Тема урока:
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Цель:
Обобщение понятия действительные причастия и правописания действительных причастий прошедшего и настоящего времени.
Задачи:
- закрепить навыки различения действительных причастий настоящего и прошедшего времени;
- отработать умения правописания суффиксов действительныхпричастий настоящего и прошедшего времени;
- сформировать умения применять данные причастия в речи.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята!!! Садитесь.
Сегодня на уроке мы будемработать на опорных листах, которые лежат перед вами.
Итак, запишите, пожалуйста, число.Девятнадцатое октября.
Тема урока…. Рассмотрите слайд, выберите из предложенных тему сегодняшнего урока, при ответе постарайтесь исключить ненужные варианты, ответ обоснуйте…Пожалуйста, к доске, компьютер подскажет: верно ли вы рассуждаете. Вы правы:
Тема урока«Действительные причастия настоящего и прошедшего времени».
Узнав тему,предположите,каковы задачи нашего урока?
- закрепить навыки различения действительных причастий настоящего и прошедшего времени;
- отработать умения правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени;
Также сегодня попытаемся ответить на вопрос: зачем нужны причастия в речи?То естьсформировать умения применять данные причастия в речи.
- Тема известна, задачи поставлены, начинаем работу.
Первое задание: теоретическая разминка «Верно ли утверждение?»
На опорных листах найдите задание, выделите утверждения, в которых допущены ошибки и исправьте их, аргументируйте свой ответ. Итак, (читаю…..)
Проверяем, в утверждениях с каким порядковым номером допущены ошибки? Фронтальный опрос. Молодцы!!!
- Задание второе:
- Распределите причастия на две группы: действительные причастия настоящего и действительные причастия прошедшего времени;
В чем заключается основное различие действительных причастий настоящего и прошедшего времени?(РАБОТАЕТ 2 РЯД)
Распределив действительные причастия согласно временному признаку, мы должны объяснить пропущенные орфограммы:
- Отчего зависит правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
шепч..щиеся кусты- шептаться- 1 спряжение, выбираем суффикс –ущ-. работает один учащийся.Молодцы!!!
- Отчего зависит правописание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени?
Приближ..вшихся холодов – приближаться, выделяем суффикс в глаголе , делаем вывод. работает один учащийся.
Итог:
Итак, мы закрепили навыки различения действительных причастий настоящего и прошедшего времени и отработали умения правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени;
Вспомните, на какой вопрос мы еще не ответили? С какой задачей не справились?
Для чего нужны причастия в речи?
Закройте, пожалуйста, глаза, попытайтесь представить то, что сейчас услышите.
Шепчущиеся кусты пожелтевшего орешника махали нам тонкими ветками, раскачивающимися на осеннем ветру.
Что вы услышали, увидели, почувствовали? Что помогло вам справиться с этой задачей? Мы очень часто употребляем причастия в письменной речи, так как этот способствует повышению ее образности.
Следующее задание мы отправляемся выполнять в творческую мастерскую осени. Каждый ряд получает свой «осенний» текст. Работать вы будете в парах. Добавьте действительные причастия настоящего и прошедшего времени в текст, измените его по своему усмотрению.
Сопровождать вас при выполнении данной работы будет видеоролик «Краски осени».
Чтение текстов…Внимательно слушайте получившийся текст и записывайте себе в опорный лист причастия, употребленные вашим одноклассником..
Вывод:Чего же мы достигли сегодня на уроке?
Домашнее задание: д. з. у вас уже записано. Это контрольное д. з. Составить текст на свободную тему, используя действительные причастия прошедшего и настоящего времени. (Объем 10 предложений)
И последнее задание, уходя с урока, оставьте на парте смайлик, если вы прочно закрепили свои знания по теме, то радостный; если же вы испытываете затруднение, то огорченный.