kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра, во время которого учащиеся путешествуют на пиратском корабле и изучают при этом разряды местоимений, работают со словарями, анализируют текст притчи и пишут собственные мини-сочинения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".»


Устинова Е.А. ОГКОУ «Ивановская школа V вида».

Тема: «Притяжательные местоимения».



Цели урока:

  1. создать условия для формирования представления о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений;

  2. воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний о притяжательных местоимениях;

  3. создать условия для формирования умения использовать притяжательные местоимения в речи;

  4. предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении притяжательных местоимений;

  5. развивать мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки.

Дифференцированная цель для ученика:

Определить характеристики притяжательных местоимений:

  • Основное значение;

  • Морфологические признаки;

  • Синтаксическую роль.

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

  • Понятие и термин “притяжательные местоимения”.

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

  • Находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;

  • Определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Формируемая область понимания:

  • Осознанное лингвистическое умение находить в тексте и характеризовать местоимения.

Отработка и развитие ОУУН:

  • Проводить лингвистические наблюдения;

  • Анализировать текст;

  • Выступать перед аудиторией.


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.


Основные методы обучения:

  • Частично-поисковый;

  • Исследовательский.


Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Групповая (фронтальная);

  • индивидуальная.


Средства обучения:

  • Художественный текст;

  • Презентация;

  • Дидактический материал (разряды местоимений, текст притчи).

Ход урока:


  1. Организационный момент. Минутка доброты. Учитель предлагает ученикам закрыть глаза , вспомнить о чем-нибудь приятном и улыбнуться.

  2. Вступительное слово учителя (этап актуализации знаний).

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на пиратском корабле и сами будем пиратами.

  1. Проверка домашнего задания. Дома вы должны были по толковому словарю выяснить значение слов ПИРАТ, РАЗБОЙНИК (по группам), подобрать к этим словам родственные, однокоренные слова.


  • Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ПИРА́Т, -а, муж. Морской разбойник, а также (перен.) вообще разбойник, грабитель. Средневековые пираты.

| жен. пиратка, -и.

| прил. пиратский, -ая, -ое. П. корабль.


  • Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940

ПИРАТ — ПИРАТ, пирата, муж. (греч. peirates). Морской разбойник.

  • Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …

ПИРАТ — муж., греч. морской разбойник; корсар иногда означает то же, но это и морской партизан, грабящий только неприятеля.

  • Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.

ПИРА́Т -а; м. [греч. peiratēs - грабитель, разбойник]

1. Морской разбойник. Корабль пиратов. Флаг пиратов. Требования пиратов.

2. (с опр.). О том, кто ведёт себя подобно пирату; разбойник, грабитель. Воздушные пираты (об вооруженных угонщиках самолётов).

3. Тот, кто извлекает прибыль, незаконно используя чужую интеллектуальную собственность (в издательском деле, компьютерных программах и т.п.).


  • Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

РАЗБО́ЙНИК, разбойника, муж.

1. Грабитель, человек, промышляющий разбоем (в 1 знач.; устар.). Разбойник с большой дороги. «Приверженность разбойников к атаману была известна.» Пушкин (о Дубровском).

2. перен. Хищник, насильник, тот, кто притесняет и угнетает (ритор.). Фашистские разбойники.

3. ласк. обращение в знач. баловник, шалун, негодник (разг. фам.)

  • Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.


РАЗБО́ЙНИК, -а, муж.

1. Человек, к-рый занимается разбоем, грабитель. Р. с большой дороги (также перен.: отъявленный негодяй; разг.). Серый р. (перен.: о волке).

2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.). Ах, р., что ты наделал?

| жен. разбойница, -ы.

| прил. разбойнический, -ая, -ое (к 1 знач.) и разбойничий, -ья, -ье (к 1 знач.).

  • Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.

РАЗБО́ЙНИК -а; м.

1. Тот, кто занимается разбоем, грабежом. Р. с большой дороги (также: отъявленный негодяй).

2. Разг. О том, кто совершает насилие, грубо притесняет, вымогает и т.п. Фашистские разбойники. / Употр. как бранное слово. Разбойники пера (о продажных, беспринципных журналистах, писателях).

3. (обычно в обращении, иногда ласк.). Сорванец, сорви-голова, негодник Ах, р., что же ты наделал!

◁ Разбо́йница, -ы; ж. Разбо́йничий, -ья, -ье. Р. притон. Р. атаман. Р-ья шайка. Р-ье лицо (как у разбойника).


Однокоренные слова: пиратство, пиратский, пиратка, разбойница, разбойничать, разбойничий, разбой.


Некоторые из вас подбирали синонимы к слову «ПИРАТ»: разбойник, грабитель, злодей, корсар. ФЛИБУСТЬЕ́Р, -а, муж. Пират, морской разбойник и контрабандист, первонач. в районе Карибского моря в 1718 вв.

Ребята, а разбойники и пираты плохие или хорошие? Есть ли у этих людей положительные качества? (они умеют постоять друг за друга, умеют работать в команде, помогают друг другу…)

Мы сегодня будем с вами благородными пиратами, будем работать в команде, выручать друг друга и поддерживать.

  1. Мы отправляемся в путешествие на пиратском корабле. И как у любых пиратов, на нашем судне есть загадочный пиратский сундук, который нам надо открыть. Чтоб заглянуть внутрь сундука, вам надо ответить на мои вопросы. Ответите правильно – ключ к замку ваш.

  • Наш пиратский корабль, плывя по морю знаний, останавливается у разных островов. Каждый остров – часть речи. Где была наша последняя остановка? Какую часть речи мы изучаем? (местоимение)

  • Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки ,количества, но не называет их.)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

  • Какие разряды местоимений вы знаете?

  • В каком разряде только одно местоимение?

  1. Этап возникновения УПЗ.

Молодцы! Наш сундук открылся, а в нем словосочетания:

  • Волчий череп

  • Отцова трубка

  • Наша дружба

  • Моя команда

Определим главное слово.

Поставим вопрос к зависимому.

Определим, какой частью речи выражено главное слово (сущ,)

Определим, какой частью речи выражено зависимое слово (2 слова – притяж. прил.)

«Наша» и «моя» - не обозначают признак, но указывают на него.

Значит, это местоимения.

На что указывают такие местоимения? (на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЬЯ?)

Как будет называться этот разряд местоимений? (притяжательные)

Записываем тему урока в тетрадь после записи сегодняшнего числа и слов «Классная работа».

  1. Этап целеполагания. Какие задачи мы будем решать на уроке?

Определять характеристики притяжательных местоимений:

  • Основное значение;

  • Морфологические признаки;

  • Синтаксическую роль.

О значении мы с вами уже начали говорить (указывают на принадлежность).

Откроем учебники и прочитаем определение. (стр. )

Как изменяются притяж. мест.? На доске текст:

Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны,

Наша крыша – небо голубое,

Наше счастье – жить такой судьбою (по числам, по родам, по падежам).


Давайте еще раз заглянем в наш сундук. А для этого нам понадобиться опять немножко потрудиться. Запишем в тетрадь столбиком слова, найдите в них орфограммы, подберите проверочные слова, если это возможно:

  • Рубка – рубить

  • Морской – море

  • Течь – 3 склонение

  • Пират – слов.слово

  • Черно-белый – чернеть, оттенок цвета

Молодцы! Наш сундук снова открыт, давайте в него заглянем.


Пришло время физкультминутки для наших глаз:


Комплекс упражнений.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).

3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

4. Широко открыть глаза и посмотреть вверх, сосчитать до 10 и опустить их. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, чтобы не морщить лоб. Это можно контролировать, положив на лоб руку. Упражнение следует повторить 8 раз.

5. Открыть глаза и посмотреть вверх и влево, сосчитать до 10, затем опустить веки. То же самое проделать, смотря вверх и вправо. Упражнения повторить по 5 раз в каждую сторону.




Притча (небольшой иносказательный нравоучительный рассказ).

Жил-был пират с ужасным характером. Спасаясь от преследования, попал он в маленький городок. И захотелось ему встать на путь истинный. Пришел морской разбойник к местному священнику и попросил его о помощи.

Пастырь посмотрел на заблудшего сына Божьего и дал ему мешочек с (не)сколькими гвоздями, велев забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда пират будет терять терпение и с кем (нибудь) ссориться.

В первый день корсар забил 37 гвоздей, но потом эта цифра стала уменьшаться день ото дня.

Наконец наступил день, в который пират не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к священнику и сказал об этом. Пастырь велел ему теперь вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения и (н.)кого не обидит.

Морской разбойник выполнил и это задание. А пастырь показал ему на ограду и сказал:

- Сын мой, в последнее время ты никому не делаешь больно, но посмотри на эти дыры, сделанные тв.ей рукой. Ограда больше не будет такой, как прежде.

Когда ты с кем (то) ссоришься и делаешь кому (то) больно, то наносишь человеку подобные раны. Неважно, сколько раз ты потом будешь каяться, след уже не исчезнет. Наша жизнь – это редкая драгоценность. Старайся не ранить людей и не осложнять им жизнь…

Читаю притчу. У учащихся на парте распечатанный текст.

  • Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)

  • Определите разряд выделенных местоимений (он-л., ему – л., его – л., ему – л., несколькими – неопред., с кем-нибудь-неопр., который – относит., он – личн., ему – л., который – относ., он – л., никого – отриц., ему – л., мой – прит., ты – л., твоей – прит., с кем-то-неопр., кому-то – неопр., ты – л., наша – прит., им – л.)

  • Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.

  • Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемыми существительными, определите морфологические признаки и синтаксическую роль. ( сын мой – И.п., м.р., ед.ч., определение; твоей рукой – Тв.п., ж.р., ед.ч., определение; наша жизнь – И.п., ж.р., ед.ч., определение).

  • Откройте учебник и посмотрите, какие еще местоимения относятся к разряду притяжательных.

  • Вернемся к нашему сундучку и вспомним, как называется краткий поучительный рассказ (причта).

  • Чему она нас учит? (не надо делать людям зло, это потом практически нельзя исправить).

Я предлагаю поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание. Продолжите фразы и постарайтесь употребить при этом притяжательные местоимения:

«В моем понимании, делать добро – это…»

«И пират может быть хорошим, если…»


Зачитываются несколько вариантов.

  1. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Обратимся к задачам урока. Удалось ли нам их выполнить?


  • Основное значение (обозначают принадлежность).

  • Морфологические признаки (изменяются по родам, числам, падежам)

  • Синтаксическую роль (в предложении являются определениями).

Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?

Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

Понравилось ли вам быть благородными пиратами?


Посмотрите на доску.


Спасибо за вашу искренность и работу на уроке.

Спасибо за Вашу искренность и работу на уроке.

  • Какую разницу в предложениях вы заметили?

  • О секретах Заглавной буквы мы поговорим на следующем уроке. А может быть вы сами дома найдете ответ на этот вопрос?

  1. Выставление отметок (с аргументацией).

  2. Домашнее задание:


Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

« Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»

Детям надо наполнять ихние желудки.»

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

« Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит кажный день.»

Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Определите у притяжательных местоимений род, число, падеж. Графически укажите, чем они являются в предложении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".

Автор: Устинова Екатерина Александровна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Конспект открытого урока по теме: «Притяжательные местоимения» Класс: 4  с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ)"
    ["seo_title"] => string(161) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia-klass-4-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-tom-chislie-s-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "250063"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447008060"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Притяжательные местоимения»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokarusskoghoiazykav6klassienatiemupritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "336953"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467709968"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства