюда, ск..рей, ск..рее

Из мира снежных фей

К з..мной ск..льзящей фее.

(К.Бальмонт)

е) Знакомство с теоретическим материалом учебника на с.19. Обобщение теоретических знаний и практических умений на примере упр. 36, 37 (устно).

Упр.36.

Запевать в хоре – запивать лекарство, посидеть в саду – поседеть от горя, расколоть щипцами – раскалить докрасна, поласкать ребёнка – полоскать бельё.

Упр. 37 (устно).

Загадать желание, залезать на дерево, зарядить ружьё, неожиданно засмеяться, запевать песню, износить костюм, клевать зерно, посидеть на берегу реки, запивать молоком, просить о помощи, рано поседеть, ослабеть от болезни, проредить всходы.

IV. Итоги урока: что мы умеем?

V. Домашнее задание: §4, упр.38

VI. Рефлексия

-Ребята, какие эмоции и чувства вы испытали на сегодняшнем уроке?








Радость, чувство Равнодушие Непонимание,

удовлетворения скуку






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Стрижанец Анастасия Ивановна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313194

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства