Урок русского языка. 1 класс.
Тема : « Закрепление изученного материала по теме « Слог. Ударение».
Прогнозируемые результаты: учащиеся смогут уточнить и систематизировать знания о слоге и ударении, повторят известные знания о речи, предложении, познакомятся с новым словарным словом, расширят представления о весенних изменениях в живой природе.
Учебные пособия: рисунок паровозика с вагончиками , рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж, табличка со словарным словом « Сапоги». Карточки для работы в группах. Карточки с выводами после групповой работы, карточки с составленными предложениями, изображения растений и животных, о которых пойдет речь в ходе урока.
1.Орг. момент ( учитель задает вопрос, дети хором отвечают).
- Кто любит разговаривать?
- Мы любим разговаривать.
-Кто будет выговаривать?
-Мы будем выговаривать.
-Все правильно и внятно?
- Все правильно и внятно.
- Чтоб было всем понятно?
- Чтоб было всем понятно.
Все что я сейчас говорила, и все то, что вы говорили- это речь.
2. Мобилизующий этап.
-А какая бывает речь?( устная и письменная).
-Из чего состоит наша речь)( из предложений).
- Из чего состоят предложения?( из слов)
- Из чего состоят слова? ( из слогов)
-Из чего состоят слоги? ( из звуков и букв).
На доске прикреплен паровозик с вагончиками. По мере ответов детей, учитель открывает дверцу вагончика, и там написаны слова ; Речь, предложения, слово, слог, звук, буква.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы повторим все то, что знаем по теме « Слог. Ударение» и отправимся в гости к весне. Откройте тетради, запишите число.
4. Минутка чистописания.
- С какого звука начинается слово « Слог»? [c]
- Дайте характеристику этому звуку.( согласный, парный глухой, парный твердый.)
- Какой буквой этой звук обозначается на письме? ( эс)
В тетради у детей прописано:
Са по ги
- Как называются эти слоги? ( слоги слияния).
- Дополните эти слоги до слова.
5 Словарно- орфографическая работа.
САПОГИ.
- Что такое сапоги? (Обувь).
Верно, но туфли, тапочки, кроссовки- это тоже обувь. Чем же сапоги отличаются? (Сапоги- высокая обувь).
-Из какого материала шьют сапоги? ( кожи , резины и др.).
- Дайте полное название, что же такое сапоги. ( Сапоги- это высокая обувь из кожи, резины и других материалов).
Слово САПОГИ- древнерусское. У ученых нет единого мнения , от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова СОП – печная труба, т.к сапоги напоминают ее по форме, другие- от слова САПАТИ , т.е сопеть, скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается наиболее убедительной.
- Запишите в тетрадь слово САПОГИ.
- Соотнесите обороты со значением.
Два сапога пара . Продырявились, износились, требуют ремонта.
Сапоги всмятку. Быть в полном подчинении.
Быть под сапогом. Похожие люди, особенно по недостаткам.
6.Физкультминутка.
Я иду, я иду поднимая ножки.
У меня на ногах новые сапожки.
Высоко ,высоко поднимаю ножки.
У меня на ногах новые сапожки.
Ой! ой !ой !Посмотри, лужа- то какая!
Ай !ай! ай! Посмотри, лужа-то большая!
Высоко ,высоко, высоко подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгну
-Гоп…
В какое время года особенно нужны сапоги? ( осенью и весной).
- Назовите первый весенний месяц.
МАРТ- протальник, капельник.
В марте ярко светит солнце, появляются проталины. Приблизительно 20 марта появляются грачи. Про них говорят « На крыльях весну принесли». За ними скворцы и жаворонки. Просыпаются шмели, лимонницы, мухи- первовесенние. Первая победа весны- полевая.
На доске прикреплен рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж: потемневший снег, домик, дорога, голые деревья. По ходу урока, когда ведется разговор о весенних месяцах , к этой картине прикрепляются изображения растений и животных, о которых идет речь. Таким образом, к концу урока картина «оживает».
7.Работа над темой урока.
Работа в группах. Деление на группы( учитель ходит по классу , показывает на ребенка и говорит слово: весна, март, апрель, май).
- Почему мы так рассаживаемся?
Задание для первой группы:
- Разделите написанное на две группы.
Апрельские, то, будят, ве, землю, ка, ручьи , лу.
- Устно задайте вопросы к обеим группам.
- Составьте из слов предложение.( Апрельские ручьи будят землю)
Задание для второй группы:
1.Поделите слова на слоги, поставьте ударение.
С, весны, оживает, приходом, природа.
2. Назовите ударные слоги.
3. Составьте из слов предложение ( С приходом весны оживает природа).
Задание для третьей группы:
- Подчеркните гласные буквы , поделите слова на слоги.
Май, нам, вешние, травы, и, дарит, цветы.
2.Ответьте устно на вопрос: « Какие буквы: гласные или согласные обязательно должны быть в слоге?»
3. Составьте из слов предложение.
Дарит, май, вешние, нам, и , цветы, травы.( Май дарит нам вешние травы и цветы).
Задание для четвертой группы:
- « Зажгите красные фонарики» под гласными, поделите слова на слоги.
В, появляются , марте , проталины, первые.
- Ответьте устно на вопрос: « Как определить количество слогов в слове?»
- Составьте из слов предложение. ( В марте появляются первые проталины).
Отчет групп по плану:
- Было дано задание.
- Выполнили так.
- Сделали выводы.
- В ходе ответов детей на доске крепится вывод:
Слоги
Не имеют смысла, к ним нельзя задать вопрос.
Могут быть ударными и безударными
Обязательно есть гласная буква, а согласной может и не быть.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Когда дети озвучивают, составленные ими предложения, они крепятся учителем на доске:
Апрельские ручьи будят землю.
С приходом весны оживает природа.
Май дарит нам вешние травы и цветы.( Выясняется значение слова « вешние»)
В марте появляются первые проталины.
- Давайте еще раз повторим, что мы знаем о слоге.
8. Закрепление.
- А теперь каждая группа запишет в тетрадь предложение, над которым она работала, затем цифрой над словами укажите количество слогов в каждом слове.( Взаимопроверка).
Назовите весенний месяц, в названии которого два слога.( Апрель).
Апрель- снегогон. За изменчивый характер получил название « капризник». Постепенно сходит весь снег и появляются первые весенние цветы : мать -и – мачеха, подснежники. Береза за одну ночь может одеться в весенний наряд. Просыпаются медведи, выходят из берлоги с медвежатами, а зайчата уже без мамы. Вторая победа весны- речная. А на реке открывает весну трясогузка. Важно в это время не промочит ножки, иначе можно заболеть.
9.Сценка — миниатюра « Ударение».
Комната. На стуле сидит мальчик с замотанным горлом.
-Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи.
Начинает пищать.
Вбегает мама.
-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
-А я лекарство принял. А здесь написано...(читает).
-Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
Вывод: Ударение помогает различать смысл слов, поэтому очень важно научиться ставить ударение в словах.
-Подберите и запишите слова, подходящие к данному ритмическому рисунку.
I ряд II ряд III ряд
Х х х Хх хХх
Слова: ландыши, травка, птицы, иволги, лисята, ласточки, рябина, филин, май, кукушка.
Ребята, какое слово лишнее и почему? ( май) . Май- цветень! Леса покрыты свежей зеленью. Много сочных трав. Цветут сады. В лесах на все голоса распевают птицы: иволги, кукушки, ухают филины. Третья победа весны- лесная.
У весны три победы. Составьте из предложений, которые вы составляли в группах – текст. Учитель меняет предложения местами) .
С приходом весны оживает природа.
В марте появляются первые проталины.
Апрельские ручьи будят землю.
Май дарит нам вешние травы и цветы
Как можно озаглавить этот текст? ( Весной)
Прочитайте еще раз текст
7. Рефлексия.
На столе у каждого из вас лежат цветы:
- ландыши- ( белые)- спокойствие.
Одуванчики( желтые)- хорошее, веселое настроение. Фиалки- плохое настроение.
Осталось украсить нашу картину цветами.
Дети выходят к доске и прикрепляют цветок- настроение на картину.
8. Итог урока.
-