kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Прямое и переносное значения слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширит представление о прямом и переносном значении многозначных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прямое и переносное значения слов"»

Урок русского языка в 5 классе


Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №13» г. Железногорска Курской области Зарубина Елена Владимировна


Тема: Прямое и переносное значения слов.


Цель: Расширить представление о прямом и переносном значении многозначных слов.


Задачи

Образовательная:


  1. Вспомнить понятие однозначности и многозначности слов;

  2. Выявить в процессе сопоставления, на каком сходстве образуется переносное значение слов;

  3. Создать условия для осознания учащимися важной роли слов с переносным значением в нашей речи;

  4. Создать условия для совершенствования умения работать со словарями;

  5. Способствовать расширению активного словарного запаса обучающихся;

  6. Актуализировать знания учащихся о средствах речевой выразительности.


Развивающая:

  1. Способствовать развитию психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления);

  2. Способствовать развитию умения строить доказательные умозаключения;

  3. Способствовать осознанному развитию адекватной самооценки учащихся.


Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию умения слушать и принимать к сведению доводы оппонентов;

  2. Способствовать воспитанию волевого контроля, умения следовать заданным правилам.


Оборудование: карточки с заданиями, презентация, толковые словари

Формируемые УУД:

личностные: становление адекватной самооценки учащихся, формирование умения ставить перед собой учебные цели, становление осознанной положительной учебной мотивации. умение корректировать цель в зависимости от результатов деятельности;

познавательные: умение применять усвоенные ранее знания, умение строить грамотное рассуждение по вопросу, умение добывать недостающие знания в процессе рассуждения;

регулятивные: умение выстраивать план предстоящей деятельности;

коммуникативные: умение вести диалог в процессе фронтальной и групповой работы, умение принимать другое мнение, умение обосновывать собственное, умение работать в паре.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Цель: актуализировать знания учащихся о лексическом значении слов.

1. Актуализация знаний

-Чтение учителем стихотворения:

Ложка – это ложка, ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка, оделся и пошёл.

Придумаю-ка слово, смешное слово «плим».

И прыгает, и скачет смешное слово плим,

И ничего не значит.

Ребята, что же с ним?


-Совсем никакого значения нет у этого слова?


-А какое значение для понимания слова важнее: лексическое или грамматическое?


- Скажите, пожалуйста, может ли нам пригодиться знание лексического значения слова в соблюдении орфографических правил?

- Учитель предлагает записать словосочетания (2 вариант с разным уровнем сложности, дети сами выбирают вариант), вставить пропущенные орфограммы и устно объяснить выбор букв.


-Учитель просит сделать выводы о том, насколько важны имеющиеся у детей знания в их практической деятельности.

-Предлагаю вспомнить, на какие группы делятся слова по своему лексическому значению.

-Что помогает с уверенностью говорить о том, многозначное слово или однозначное?








-Обращаю внимание детей на то, что многозначными могут быть слова разных частей речи.

-Это не слово, так как оно ничего не обозначает, у этого слова нет лексического значения (лексическое значение слова - это то, что слово обозначает)









-Есть грамматическое значение. Плим – это существительное м.р., ед. числа, в Им.п.


-Конечно, лексическое.



-Отв..рить грибы – отв..рить дверь Об..жать малыша – об..жать стадион Др..жать от холода – подр..жать другу

Зал..зать рану – зал..зать в огород


пол..скать… - пол..скать…… …разв..вается – …разв..вается

ув..дать… - ув..дать…

посв..тить …- посв..тить …


-Ученики вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова, составляют словосочетания.




-Однозначные и многозначные.



-Толковый словарь. Проверка домашнего задания

У каждой группы было своё задание – привести из словарной статьи словосочетания или предложения, подтверждающие разные значения заданного слова

1 группа – история

2 группа – мягкий

3 группа – оставить

4 группа - милый


Познавательные УУД





















Регулятивные УУД























Коммуникативные УУД

Цель: осознать и сформулировать проблему, создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности

2. Постановка проблемы

-Ребята, мы с вами всё больше убеждаемся в том, что русское слово огромно, ёмко. В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зелёное, так с другого румяное. Ты умей его, девица, повёртывать»


-Как вы понимаете эти слова?


-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какую цель поставим перед собой на уроке?



-Обращаю внимание детей на слайд

Железные гвозди - Железное здоровье


-Что значит железные гвозди?


-А можно так сказать: железное здоровье, железные нервы?


-На основе чего произошёл перенос значения слова?


-Конкурс смекалистых позволит вам проверить, умеете ли вы различать прямое и переносное значение слов.



-На чём основан перенос значения?


















-Таким образом, вам хватает знаний в определении прямого и переносного значения слова?


-Определите, имеет ли переносное значение слово «окно»?


-Кто является для нас авторитетным помощником в работе со словом?








-Ай да молодцы мы с вами, а ведь совсем недавно вы были маленькие и значения многих слов не понимали. Но уже мы не помним, чего не знали в то время, а вот известный детский писатель Корней Иванович Чуковский записал несколько высказываний маленьких детей





























-В чём вы ещё раз убедились?







-Надо уметь видеть слово со всех сторон. Слово имеет не только прямое, но и переносное значение.


-Прямое и переносное значение слов.


-Исследовать слова.








-Сделанные из железа, крепкие, прочные

-Да, можно. Здоровье и нервы крепкие, прочные, выдерживают испытания, прямо как железа.

-На основе сходства признака и появилось переносное значение слова.


-Конкурс проводят дети, задание они получили накануне, диктуют слова с прямым значением, а группы по очереди подбирают переносное значение слов:


-Голова (человека) – голова (поезда),

Хвост (животного) – хвост (поезда).


(Перенос по сходству внешних признаков).


-Палец (у человека) – палец (у механизма).

(Перенос по форме предметов).

-Холодная (вода) – холодный (взгляд)

(Перенос по сходству ощущений)

-Крыло (птицы) – крыло(самолёта),

Сторож (лицо, охраняющее что-либо) –

Сторож (приспособление, которое не даёт перелиться через край кипящему молоку).

(Перенос по сходству функций).


-Да.




-Дети затрудняются ответить.



-Словарь.

Дети рассказывают о содержании словарной статьи, способах поиска переносного значения слова.


- Нужно быть внимательными, следовать правилам, заданным учителем, слушать друг друга, чтобы не пропустить важное

Представители групп зачитывают ситуации, а остальные дети определяют причину комичности высказываний.


1 группа

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке. Петя ушёл, но вскоре вернулся с рубашкой

-Почему ты не повесил её сушить? – спросила мама.

-Я не достал до солнышка, - ответил сын.


2 группа

Мальчика спрашивают о сестре:

-Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

-Она с петухами не ложится, они клюются, она одна в свою кроватку ложится.


3 группа

Мама рассказывает сынишке:

-Скоро наступит зима, выпадет снег, ударят морозы.

-А я тогда не пойду на улицу, - говорит мальчик.

-Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили.


4 группа

-Я в школу не пойду, - заявил четвероклассник Серёжа, - Там на экзаменах режут.


-Важно знать значения слов, чтобы правильно излагать свои мысли и понимать окружающих.







Регулятивные УУД





Познавательные УУД,

















Коммуникативные УУД






Познавательные УУД





















Познавательные УУД




Личностные УУД



















Личностные УУД,






Коммуникативные УУД



Личностные УУД



Регулятивные УУД,

Цель: выстроить алгоритм предстоящей деятельности для выявления системы работы по нахождению обучающимися в текстах художественных произведений средств выразительности, основанных на переносном значении слов.

3. «Открытие» детьми нового знания

- Подумайте, на что нам необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить прямое и переносное значение слова?





- Давайте расширим наши знания о прямом и переносном значении слов.

Вспомним всеми любимую сказку А.С Пушкина и стихотворение Елены Серовой.








- Подумайте, какое слово должно привлечь наше внимание? Почему?










- Какое известное вам средство выразительности строится на основе переносного значения слова?

Обращаю внимание на понятие «метафорический эпитет»


-Предлагаю следующий слайд:

Ребёнок притаился – подсолнух притаился.

- В каком стиле мы можем услышать такие предложения?








-Предлагаю для наблюдения ещё один слайд:


-На каком сходстве образовалось такое переносное значение слов?







-Красиво звучит: ливень прыгает, язык пламени? А вы знаете, как называется такое средство выразительности? Вам помогу я.

-Метафора.

Посмотрите на доске дословный перевод слова метафора: мета – пере, фора – несу

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству.

Метафоры, ребята, часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину.






  1. Определить лексическое значение слова;

  2. Обратить внимание на способ переноса значения;

  3. В случае затруднения обратиться к словарю.



-Дети читают отрывок из сказки


Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые.


Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего же ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые нас руки растят».


-Слово «золотой», потому что оно употребляется в нескольких значениях: в первом отрывке скорлупки из золота, драгоценного металла, в сказке такое может быть.

Рожь золотая – сходство по цвету: спелая рожь жёлтого цвета, как и золото.

Руки золотые – сходство по ценности, они всё умеют, металл драгоценный и руки тоже драгоценные.

- Эпитеты, придающие выражению образность и эмоциональность








- Первое - в разговорной, повседневной речи, второе – в художественном тексте. Это олицетворение - средство выразительности, основанное на уподоблении неживых предметов живому существу.




Воробей прыгает – ливень прыгает.



-ливень так льёт, что подпрыгивают капли воды, перенос по действию;



Язык коровы – язык пламени.


- Язык пламени по форме напоминает язык вообще, а не только коровы.




























Познавательные УУД, Регулятивные УУД











Познавательные УУД, Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД























Познавательные УУД, Коммуникативные УУД












Регулятивные УУД



Познавательные УУД

Цель: создать условия для осознанного применения полученных знаний

4. Первичное закрепление

-Убедиться в этом несложно.

Найдите в тексте метафоры



- Обоснуйте свой выбор (проговаривание во внешней речи)












-Мы с вами не писатели, не поэты, а пока только пятиклассники. Но я предлагаю вам, используя данные метафоры, составить монологическое высказывание, 4-5 предложений


-Домашнее задание: 1) упражнение №342, 2) составить текст-описание, используя олицетворение, метафоры, эпитеты.


-Ученики читают слайд и находят метафоры


Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи…

Воркует голубка, над крышей летая,

Кричат молодые грачи…


Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!


Дети вспоминают названия произведений и авторов.


1 группа – плоды труда

2 группа – сгореть со стыда

3 группа – тоска грызёт

4 группа – пустая голова.

Зачитывают полученные монологи представители различных групп.


Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД, Познавательные УУД













Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД






Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Цель: структурировать знания учащихся. акцентировать внимание на месте нового знания в системе изученного

5. Повторение и закрепление изученного

- Восстановите схему, с учётом знаний, полученных на уроке.

-Что вы знали, когда пришли на урок?






- У слова есть лексическое и грамматическое значение, слова бывают однозначные и многозначные.


Познавательные УУД

Цель: осознанная оценка собственной учебной деятельности

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какое знание нам удалось добыть?





- Каким был изначальный уровень знания по этому вопросу?



- Оцените свой настоящий уровень знания.

- Что можете сказать об изменении уровня знания? Оправдались ли ваши прогнозы?

- Слова имеют прямое и переносное значение, а на переносном значении основаны такие средства выразительности, как олицетворении, эпитеты, метафоры.

- Низким в большей степени…




- Сейчас уровень знания стал преимущественно средним…

- Да, но работать ещё необходимо в этом направлении

Познавательные УУД



Личностные УУД




Личностные УУД




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Прямое и переносное значения слов"

Автор: Зарубина Елена Владимировна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-koghda-slovo-upotriebliaietsia-v-pierienosnom-znachienii"
    ["file_id"] => string(6) "108993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404012742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства