Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".
Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".
Урок - игра, во время которого учащиеся путешествуют на пиратском корабле и изучают при этом разряды местоимений, работают со словарями, анализируют текст притчи и пишут собственные мини-сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Притяжательные местоимения".»
Устинова Е.А. ОГКОУ «Ивановская школа V вида».
Тема: «Притяжательные местоимения».
Цели урока:
создать условия для формирования представления о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений;
воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний о притяжательных местоимениях;
создать условия для формирования умения использовать притяжательные местоимения в речи;
предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении притяжательных местоимений;
развивать мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки.
Дифференцированная цель для ученика:
Определить характеристики притяжательных местоимений:
Основное значение;
Морфологические признаки;
Синтаксическую роль.
Что должен знать ученик к концу изучения темы:
Понятие и термин “притяжательные местоимения”.
Что должен уметь ученик к концу изучения темы:
Находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;
Определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Формируемая область понимания:
Осознанное лингвистическое умение находить в тексте и характеризовать местоимения.
Отработка и развитие ОУУН:
Проводить лингвистические наблюдения;
Анализировать текст;
Выступать перед аудиторией.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый;
Исследовательский.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
Групповая (фронтальная);
индивидуальная.
Средства обучения:
Художественный текст;
Презентация;
Дидактический материал (разряды местоимений, текст притчи).
Ход урока:
Организационный момент. Минутка доброты. Учитель предлагает ученикам закрыть глаза , вспомнить о чем-нибудь приятном и улыбнуться.
Вступительное слово учителя (этап актуализации знаний).
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на пиратском корабле и сами будем пиратами.
Проверка домашнего задания. Дома вы должны были по толковому словарю выяснить значение слов ПИРАТ, РАЗБОЙНИК (по группам), подобрать к этим словам родственные, однокоренные слова.
ПИРА́Т, -а, муж. Морской разбойник, а также (перен.) вообще разбойник, грабитель. Средневековые пираты.
| жен. пиратка, -и.
| прил. пиратский, -ая, -ое. П. корабль.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940
ПИРАТ — ПИРАТ, пирата, муж. (греч. peirates). Морской разбойник.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …
ПИРАТ — муж., греч. морской разбойник; корсар иногда означает то же, но это и морской партизан, грабящий только неприятеля.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
ПИРА́Т -а; м. [греч. peiratēs - грабитель, разбойник]
1. Морской разбойник. Корабль пиратов. Флаг пиратов. Требования пиратов.
2. (с опр.). О том, кто ведёт себя подобно пирату; разбойник, грабитель. Воздушные пираты (об вооруженных угонщиках самолётов).
3. Тот, кто извлекает прибыль, незаконно используя чужую интеллектуальную собственность (в издательском деле, компьютерных программах и т.п.).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
РАЗБО́ЙНИК, разбойника, муж.
1. Грабитель, человек, промышляющий разбоем (в 1 знач.; устар.). Разбойник с большой дороги. «Приверженность разбойников к атаману была известна.» Пушкин (о Дубровском).
2. перен. Хищник, насильник, тот, кто притесняет и угнетает (ритор.). Фашистские разбойники.
3. ласк. обращение в знач. баловник, шалун, негодник (разг. фам.)
Некоторые из вас подбирали синонимы к слову «ПИРАТ»: разбойник, грабитель, злодей, корсар. ФЛИБУСТЬЕ́Р, -а, муж. Пират, морской разбойник и контрабандист, первонач. в районе Карибского моря в 1718 вв.
Ребята, а разбойники и пираты плохие или хорошие? Есть ли у этих людей положительные качества? (они умеют постоять друг за друга, умеют работать в команде, помогают друг другу…)
Мы сегодня будем с вами благородными пиратами, будем работать в команде, выручать друг друга и поддерживать.
Мы отправляемся в путешествие на пиратском корабле. И как у любых пиратов, на нашем судне есть загадочный пиратский сундук, который нам надо открыть. Чтоб заглянуть внутрь сундука, вам надо ответить на мои вопросы. Ответите правильно – ключ к замку ваш.
Наш пиратский корабль, плывя по морю знаний, останавливается у разных островов. Каждый остров – часть речи. Где была наша последняя остановка? Какую часть речи мы изучаем? (местоимение)
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки ,количества, но не называет их.)
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Какие разряды местоимений вы знаете?
В каком разряде только одно местоимение?
Этап возникновения УПЗ.
Молодцы! Наш сундук открылся, а в нем словосочетания:
Волчий череп
Отцова трубка
Наша дружба
Моя команда
Определим главное слово.
Поставим вопрос к зависимому.
Определим, какой частью речи выражено главное слово (сущ,)
Определим, какой частью речи выражено зависимое слово (2 слова – притяж. прил.)
«Наша» и «моя» - не обозначают признак, но указывают на него.
Значит, это местоимения.
На что указывают такие местоимения? (на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЬЯ?)
Как будет называться этот разряд местоимений? (притяжательные)
Записываем тему урока в тетрадь после записи сегодняшнего числа и слов «Классная работа».
Этап целеполагания. Какие задачи мы будем решать на уроке?
Определять характеристики притяжательных местоимений:
Основное значение;
Морфологические признаки;
Синтаксическую роль.
О значении мы с вами уже начали говорить (указывают на принадлежность).
Откроем учебники и прочитаем определение. (стр. )
Как изменяются притяж. мест.? На доске текст:
Наш ковер – цветочная поляна,
Наши стены – сосны-великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою (по числам, по родам, по падежам).
Давайте еще раз заглянем в наш сундук. А для этого нам понадобиться опять немножко потрудиться. Запишем в тетрадь столбиком слова, найдите в них орфограммы, подберите проверочные слова, если это возможно:
Рубка – рубить
Морской – море
Течь – 3 склонение
Пират – слов.слово
Черно-белый – чернеть, оттенок цвета
Молодцы! Наш сундук снова открыт, давайте в него заглянем.
Пришло время физкультминутки для наших глаз:
Комплекс упражнений.
1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).
3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.
4. Широко открыть глаза и посмотреть вверх, сосчитать до 10 и опустить их. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, чтобы не морщить лоб. Это можно контролировать, положив на лоб руку. Упражнение следует повторить 8 раз.
5. Открыть глаза и посмотреть вверх и влево, сосчитать до 10, затем опустить веки. То же самое проделать, смотря вверх и вправо. Упражнения повторить по 5 раз в каждую сторону.
Жил-был пират с ужасным характером. Спасаясь от преследования, попал он в маленький городок. И захотелось ему встать на путь истинный. Пришел морской разбойник к местному священнику и попросил его о помощи.
Пастырь посмотрел на заблудшего сына Божьего и дал ему мешочек с (не)сколькими гвоздями, велев забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда пират будет терять терпение и с кем (нибудь) ссориться.
В первый день корсар забил 37 гвоздей, но потом эта цифра стала уменьшаться день ото дня.
Наконец наступил день, в который пират не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к священнику и сказал об этом. Пастырь велел ему теперь вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения и (н.)кого не обидит.
Морской разбойник выполнил и это задание. А пастырь показал ему на ограду и сказал:
- Сын мой, в последнее время ты никому не делаешь больно, но посмотри на эти дыры, сделанные тв.ей рукой. Ограда больше не будет такой, как прежде.
Когда ты с кем (то) ссоришься и делаешь кому (то) больно, то наносишь человеку подобные раны. Неважно, сколько раз ты потом будешь каяться, след уже не исчезнет. Наша жизнь – это редкая драгоценность. Старайся не ранить людей и не осложнять им жизнь…
Читаю притчу. У учащихся на парте распечатанный текст.
Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование)
Определите разряд выделенных местоимений (он-л., ему – л., его – л., ему – л., несколькими – неопред., с кем-нибудь-неопр., который – относит., он – личн., ему – л., который – относ., он – л., никого – отриц., ему – л., мой – прит., ты – л., твоей – прит., с кем-то-неопр., кому-то – неопр., ты – л., наша – прит., им – л.)
Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.
Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемыми существительными, определите морфологические признаки и синтаксическую роль. ( сын мой – И.п., м.р., ед.ч., определение; твоей рукой – Тв.п., ж.р., ед.ч., определение; наша жизнь – И.п., ж.р., ед.ч., определение).
Откройте учебник и посмотрите, какие еще местоимения относятся к разряду притяжательных.
Вернемся к нашему сундучку и вспомним, как называется краткий поучительный рассказ (причта).
Чему она нас учит? (не надо делать людям зло, это потом практически нельзя исправить).
Я предлагаю поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание. Продолжите фразы и постарайтесь употребить при этом притяжательные местоимения:
«В моем понимании, делать добро – это…»
«И пират может быть хорошим, если…»
Зачитываются несколько вариантов.
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Обратимся к задачам урока. Удалось ли нам их выполнить?
Основное значение (обозначают принадлежность).
Морфологические признаки (изменяются по родам, числам, падежам)
Синтаксическую роль (в предложении являются определениями).
Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?
Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?
Понравилось ли вам быть благородными пиратами?
Посмотрите на доску.
Спасибо за вашу искренность и работу на уроке.
Спасибо за Вашу искренность и работу на уроке.
Какую разницу в предложениях вы заметили?
О секретах Заглавной буквы мы поговорим на следующем уроке. А может быть вы сами дома найдете ответ на этот вопрос?
Выставление отметок (с аргументацией).
Домашнее задание:
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
« Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять ихние желудки.»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
« Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит кажный день.»
Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Определите у притяжательных местоимений род, число, падеж. Графически укажите, чем они являются в предложении.