2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.
Оборудование урока:
Учебный класс с компьютером, мультимедийной установкой;
Презентация к уроку;
Учебник, рабочая тетрадь;
Дидактические материалы к учебному занятию.
Ход урока:
I.Организованное начало урока.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Чистописание.
- Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём?
Ливень, ливень льёт везде
Рады птенчики в гнезде. ( звук [ л, ] )
- Определите порядок следования буквы и продолжите ряд:
ЛлЛ ЛллЛ ЛлллЛ Л…
- Определите количество слогов, звуков и букв в слове ливень , запишитеего транскрипцию. ( ливень-2сл., 6б., 5зв. [ л,ив,эн, ]
III. Актуализация. Мотивация.
- Ребята, сегодня вам пришло письмо. Прочитайте его. ( слайд 1)
Долой все гласные на свете!
Пусть будут неучами дети!
- Это злая колдунья Двойка похитила все буквы гласных звуков и заколдовала все книги. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.
IV. Повторение изученного.
Начнём работу с повторения,
Ведь повторение- мать учения.
Первое испытание:
1) Прочитайте слова: (слайд 2)
Р…ка, вет…р, з…мля, б…рёза, пч…ла, тр…ва
- На какие группы можно распределить все слова? ( с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)
- По какому признаку?
- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Проверка:
- Какие слова записали в первый столбик? (слайд 3)
- Нужно проверять все гласные в корне? ( Только те, которые вызывают сомнение: а, о, е, и, я)
- Какие слова записали во второй столбик?
- Как их называем? (словарными)
- В каком словаре можно посмотреть их написание? ( в орфографическом)
2) Какое слово лишнее? ( ветер- м.р. ; пчела, т.к. обозначает одушевлённый предмет; берёза- 3 слога; трава- безударная гласная а).
V.Целеполагание.
-Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
-Кто догадался чему будем учиться сегодня?( Тема: Безударные гласные в корне слова) ( слайд 4)
- Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?
(слайд 5)
Что проверять?
Где проверять?
Как надо проверять?
- Над какими умениями мы работали? ( изучили способы проверки безударных гласных в корне слова)
- Как же их проверять?
( слайд 6)
Способы проверки безударных гласных в корне слова:
1) Измени форму слова;
2) Подбери однокоренное слово.
- Что важно при этом помнить? ( чтобы гласная встала под ударение)
( слайд 7- правило в стихах)
VI. Работа по теме урока.
1. Испытание второе:
- Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. ( работа в паре)
Карточка:
Проверяемое слово
Проверочное слово
Гр…за
Гр…чи
Р…ка
Зм…я
В…да
Сл…ды
Гр…бы
- Проверим (дети читают)
- А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном. ( слайд 8)
- Мы отправляемся на Поляну слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить.( слайд 9)
Мост- р…ка
Шум- в…да
Больница- вр…чи
Птица- п…ро
Окно- ст…кло
- Запишите по памяти только второе слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка) (слайд 10)
3. Испытание четвёртое. ( Работа в группах)
- Мы пришли на Аллею предложений.
- Я даю каждой группе карточку с предложениями в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.
1группа
В л..су зв…рьки готовятся к з…ме.
2 группа
Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно.
3 группа
Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном.
- Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)
- О чём в нём говорится?
- Какое задание можем предложить с этим текстом?( озаглавить)