конспект урока русского языка и презентация к нему "Состав слова"
Конспект урока русского языка и презентация к нему "Состав слова"
Урок русского языка в 6 классе для школ с казахским языком обучения. Тема урока: "Состав слова". На уроке дети учатся различать морфемный анализ от словообразовательного. Зрительно это различие можно увидеть в презентациях к уроку. Сложным моментом для учащихся с казахским языком обучения является образование названий жителей определенной местности от названия города путем присоединения суффиксов. Таким образом, на данном уроке проводится большая работа по составу слова. Задания интересные и познавательные, соответствующие возрасту и программе. Учащиеся делают полный разбор слова по составу, цель к уроку, сформулированная ранее, в конечном итоге достигнута.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка и презентация к нему "Состав слова"»
Тема: Состав слова
Цель: формирование понятия морфемы как наименьшей значимой части слова
Задачи: показать значение морфем в образовании слов; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; разбирать слова по составу;
развивать исследовательские навыки;
способствовать коллективному общению и обсуждению спорных моментов, выработать умение слушать и быть услышанным.
Ход урока:
Разминка «Солнце светит тому, кто…»
Деление по группам:
Разделить учащихся на группы путем слов, которые взяты из текста.
(Я учу стихотворение Александра Пушкина. Сергей Есенин написал стихотворение «Береза». Текст был составлен учениками шестого класса.)
Мозговой штурм.
На слайде изображено гнездо.
Вопросы:
Что это?
Кто вьет гнездо?
В чем особенность птенцов, вышедших из одного гнезда?
Почему появилось такое понятие в русском языке?
(на картинке птичье гнездо и словообразовательное гнездо).
На ИКТ показать презентацию с иллюстрациями (дом, домик, домовой, домашний, бездомный). Чтобы понять, как образуется слово в русском языке, надо прежде всего знать , из каких частей оно состоит, т.е.знать его состав.
Рассуждения детей: корень слова имеет определенное значение, некоторые слова состоят из одного только корня. Приведем примеры таких слов (сын, дочь, хлеб, дождь …), но при добавлении морфем могут образовываться слова с несколько другим лексическим значением. Например: к слову сын добавьте –ок- получится слово с несколько другим лексическим значением (ласкательный оттенок). Значит, суффикс - значимая часть слова.
Слово стол при прибавлении приставки на- приобрело тоже другое значение (настольная лампа) = новое лексическое значение.
Какое значение имеет окончание? Дом, дома, дому, о доме, домом?
ВЫВОД: Окончание новые слова не образует, оно лишь указывает на падеж и число.
Значит, приставка, суффикс служат для образования слов, окончание – для изменения форм одного и того же слова. Все они морфемы. В основу слова входят все морфемы, кроме окончания.
Закрепительные упражнения. Деление на группы по способу образования слов. Прежде чем мы приступим к следующему заданию, мы разделимся на группы: дети читают записи на белом листе бумаги: домик, стульчик, зайчик, лисенок, кошечка; подъехал, подошел, подбежал, подскакал, прискакал; подберезовик, подосиновик, подснежник, подсвечник, подоконник. По каким признакам мы разделились? (рассуждают: в первой группе слова с уменьшительно ласкательным суффиксов, во второй – приставки со значением приближения, третьей – приставка под- синонимична предлогу под, во всех случаях словообразующие морфемы).
Составление постера : морфемы, значения морфем (приставки: приближение, присоединение, отдаления, пространственное значение); суффиксы: профессии, род занятий, названия жителей населенных мест, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Игра «Городок» (работа в группе А,В,С, выявление одаренных и талантливых детей).
Составить названия профессий, жителей городов путем присоединения суффиксов (на постере), выделить морфемы (Петербург, Урал, Украина, Москва, Томск, Пермь, Сибирь, Астана, Алматы, Петропавловск, Новоишимское – Петербуржец, уралец, украинец, москвич, томич, пермяк, сибиряк, астанчане, алматинцыпетропавловцы, новоишимцы).
Работа по схеме на соответствие. На листах А-4 изображены схемы, подобрать слова на соответствие схемам.
1)горьковатый
А)Приставка, корень, суффикс, нулевое окончание
2)подгорелый
Б)Корень, суффикс, окончание
3)худышка
В)Корень, суффикс, окончание
4)лисенок
Г)Корень, суффикс, нулевое окончание
5)подорожник
Д)Приставка, корень, суффикс
6)прочитали
Е)Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание
7)сверху
Ё)Приставка, корень, суффикс, окончание
8)безграмотный
Ж)Приставка, корень, суффикс
9.Домашнее задание: упражнение 3 стр. 53 (ответить на вопрос, зачем нужно изменять окончания в словах).
10. Самооценивание по критериям (оценочный лист) .
11.Рефлексия. Сегодня солнце вам улыбается, и я хочу, чтобы на небе появились облака, на которых вы напишите: