1. Актуализация знаний | -Чтение учителем стихотворения: Ложка – это ложка, ложкой суп едят. Кошка – это кошка, у кошки семь котят. Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, оделся и пошёл. Придумаю-ка слово, смешное слово «плим». И прыгает, и скачет смешное слово плим, И ничего не значит. Ребята, что же с ним? -Совсем никакого значения нет у этого слова? -А какое значение для понимания слова важнее: лексическое или грамматическое? - Скажите, пожалуйста, может ли нам пригодиться знание лексического значения слова в соблюдении орфографических правил? - Учитель предлагает записать словосочетания (2 вариант с разным уровнем сложности, дети сами выбирают вариант), вставить пропущенные орфограммы и устно объяснить выбор букв. -Учитель просит сделать выводы о том, насколько важны имеющиеся у детей знания в их практической деятельности. -Предлагаю вспомнить, на какие группы делятся слова по своему лексическому значению. -Что помогает с уверенностью говорить о том, многозначное слово или однозначное? -Обращаю внимание детей на то, что многозначными могут быть слова разных частей речи. | -Это не слово, так как оно ничего не обозначает, у этого слова нет лексического значения (лексическое значение слова - это то, что слово обозначает) -Есть грамматическое значение. Плим – это существительное м.р., ед. числа, в Им.п. -Конечно, лексическое. -Отв..рить грибы – отв..рить дверь Об..жать малыша – об..жать стадион Др..жать от холода – подр..жать другу Зал..зать рану – зал..зать в огород пол..скать… - пол..скать…… …разв..вается – …разв..вается ув..дать… - ув..дать… посв..тить …- посв..тить … -Ученики вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова, составляют словосочетания. -Однозначные и многозначные. -Толковый словарь. Проверка домашнего задания У каждой группы было своё задание – привести из словарной статьи словосочетания или предложения, подтверждающие разные значения заданного слова 1 группа – история 2 группа – мягкий 3 группа – оставить 4 группа - милый | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
2. Постановка проблемы | -Ребята, мы с вами всё больше убеждаемся в том, что русское слово огромно, ёмко. В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зелёное, так с другого румяное. Ты умей его, девица, повёртывать» -Как вы понимаете эти слова? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Какую цель поставим перед собой на уроке? -Обращаю внимание детей на слайд Железные гвозди - Железное здоровье -Что значит железные гвозди? -А можно так сказать: железное здоровье, железные нервы? -На основе чего произошёл перенос значения слова? -Конкурс смекалистых позволит вам проверить, умеете ли вы различать прямое и переносное значение слов. -На чём основан перенос значения? -Таким образом, вам хватает знаний в определении прямого и переносного значения слова? -Определите, имеет ли переносное значение слово «окно»? -Кто является для нас авторитетным помощником в работе со словом? -Ай да молодцы мы с вами, а ведь совсем недавно вы были маленькие и значения многих слов не понимали. Но уже мы не помним, чего не знали в то время, а вот известный детский писатель Корней Иванович Чуковский записал несколько высказываний маленьких детей -В чём вы ещё раз убедились? | -Надо уметь видеть слово со всех сторон. Слово имеет не только прямое, но и переносное значение. -Прямое и переносное значение слов. -Исследовать слова. -Сделанные из железа, крепкие, прочные -Да, можно. Здоровье и нервы крепкие, прочные, выдерживают испытания, прямо как железа. -На основе сходства признака и появилось переносное значение слова. -Конкурс проводят дети, задание они получили накануне, диктуют слова с прямым значением, а группы по очереди подбирают переносное значение слов: -Голова (человека) – голова (поезда), Хвост (животного) – хвост (поезда). (Перенос по сходству внешних признаков). -Палец (у человека) – палец (у механизма). (Перенос по форме предметов). -Холодная (вода) – холодный (взгляд) (Перенос по сходству ощущений) -Крыло (птицы) – крыло(самолёта), Сторож (лицо, охраняющее что-либо) – Сторож (приспособление, которое не даёт перелиться через край кипящему молоку). (Перенос по сходству функций). -Да. -Дети затрудняются ответить. -Словарь. Дети рассказывают о содержании словарной статьи, способах поиска переносного значения слова. - Нужно быть внимательными, следовать правилам, заданным учителем, слушать друг друга, чтобы не пропустить важное Представители групп зачитывают ситуации, а остальные дети определяют причину комичности высказываний. 1 группа Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке. Петя ушёл, но вскоре вернулся с рубашкой -Почему ты не повесил её сушить? – спросила мама. -Я не достал до солнышка, - ответил сын. 2 группа Мальчика спрашивают о сестре: -Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится? -Она с петухами не ложится, они клюются, она одна в свою кроватку ложится. 3 группа Мама рассказывает сынишке: -Скоро наступит зима, выпадет снег, ударят морозы. -А я тогда не пойду на улицу, - говорит мальчик. -Почему? -А чтоб меня морозы не ударили. 4 группа -Я в школу не пойду, - заявил четвероклассник Серёжа, - Там на экзаменах режут. -Важно знать значения слов, чтобы правильно излагать свои мысли и понимать окружающих. | Регулятивные УУД Познавательные УУД, Коммуникативные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД, Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД, |
3. «Открытие» детьми нового знания | - Подумайте, на что нам необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить прямое и переносное значение слова? - Давайте расширим наши знания о прямом и переносном значении слов. Вспомним всеми любимую сказку А.С Пушкина и стихотворение Елены Серовой. - Подумайте, какое слово должно привлечь наше внимание? Почему? - Какое известное вам средство выразительности строится на основе переносного значения слова? Обращаю внимание на понятие «метафорический эпитет» -Предлагаю следующий слайд: Ребёнок притаился – подсолнух притаился. - В каком стиле мы можем услышать такие предложения? -Предлагаю для наблюдения ещё один слайд: -На каком сходстве образовалось такое переносное значение слов? -Красиво звучит: ливень прыгает, язык пламени? А вы знаете, как называется такое средство выразительности? Вам помогу я. -Метафора. Посмотрите на доске дословный перевод слова метафора: мета – пере, фора – несу Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству. Метафоры, ребята, часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину. | Определить лексическое значение слова; Обратить внимание на способ переноса значения; В случае затруднения обратиться к словарю. -Дети читают отрывок из сказки Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые. Ветерок спросил, пролетая: «Отчего же ты, рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят». -Слово «золотой», потому что оно употребляется в нескольких значениях: в первом отрывке скорлупки из золота, драгоценного металла, в сказке такое может быть. Рожь золотая – сходство по цвету: спелая рожь жёлтого цвета, как и золото. Руки золотые – сходство по ценности, они всё умеют, металл драгоценный и руки тоже драгоценные. - Эпитеты, придающие выражению образность и эмоциональность - Первое - в разговорной, повседневной речи, второе – в художественном тексте. Это олицетворение - средство выразительности, основанное на уподоблении неживых предметов живому существу. Воробей прыгает – ливень прыгает. -ливень так льёт, что подпрыгивают капли воды, перенос по действию; Язык коровы – язык пламени. - Язык пламени по форме напоминает язык вообще, а не только коровы. | Познавательные УУД, Регулятивные УУД Познавательные УУД, Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД, Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
4. Первичное закрепление | -Убедиться в этом несложно. Найдите в тексте метафоры - Обоснуйте свой выбор (проговаривание во внешней речи) -Мы с вами не писатели, не поэты, а пока только пятиклассники. Но я предлагаю вам, используя данные метафоры, составить монологическое высказывание, 4-5 предложений -Домашнее задание: 1) упражнение №342, 2) составить текст-описание, используя олицетворение, метафоры, эпитеты. | -Ученики читают слайд и находят метафоры Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся весёлого солнца лучи… Воркует голубка, над крышей летая, Кричат молодые грачи… Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Дети вспоминают названия произведений и авторов. 1 группа – плоды труда 2 группа – сгореть со стыда 3 группа – тоска грызёт 4 группа – пустая голова. Зачитывают полученные монологи представители различных групп. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД, Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какое знание нам удалось добыть? - Каким был изначальный уровень знания по этому вопросу? - Оцените свой настоящий уровень знания. - Что можете сказать об изменении уровня знания? Оправдались ли ваши прогнозы? | - Слова имеют прямое и переносное значение, а на переносном значении основаны такие средства выразительности, как олицетворении, эпитеты, метафоры. - Низким в большей степени… - Сейчас уровень знания стал преимущественно средним… - Да, но работать ещё необходимо в этом направлении | Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД |