План-конспект предназначен для повышения активизации учащихся на уроках русского языка. Согласно плану учащиеся будут задействованы во всех этапах урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Причастие"»
Тема урока: Урок обобщающего повторения по теме «Причастие»
Цель урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности.
Ход урока:
1. Словарная работа
Афоризм Aphorismos ( греч.) – краткое изречение
Афористичный
Слово афоризм произошло от греческого слово aphorismos. Aphorismos означает « краткое изречение».
- Из двух предложений сделать одно, заменив глагол- сказуемое 2-го предложения соответ-ствующим причастием. Записать это предложение.( Слово афоризм произошло от греческого слова аphorismos, означающего «краткое изречение» )
- Объясните знаки препинания. ( слайд № 2 )
- Большая Советская Энциклопедия (БЭС) даёт следующую формулировку слову афоризм:
Афоризм- обобщённая, законченная и глубокая мысль определённого автора, выраженная в лако-ничной отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.
- Что вы ещё узнали об афоризме, кроме того, что это «краткое изречение»?
- Выпишите из предложения причастные обороты с определяемым словом ( слайд № 3 )
2. – Что же об афоризмах говорят афоризмы?
Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их (Дидро) (слайд № 4).
- Докажите, что перед вами афоризм
- Списать предложение, прокомментировать знаки препинания, разобрать по составу слово вогнанные
Учитель : А древнегреческий историк Геродот так сказал: « Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться». (слайд № 5).
Давайте последуем совету Геродота, постараемся побольше узнать афоризмов, поразмышлять над ними и поучиться. Что будет вашим первым помощником, что поможет вам осуществить своё желание узнать побольше афоризмов? ( Это книги)
Конечно же, это книги! Читайте книги , ибо, как утверждал Френсис Бэкон : « Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драго-ценный груз от поколения к поколению» (слайд № 6).
- Составьте схему этого предложения, объясните правописание суффиксов причастий.
Александр Герцен считал: « Книги это духовное зав… щание одного поколения другому совет ум..рающего старика юноше нач..нающему жить приказ передава…мый часовым отправляющимся на отдых часовому заступа… щему на его место» . (слайд № 7 ).
- Списать изречение Герцена, поставить знаки препинания, пропущенные буквы. Объяснить.
3. Книги- источник знаний. Максим Горький сказал: « Нет силы более могучей ,чем знания: человек, вооруженный знаниями ,непобедим» .
- Как вы понимаете высказывание Бернарда Шоу : « Единственный путь,ведущий к знанию, —
это деятельность» . (слайд № 8 ). ( Мы все хотим быть знающими людьми, но порой не хотим для этого что-либо делать ,а знания ещё ни к кому так просто не приходили)
- Выпишите из высказываний словосочетания х Как называется такое словосочетание?
прич. + сущ
4. Французский поэт Николя Буало сказал : «Кто ясно мыслит,тот ясно излагает» .
- Как вы думаете, о каких афоризмах пойдет речь дальше? ( афоризмы о словах)
- Из данных афоризмов выписать только те , в которых говорится о словах. Раскройте скобки, объясните правописание. Какой из выписанных афоризмов вам больше понравился , почему?
Когда слово содержательно и внутренне насыще(н,нн)о, оно становится увесистым и произносится медленно… Пустое слово сыплется , как горох из решета, - насы-ще(н,нн)ое слово поворачивается медленно, точно шар, наполне(н,нн)ый ртутью.
( Станиславский)
Мой жизне(нн,н)ый опыт убедил меня, что люди, (не) имеющие (не) достатков , имеют очень мало достоинств. (Линкольн)
Три вещи никогда (не) возвращаются: выпуще(н,нн)ая стрела, сказа(н,нн)ое слово и прошедшие дни. ( Даумер)
Тот, кто (ни)чего (не) знает, (ни) в чём и (не) сомневается . ( Котгрейв)
Рана, нанесё(н,нн)ая огнестрельным оружием , ещё может быть излече(н,нн)а, но рана, нанесё(н,нн) ая языком, никогда (не) заживёт. (Персидское изречение )
Что быстро приобрете(н,нн)о, быстро и уходит (Ш.Бронте) (слайд № 8 ).
( На доске работают 2 ученика: один выписывает краткие причастия, другой- полные)
- О чём афоризмы, которые вы не выписали? Из этих изречений выписать слова со скобками, раскрыть и объяснить правописание слов.
4. А.С.Пушкину принадлежат такие строки: « Мы не говорим : карета, скачущая по мосту,слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» .
На мысли, которые дышат силой, как жемчуг, нижутся слова.
Слова подобны листьям: дерево, которое производит их много, приносит мало плодов.
- Как вы понимаете это изречение? ( « Где мало слов,там вес они имеют» (Шекспир); «Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много» ( Жан Реньяр 1655-1709- франц. комедиограф)
Люди, которые ненавидят правду, ненавидят также и людей, которые имеют смелость высказать её.
Труд не позорит человека; к несчастью, иногда попадаются люди, которые позорят труд. (слайд № 9 ).
-Проверим, что у вас получилось. Вы записали афоризмы.
1.На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова . ( Лермонтов)
2. Слова подобны листьям: дерево, производящее их много, приносит мало плодов.
( Александр Поп)
3. Люди, ненавидящие правду, ненавидят также и людей, имеющих смелость высказать её. ( Фенелон Франсуа)
4. Труд не позорит человека: к несчастью, иногда попадаются люди, позорящие труд. ( Грант Уллис, президент США, америк. полит.деятель) (слайд № 10 ).
В каких случаях придаточное предложение может быть заменено причастным оборотом?
5. – Обратимся к определению афоризма. Каким должно быть предложение, чтобы оно называлось афоризмом?
- Попробуем из отдельных слов собрать афоризм. Что у вас получилось? (слайд № 11).
Радости
Жалок
Не
Человек
Знающий
Жалок человек, не знающий радости. ( Б.Шоу) (слайд № 12 ).
Советов
Нельзя
Людям
Не
Помочь
Слушающим
Людям, не слушающим советов, нельзя помочь. ( Бенджамин Франклин 1706-1790 , американ. политический деятель, учёный) (слайд № 13,14 ).
- Объясните знаки препинания, правописание не с причастием.
6. ИТОГ УРОКА:
- Какие правила мы повторили ?
- Что нового узнали ?
Домашнее задание: Прокомментировать высказывание Геродота: согласны ли вы с этим высказыванием, чему научили вас афоризмы, расскажите об одном афоризме.