kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование урока.Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 5 класс.

«Глагол как часть речи»

Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).

Цели урока:

-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;

Задачи:

-развивать умение давать самооценку своей деятельности;

-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;

-повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

Планируемые результаты обучения (УУД)

предметные

метапредметные

личностные

Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении

Познавательные УУД:

Уметь ставить и решать проблемы;

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи

Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)

-Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)

-Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)

Целеполагание. Мотивация

-Прочитаем текст. Это слова русского писателя А.Югова.

Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)  

-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Мои цели на уроке

Узнать, какие явления, помимо действия, может означать глагол

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол

Узнать, каким членом предложения может быть глагол

Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях

Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле

Пополнить свой словарный запас

Отдохнуть на уроке

-Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)

Актуализация знаний

I. Работа с текстом.

-Я предлагаю вам прочитать текст (на экране.)

Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(В. Песков)

-Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?

-Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)

Запишите эти слова в два столбика:

                    Существительные                                                     Глаголы

-Что общего в их значения и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)

-Докажите, что это слова различных частей речи.

-Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояния человека.

-Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.

-В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)

-В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)

-Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)

-А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.

Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано в правиле.

II. Развитие словарного запаса.

Работа в парах.

-На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?

                              Гнев-

                              Улыбка-

                             Испуг-

                             Тревога-

                             Радость-

                             Стыд-

                             Смех- 

Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)

Гнев – гневаться – чувствовать сильное возмущение, негодование;

Улыбка – улыбаться – испытывать радость;

Испуг – испугаться – испытать страх;

Тревога – тревожиться – испытывать тревогу;

Радость – радоваться – ощутить большое душевное удовлетворение;

Стыд – стыдиться – почувствовать сильное смущение от сознания предосудительного поступка;

Смех – смеяться – выражать радость;

Физкультминутка

III. Групповая работа.

Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.

(На)ступила ноч… в л…су.

По ств…лам и суч…ям толстых д…рев…ев (по)стукива…т м…ро… хлопьями осыпа…тся лёгкий с…р…бристый ин…й. В тёмн…м высок…м неб… видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, бе…звучно в зимн…м л…су и на л…сных снежныхп…лянах.

Но и в м…розн… зимн… ночи пр…д…лжается в л…су скрытая ж…знь. По алмазной скатерт… сн…гов пр…б…гаю тлё…кие ласки охотятся за мышами хорьки бе…шумно пр…л…тают над снежн… сугробами совы. Как сказочный ч…совой, уселся на гол…м суку г…л…вастый с…венок, в н…чной темноте он один соыш…т и вид…т, как идёт в зимн…м л…су скрытая от людей ж…знь.

(И. Соколов-Микитов)

-Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?

-Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.

-Определите время глаголов.

-Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.

Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.

Творческое задание с последующей самопроверкой

-Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?

Рефлексия

-Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)

-Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение при помощи мимики.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

-Прочитать соответствующий § учебника.

-Выписать глаголы из текста, с которыми работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.

-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование урока.Конспект урока »

Русский язык. 5 класс.

«Глагол как часть речи»


Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).

Цели урока:

-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

-обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;

Задачи:

-развивать умение давать самооценку своей деятельности;

-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;

-повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

Планируемые результаты обучения (УУД)

предметные

метапредметные

личностные

Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении

Познавательные УУД:

Уметь ставить и решать проблемы;

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи

Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества


Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)

-Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)

-Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)


Целеполагание. Мотивация

-Прочитаем текст. Это слова русского писателя А.Югова.


Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!


-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.


Мои цели на уроке



Узнать, какие явления, помимо действия, может означать глагол



Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол



Узнать, каким членом предложения может быть глагол



Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях



Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле



Пополнить свой словарный запас



Отдохнуть на уроке



-Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)


Актуализация знаний

I. Работа с текстом.

-Я предлагаю вам прочитать текст (на экране.)


Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(В. Песков)

-Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?

-Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)

Запишите эти слова в два столбика:

Существительные Глаголы

-Что общего в их значения и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)

-Докажите, что это слова различных частей речи.

-Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояния человека.

-Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.

-В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)

-В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)

-Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)

-А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.

Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано в правиле.

II. Развитие словарного запаса.

Работа в парах.

-На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?

Гнев-

Улыбка-

Испуг-

Тревога-

Радость-

Стыд-

Смех-

Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)

Гнев – гневаться – чувствовать сильное возмущение, негодование;

Улыбка – улыбаться – испытывать радость;

Испуг – испугаться – испытать страх;

Тревога – тревожиться – испытывать тревогу;

Радость – радоваться – ощутить большое душевное удовлетворение;

Стыд – стыдиться – почувствовать сильное смущение от сознания предосудительного поступка;

Смех – смеяться – выражать радость;

Физкультминутка


III. Групповая работа.

Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.


(На)ступила ноч… в л…су.

По ств…лам и суч…ям толстых д…рев…ев (по)стукива…т м…ро… хлопьями осыпа…тся лёгкий с…р…бристый ин…й. В тёмн…м высок…м неб… видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, бе…звучно в зимн…м л…су и на л…сных снежныхп…лянах.

Но и в м…розн… зимн… ночи пр…д…лжается в л…су скрытая ж…знь. По алмазной скатерт… сн…гов пр…б…гаю тлё…кие ласки охотятся за мышами хорьки бе…шумно пр…л…тают над снежн… сугробами совы. Как сказочный ч…совой, уселся на гол…м суку г…л…вастый с…венок, в н…чной темноте он один соыш…т и вид…т, как идёт в зимн…м л…су скрытая от людей ж…знь.

(И. Соколов-Микитов)

-Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?

-Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.

-Определите время глаголов.

-Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.

Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.

Творческое задание с последующей самопроверкой

-Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?

Рефлексия

-Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)

-Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение при помощи мимики.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

-Прочитать соответствующий § учебника.

-Выписать глаголы из текста, с которыми работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.

-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование урока.Конспект урока

Автор: Токмакова Марина Юрьевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235205


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства