kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Предложения с косвенной речью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Предложения с косвенной речью

Цели:

 1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме  «Прямая и косвенная речь».
2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Ты с нею танцуешь мазурку спросил он торжественным голосом.

 Она мне призналась, -.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

 Вставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся сначала выполняют задание устно, затем записывают, вставляя недостающие знаки препинания. Правильный вариант:

«Ты с нею танцуешь мазурку»,- спросил он торжественным голосом.

 Она мне призналась, что нет.

Дополнительные задания:

  1. Назовите одинаковые синтаксические конструкции в этих предложениях. Расскажите о знаках препинания при них.

2. Определение темы и цели урока

Учитель. Найдите основное отличие данных двух предложений. Укажите, с каким из этих языковых явлений вы менее знакомы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 Тема сегодняшнего урока: Предложения с косвенной речью.

Учитель: Попробуйте  сформулировать  цель урока

Цель урока: познакомиться с  предложениями с косвенной речью; учиться правильно

использовать их в устной и письменной речи.

3. Практические задания.

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Командир приказал: «Огонь!»

Командир приказал, чтобы  открыли огонь.

Учитель. Прочитайте предложения. Сравните между собой предложения, составляющие пару: с прямой и косвенной речью. Ответьте на вопросы:

1. Для передачи какой речи и от чьего лица служат предложения с косвенной речью?

2. Что передают предложения с прямой речью и чего они не могут передать?

Учитель. Прочитайте первое предложение. Скажите, содержание какого вид предложений косвенно передается при помощи союза что.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Прочитайте второе предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союза чтобы.

Учитель. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным. Скажите, ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса.

Учитель. Где обычно находятся слова автора в косвенной речи и каким образом они от нее отделяются?

Учитель. Обобщите изученный материал в порядке наблюдений.

Учащиеся сравнивают свой вывод с материалом учебника.

4. Закрепление изученного

Упражнение 1

Девушка подумала что надо куда-то двигаться.

Помещица спросила  как его имя

Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей.

. Мальчишки поинтересовались когда начнутся соревнования.

1. [ ], (чтобы).

2. [ ], (когда).

3. [ ], (что).

4. [ ], (как)

Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Найдите в этих предложениях общее.

Это предложения с косвенной речью.

Учитель. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно вставить в предложения подходящие по смыслу союзы, местоимения, наречия или частицу ли. Написать их в соответствии со схемами. Поставить недостающие знаки препинания.

Упражнение 2

Хозяин слона здоровается с Надей и просит ее не бояться, потому что слон очень добрый и любит детей. Девочка здоровается с хозяином слона, говорит [повеств.], и спрашивает кличку слона. Узнав, что слона зовут Томми, она здоровается с ним и говорит ему при этом, а потом спрашивает[вопрос.]. Слон не отвечает и только пожимает тоненькие пальчики своим подвижным сильным хоботом. Девочка интересуется [вопрос.]. За него говорит хозяин [повеств.].

Справка: как он спал эту ночь; что ни капельки не боится, что слон чай не пьет, но с удовольствием пьет сахарную воду и любит есть булки; пьет ли слон чай.

Учитель. Прочитайте текст. Познакомьтесь со справкой.

Сформулируйте задание к упражнению.

Используя справку, нужно вставить в текст предложения с косвенной речью. При подборе предложений учитывать их вид и смысл. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется и проверяется.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть неоднородные определения.

. Упражнение 3

Словарно-орфографическая работа

хозяин формат манифестация механизация

Учитель: Назовите новое словарное слово.

Это информация.

Учитель. Как вы понимаете значение слова информация?

Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация это сообщения, рассказывающие о положении каких-_либо дел, о состоянии чего-_либо.

Учитель. Расскажите о написании слова информация. Дайте его морфологическую и морфемную характеристику.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Составьте со словом информация три предложения с косвенной речью

Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.

5. Итог урока

Учитель. Еще раз полностью расскажите изученный материал о косвенной речи.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Предложения с косвенной речью"»

Тема: Предложения с косвенной речью


Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме  «Прямая и косвенная речь».
2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.


Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

ІІІ. Изучение нового материала.


1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Ты с нею танцуешь мазурку спросил он торжественным голосом.

Она мне призналась , ------.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Вставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся сначала выполняют задание устно, затем записывают, вставляя недостающие знаки препинания. Правильный вариант:

«Ты с нею танцуешь мазурку»,- спросил он торжественным голосом.

Она мне призналась , что нет.

Дополнительные задания:

  1. Назовите одинаковые синтаксические конструкции в этих предложениях. Расскажите о знаках препинания при них.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Найдите основное отличие данных двух предложений. Укажите, с каким из этих языковых явлений вы менее знакомы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: Предложения с косвенной речью.

Учитель: Попробуйте сформулировать цель урока

Цель урока: познакомиться с предложениями с косвенной речью; учиться правильно

использовать их в устной и письменной речи.


3. Практические задания.

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Командир приказал: «Огонь!»

Командир приказал, чтобы  открыли огонь.


Учитель. Прочитайте предложения . Сравните между собой предложения, составляющие пару: с прямой и косвенной речью. Ответьте на вопросы:

1. Для передачи какой речи и от чьего лица служат предложения с косвенной речью?

2. Что передают предложения с прямой речью и чего они не могут передать?

Учитель. Прочитайте первое предложение. Скажите, содержание какого вид предложений косвенно передается при помощи союза что.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Прочитайте второе предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союза чтобы.

Учитель. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным. Скажите, ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса.

Учитель. Где обычно находятся слова автора в косвенной речи и каким образом они от нее отделяются?

Учитель. Обобщите изученный материал в порядке наблюдений.

Учащиеся сравнивают свой вывод с материалом учебника.


4. Закрепление изученного

Упражнение 1


Девушка подумала что надо куда-то двигаться.

Помещица спросила  как его имя

Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей.

. Мальчишки поинтересовались когда начнутся соревнования.

1. [ ], (чтобы).

2. [ ], (когда).

3. [ ], (что).

4. [ ], (как)

Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Найдите в этих предложениях общее.

Это предложения с косвенной речью.

Учитель. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно вставить в предложения подходящие по смыслу союзы, местоимения, наречия или частицу ли. Написать их в соответствии со схемами. Поставить недостающие знаки препинания.

Упражнение 2

Хозяин слона здоровается с Надей и просит ее не бояться, потому что слон очень добрый и любит детей. Девочка здоровается с хозяином слона, говорит [повеств.], и спрашивает кличку слона. Узнав, что слона зовут Томми, она здоровается с ним и говорит ему при этом, а потом спрашивает[вопрос.]. Слон не отвечает и только пожимает тоненькие пальчики своим подвижным сильным хоботом. Девочка интересуется [вопрос.]. За него говорит хозяин [повеств.].

Справка: как он спал эту ночь; что ни капельки не боится, что слон чай не пьет, но с удовольствием пьет сахарную воду и любит есть булки; пьет ли слон чай.

Учитель. Прочитайте текст. Познакомьтесь со справкой.

Сформулируйте задание к упражнению.

Используя справку, нужно вставить в текст предложения с косвенной речью. При подборе предложений учитывать их вид и смысл. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется и проверяется.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть неоднородные определения.

. Упражнение 3


Словарно-орфографическая работа

хозяин формат манифестация механизация

Учитель: Назовите новое словарное слово.

Это информация.

Учитель. Как вы понимаете значение слова информация?

Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация это сообщения, рассказывающие о положении каких-_либо дел, о состоянии чего-_либо.

Учитель. Расскажите о написании слова информация. Дайте его морфологическую и морфемную характеристику.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Составьте со словом информация три предложения с косвенной речью

Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.

5. Итог урока

Учитель. Еще раз полностью расскажите изученный материал о косвенной речи.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Предложения с косвенной речью"

Автор: Иванина Ирина Александровна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урок английского языка -прямая и косвенная речь"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokanghliiskoghoiazykapriamaiaikosviennaiariech"
    ["file_id"] => string(6) "284720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454008950"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Предложения с косвенной речью" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-priedlozhieniia-s-kosviennoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "171082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423640520"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Предложения с косвенной речью" (с использованием ЦОР и ЭОР) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-priedlozhieniia-s-kosviennoi-riech-iu-s-ispol-zovaniiem-tsor-i-eor"
    ["file_id"] => string(6) "204364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429639096"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку по теме «Определение» "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "216228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432906831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства