Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во втором классе на тему: «Текст»»
Конспект урока по русскому языку во втором классе на тему: «Текст»
Педагог: Гудиева Зарина Валериевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «текст»;
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Оборудование и технические средства обучения: компьютер,
Наглядные пособия: карточки
Ключевые слова: «текст» и не «текст»
Рабочие материалы для обучающихся: карточки
Автор учебника: С.В. Иванов
Планируемые результаты:
Умение различать слово, предложение и текст – и различать текст и не текст.
№
Этапы урока
Содержание этапа, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Формирование УУД
1.
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
И давайте мы глазами
Пожелаем друг другу успехов.
Проверим готовность к уроку
Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему? Зачем нужно изучать русский язык?
На урок нужен учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Рассуждение детей.
(Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди)
Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
2.
Актуализация новых знаний
Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому?
Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить.
Приложение 1
Какое слово получилось?
Минутка красивого письма.
– Итак, минутка красивого письма.
На доске: текст
–какое задание надо выполнить?
- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма? – А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. При выполнении задания будьте внимательны. Чтобы красиво написать, о чём мы должны помнить? – Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон). – Выполните задание. – Сравните, что вы написали, с моим образцом.
Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. – Посчитайте +. – Поднимите руку у кого много +.
Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.
Карточка 1
Выполняют задание самостоятельно.
Участвовать в диалоге
Написать очень красиво.
Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.
Оценивают себя
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.
– Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз.
– Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка?
На доске слово «текст»
Что означает это слово?
- Какой вопрос возникает?
На доске Что такое текст?
- Чему мы будем продолжать учиться?
2. Введение нового понятия
Организовать «открытие» детьми нового знания
- А где мы можем узнать, что такое "текст"?
–А ещё можно подумать самим.
Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст».
Что же такое текст?
3.Выполнение задания
– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу
Приложение 2
- Итак, из чего же состоит текст?
Различение текста и не текста.
- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом?
-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
Приложение 3
- Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.
– Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”,
Постановка задачи
– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
Организовать эмоциональную разрядку (разминка)
(будем узнавать всё о тексте)
Что такое текст?
Можно узнать в учебнике.
Ответы детей.
Дети получают карточку №2
- Прочитайте и сравните две записи.
Из нескольких предложений
Карточка №3
«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.
Все предложения связаны между собой по смыслу.
уч. с .11 «Тайны языка».
Надо потренироваться
С.10 «Подумай»
Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку.
Целеполагание.
Способность прогнозировать деятельность на уроке.
Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений».
Работа с информацией учебника
4.
Первичное закрепление
Организовать самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием парной работы.
Какая задача стоит перед вами?
Вспомнить правила работы в паре.
Уч. с. 11. упр.1
Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему.
Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий.
Уметь работать в парах
5.
Рефлексия
Вернёмся к началу урока.
- На какой вопрос мы должны были ответить?
- Сможете ли вы сейчас сказать, что такое "текст"?
Оценка работы учащихся. "Волшебная лестница знаний". Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание.
Что такое "текст"?
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
6.
Домашнее задание
Организовать объяснение домашней работы
Выбрать задание и записать в дневник
Приложение 1
Задание:
1. Рассмотрите таблицу.
2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.
3. Составьте из этих букв слово.
4. Запишите получившееся слово в клетках в тетрадь.
В
В
В
Т
В
В
В
Х
Е
Х
Х
Х
Х
Х
А
А
К
А
А
А
А
Н
Н
Н
Н
Н
С
Н
Д
Д
Д
Т
Д
Д
Д
Приложение 2
Карточка №2
- Прочитайте и сравните две записи.
Около дома росла маленькая яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
-Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)
-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
-Прочитайте предложение, с которого начинается текст (Росла маленькая яблонька.)
- Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)
- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)
- Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)
- Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)
- Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)
- Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
- Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)
Приложение 3
Карточка №3
- Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В лесу растёт земляника.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
- Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)
- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.