Установление контакта с детьми, формирование положительной мотивации на урок.
II. Актуализация знаний
Формирование учебной задачи.
Включение детей в процедуру целеполагания.
Предлагает решение кроссворда (на листочках).
Сообщает проблему.
Самостоятельно решают кроссворд, проверяют ответы по слайду (слайд 1).
Самопроверка (отмечают на листочках количество правильных ответов).
самооценка
Выводят тему и цели урока.
III. Повторение и закрепление изученного
1. Практические работы.
Обобщение знаний по данной теме.
1) Дает задание «Найди лишнее» (слайд 7); предлагает предложения, где есть и двусоставные предложения.
2) Дает задание «Заполните таблицу» (на листочках).
Записывают односоставные предложения в тетради, находят грамматическую основу предложений, определяют вид,
вместе с учителем делают выводы.
самооценка
Самостоятельно заполняют таблицу, в нужном столбике пишут только номер предложения; проверяют (слайд 8), отмечают на листочках количество правильных ответов.
самооценка
IV.Физкультминутка
для снятия напряжения глаз (слайды 9-14).
Показывает слайды.
Выполняют.
2. Творческое задание
Развитие навыков использования односоставных предложений в устной и письменной речи.
Предлагает работу с рисунками (слайды 15-18).
Придумывают и записывают в тетрадях односоставные предложения, читают вслух, отмечают на листочках количество правильных ответов.
самооценка
V. Контроль усвоения
Исследовательская работа.
Развитие навыков
нахождения односоставных предложений и умение определять их виды.
Дает тесты и толковые словари (слайд 19).
Выполняют тесты.
Проверяют свои ответы (слайд 20) и отмечают на листочках количество правильных ответов.
самооценка
VI. Домашнее задание
Углубление пройденного материала.
Дает домашнее задание (на выбор), делаются комментарии (слайд 21).
Записывают в дневнике домашнее задание по своему выбору.
VII. Рефлексия по уроку
Определение степени усвоения учебной задачи.
Задает вопросы:
- Какие цели были предложены в начале урока?
-Удалось ли реализовать поставленные цели урока?
(слайд 22).
- Понравился ли вам урок?
Обобщающее слово учителя.
Отвечают на вопросы
с места.
самооценка
Выводят итоговую оценку за урок.
Использованная литература
1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык для 8 класса. Москва, «Просвещение», 2013;
2. Пичугова Ю. С. Русский язык. Практика для 8 класса. Москва, «Дрофа», 2009;
3. Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи для 8 класса. Москва, «Дрофа», 2000;
4. Дробышева Л. И. К живому пушкинскому слову. Пермь, 1999;
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь, Москва, 2004.
Приложение 1
По горизонтали:
В этом предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
5. Как называется односоставное предложение со сказуемым в форме 1-го или 2-го лица.
6. Как называется односоставное предложение со сказуемым в форме3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени.
По вертикали:
В предложениях Июнь. Белорусский вокзал. Чем выражена грамматическая основа?
Это односоставное предложение, которое имеет один главный член – подлежащее?
В определенно-личном, неопределенно-личном, безличном предложениях главный член - …?
7. Это односоставное предложение со сказуемым – глаголом в форме3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени. Эти предложения часто сообщают о различных состояниях природы или людей и животных.
Приложение 2
1. Люблю грозу в начале мая.
2. К ночи становится холодно и росисто.
3. Сегодня мне принесут книгу
4. Вот и лес. Тень и тишина.
5. Приучайте себя к сдержанности и терпению.
6. Свежее, тихое утро.
7. В комнате пахло цветами.
8. Наш долгий таёжный маршрут на карту нанесут.
9. Ночь. Луна. Звезды.
10. О приезде гостя никому не скажут.
11. Ничего не покупаю,
Ничего не продаю.
Лишь улыбки собираю
И прохожим раздаю!
12. Дождя сегодня не будет.
Приложение 3
Предложения для контроля (тесты) (Дробышева Л. И. К живому пушкинскому слову. Пермь, 1999. стр. 92-93)
2. Ее совсем не видно под этим вдовьим черным покрывалом.
3. Однако уж и смерклось.
6. Так здесь похоронили командира?
9. Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
11. Люблю ваш сумрак неизвестный и ваши тайные цветы, о вы, поэзии прелестной благословенные мечты!
12. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
19. Мне грустно поневоле.
20. Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка. Вальс… Меж тем
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем…
Приложение 4
Приложение 5
Карточки для самопроверки
Домашнее задание (кроссворд)
«Найди лишнее»
Разбор предложений
«Заполните таблицу»
Тесты
Устные ответы
Оценка за урок
Домашнее задание
(кроссворд)
«Найди лишнее»
Разбор предложений
«Заполните таблицу»
Тесты
Устные ответы
Оценка за урок
Домашнее задание (кроссворд)
«Найди лишнее»
Разбор предложений
«Заполните таблицу»
Тесты
Устные ответы
Оценка за урок
Главной целью преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся не только лингвистической и языковой компетенций, но, прежде всего, - коммуникативной, так как именно умение логично, грамотно, четко излагать свои мысли в устной и письменной форме способствует социальной адаптации и успешности ученика. На современном этапе важно формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. На уроках ученик должен развиваться, искать истину, преодолевать трудности, учиться самостоятельности, общению, именно на уроках он должен поверить в себя и свои возможности. Поэтому не случайно каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?
Для реализации подобных задач, на уроках русского языка и литературы я использую современные образовательные технологии, активно привлекаю ИКТ. Создаю свои мультимедийные разработки и презентации электронных моделей уроков, которые дают возможность проектировать учебную деятельность на основе личностных особенностей школьников. Дети добывают знания под руководством учителя, что исключает утомление и пассивность на уроке, происходит самореализация учеников. При использовании современной технологии позволяет объективно оценить знания учащихся, выявить наиболее слабые стороны в подготовке, обратить на сложные темы и вопросы.
Уроки с применением ИКТ по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:
усиливают познавательный интерес школьников;
позволяют представить учебный материал наглядно и образно;
повышают уровень понимания;
долю самостоятельной работы учащихся на уроке;
позволяют разнообразить формы контроля и самоконтроля усвоения знаний;
способствует получению более глубоких знаний;
развивают умение творчески мыслить;
экономят время урока.
Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания.