kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Конспект урока русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 1 класс.

Тема : « Закрепление изученного материала по теме « Слог. Ударение».

Прогнозируемые результаты: учащиеся  смогут  уточнить и систематизировать   знания о слоге и ударении,  повторят известные знания о речи, предложении, познакомятся с новым словарным словом, расширят представления о весенних изменениях в живой природе.

Учебные пособия:  рисунок паровозика  с вагончиками , рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж, табличка со словарным словом « Сапоги».  Карточки для работы в группах. Карточки с выводами после групповой работы, карточки с составленными предложениями, изображения  растений и животных, о которых пойдет речь в ходе урока.

1.Орг. момент ( учитель задает вопрос, дети хором отвечают).

- Кто любит разговаривать?

- Мы  любим разговаривать.

-Кто будет выговаривать?

-Мы будем выговаривать.

-Все правильно и внятно?

- Все правильно и внятно.

- Чтоб было всем понятно?

- Чтоб было всем понятно.

Все что я сейчас говорила,  и все то, что вы говорили- это речь.

2. Мобилизующий этап.

-А какая бывает речь?( устная и письменная).

-Из чего состоит наша речь)( из предложений).

- Из чего состоят предложения?( из слов)

- Из чего состоят слова? ( из слогов)

-Из чего состоят слоги? ( из звуков и букв).

 

На доске прикреплен паровозик с вагончиками.  По мере  ответов  детей,  учитель открывает дверцу вагончика, и там написаны слова ; Речь, предложения, слово, слог, звук, буква.

3.    Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы повторим все то, что знаем по теме « Слог. Ударение» и отправимся в гости к весне. Откройте тетради, запишите число.

4. Минутка чистописания.

- С какого звука начинается слово « Слог»? [c]

- Дайте характеристику этому звуку.( согласный, парный глухой,  парный твердый.)

- Какой буквой этой звук обозначается  на письме? ( эс)

В тетради у детей прописано:

Са                          по                        ги

- Как называются эти слоги? ( слоги слияния).

- Дополните эти слоги до слова.

5 Словарно- орфографическая работа.

САПОГИ.

- Что такое сапоги? (Обувь).

Верно, но туфли, тапочки, кроссовки-  это тоже обувь. Чем же сапоги отличаются? (Сапоги- высокая обувь).

-Из какого материала шьют сапоги? ( кожи , резины и др.).

- Дайте полное название, что же такое сапоги. ( Сапоги- это высокая обувь из кожи, резины и других материалов).

 Слово  САПОГИ- древнерусское. У  ученых нет единого  мнения , от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова  СОП – печная труба, т.к сапоги напоминают ее по форме, другие- от слова САПАТИ , т.е сопеть, скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается наиболее убедительной.

- Запишите в тетрадь слово САПОГИ.

- Соотнесите обороты со значением.

Два сапога  пара  .                                          Продырявились, износились, требуют ремонта.

Сапоги всмятку.                                              Быть в полном подчинении.      

Быть под сапогом.                                        Похожие люди, особенно по недостаткам.

6.Физкультминутка.

Я иду, я иду поднимая ножки.

У меня на ногах новые сапожки.

Высоко ,высоко поднимаю ножки.

У меня на ногах новые сапожки.

Ой! ой !ой !Посмотри, лужа- то какая!

Ай !ай! ай!  Посмотри, лужа-то большая!

Высоко ,высоко, высоко подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгну

-Гоп…

В какое время года особенно нужны сапоги? ( осенью и весной).

- Назовите первый весенний месяц.

МАРТ- протальник, капельник.

В марте ярко светит солнце, появляются проталины. Приблизительно 20 марта появляются грачи. Про них говорят « На крыльях весну принесли». За ними  скворцы и жаворонки. Просыпаются шмели, лимонницы, мухи- первовесенние. Первая победа весны- полевая.

На доске прикреплен рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж: потемневший снег, домик, дорога, голые деревья. По ходу урока, когда ведется разговор о весенних месяцах , к этой картине прикрепляются изображения  растений  и  животных, о которых идет речь. Таким образом,  к концу урока картина «оживает».

7.Работа над темой урока.

Работа в группах. Деление на группы( учитель ходит по классу , показывает на ребенка и говорит слово: весна, март, апрель, май).

- Почему мы так рассаживаемся?

Задание для первой группы:

  1. Разделите написанное на две группы.

Апрельские, то, будят, ве, землю, ка, ручьи , лу.

  1. Устно задайте вопросы к обеим группам.
  2. Составьте из слов предложение.( Апрельские ручьи будят землю)

Задание для второй группы:

1.Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

С, весны, оживает, приходом, природа.

2. Назовите ударные слоги.

3. Составьте из слов предложение ( С приходом весны оживает природа).

Задание для третьей группы:

  1. Подчеркните гласные буквы , поделите слова на слоги.

Май, нам, вешние, травы, и, дарит, цветы.

2.Ответьте устно на вопрос: « Какие буквы: гласные или согласные обязательно должны быть в слоге?»

3. Составьте из слов предложение.

Дарит, май, вешние, нам, и , цветы, травы.( Май дарит нам вешние травы и цветы).

Задание для четвертой группы:

  1.  « Зажгите красные фонарики» под гласными, поделите слова на слоги.

В, появляются , марте , проталины, первые.

  1. Ответьте устно на вопрос: « Как определить количество слогов в слове?»
  2. Составьте из слов предложение. ( В марте появляются первые проталины).

Отчет групп  по плану:

  1. Было дано задание.
  2. Выполнили так.
  3. Сделали выводы.
  4.  В ходе ответов детей на доске крепится вывод:

Слоги

Не имеют смысла, к ним нельзя задать вопрос.

Могут быть ударными  и безударными

Обязательно есть гласная буква, а согласной может и не быть.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

Когда дети озвучивают, составленные ими предложения, они крепятся учителем на доске:

Апрельские ручьи  будят землю.

С приходом весны оживает природа.

Май дарит нам вешние травы и цветы.( Выясняется значение слова « вешние»)

В марте появляются первые проталины.

- Давайте еще раз повторим, что мы знаем о слоге.

8. Закрепление.

- А теперь каждая группа запишет в тетрадь предложение, над которым она работала, затем цифрой над словами укажите количество слогов в каждом слове.( Взаимопроверка).

Назовите весенний месяц, в названии которого два слога.( Апрель).

Апрель- снегогон. За изменчивый характер получил название « капризник». Постепенно сходит весь снег и появляются первые весенние цветы : мать -и – мачеха, подснежники. Береза за одну ночь может одеться в весенний наряд. Просыпаются медведи, выходят из берлоги с медвежатами, а зайчата уже без мамы. Вторая победа весны- речная.   А на реке открывает весну трясогузка. Важно в это время не промочит ножки, иначе можно заболеть.

9.Сценка — миниатюра « Ударение».

 Комната. На стуле сидит  мальчик с замотанным горлом.

-Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи.

Начинает пищать.

Вбегает мама.

-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано...(читает).

-Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

Вывод: Ударение помогает различать смысл слов, поэтому очень важно научиться ставить ударение в словах.

-Подберите   и запишите слова, подходящие к данному ритмическому рисунку.

I     ряд                                            II     ряд                                        III ряд

Х х х                                                    Хх                                                хХх

Слова: ландыши, травка, птицы, иволги, лисята, ласточки, рябина, филин, май, кукушка.

Ребята, какое слово лишнее и почему? ( май) . Май- цветень! Леса покрыты свежей зеленью. Много сочных трав. Цветут сады.  В лесах на все голоса распевают птицы: иволги, кукушки, ухают филины.  Третья победа весны- лесная.

 У весны три победы. Составьте из предложений, которые вы составляли в группах – текст. Учитель меняет предложения местами) .

С приходом весны оживает природа.

В марте появляются первые проталины.

Апрельские ручьи  будят землю.

Май дарит нам вешние травы и цветы

 

Как можно озаглавить этот текст? ( Весной)

Прочитайте еще раз текст

7. Рефлексия.

На столе у  каждого из вас лежат цветы:

- ландыши- ( белые)- спокойствие.

Одуванчики( желтые)- хорошее, веселое настроение. Фиалки- плохое настроение.

Осталось украсить нашу картину цветами.

 Дети выходят к доске и прикрепляют цветок- настроение на картину.
 

 8. Итог   урока.

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Конспект урока русского языка" »

Урок русского языка. 1 класс.

Тема : « Закрепление изученного материала по теме « Слог. Ударение».

Прогнозируемые результаты: учащиеся смогут уточнить и систематизировать знания о слоге и ударении, повторят известные знания о речи, предложении, познакомятся с новым словарным словом, расширят представления о весенних изменениях в живой природе.

Учебные пособия: рисунок паровозика с вагончиками , рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж, табличка со словарным словом « Сапоги». Карточки для работы в группах. Карточки с выводами после групповой работы, карточки с составленными предложениями, изображения растений и животных, о которых пойдет речь в ходе урока.

1.Орг. момент ( учитель задает вопрос, дети хором отвечают).

- Кто любит разговаривать?

- Мы любим разговаривать.

-Кто будет выговаривать?

-Мы будем выговаривать.

-Все правильно и внятно?

- Все правильно и внятно.

- Чтоб было всем понятно?

- Чтоб было всем понятно.

Все что я сейчас говорила, и все то, что вы говорили- это речь.

2. Мобилизующий этап.

-А какая бывает речь?( устная и письменная).

-Из чего состоит наша речь)( из предложений).

- Из чего состоят предложения?( из слов)

- Из чего состоят слова? ( из слогов)

-Из чего состоят слоги? ( из звуков и букв).



На доске прикреплен паровозик с вагончиками. По мере ответов детей, учитель открывает дверцу вагончика, и там написаны слова ; Речь, предложения, слово, слог, звук, буква.



3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы повторим все то, что знаем по теме « Слог. Ударение» и отправимся в гости к весне. Откройте тетради, запишите число.

4. Минутка чистописания.

- С какого звука начинается слово « Слог»? [c]

- Дайте характеристику этому звуку.( согласный, парный глухой, парный твердый.)

- Какой буквой этой звук обозначается на письме? ( эс)

В тетради у детей прописано:

Са по ги

- Как называются эти слоги? ( слоги слияния).

- Дополните эти слоги до слова.

5 Словарно- орфографическая работа.

САПОГИ.

- Что такое сапоги? (Обувь).

Верно, но туфли, тапочки, кроссовки- это тоже обувь. Чем же сапоги отличаются? (Сапоги- высокая обувь).

-Из какого материала шьют сапоги? ( кожи , резины и др.).

- Дайте полное название, что же такое сапоги. ( Сапоги- это высокая обувь из кожи, резины и других материалов).

Слово САПОГИ- древнерусское. У ученых нет единого мнения , от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова СОП – печная труба, т.к сапоги напоминают ее по форме, другие- от слова САПАТИ , т.е сопеть, скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается наиболее убедительной.

- Запишите в тетрадь слово САПОГИ.

- Соотнесите обороты со значением.

Два сапога пара . Продырявились, износились, требуют ремонта.

Сапоги всмятку. Быть в полном подчинении.

Быть под сапогом. Похожие люди, особенно по недостаткам.

6.Физкультминутка.

Я иду, я иду поднимая ножки.

У меня на ногах новые сапожки.

Высоко ,высоко поднимаю ножки.

У меня на ногах новые сапожки.

Ой! ой !ой !Посмотри, лужа- то какая!

Ай !ай! ай! Посмотри, лужа-то большая!

Высоко ,высоко, высоко подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгну

-Гоп…

В какое время года особенно нужны сапоги? ( осенью и весной).

- Назовите первый весенний месяц.

МАРТ- протальник, капельник.

В марте ярко светит солнце, появляются проталины. Приблизительно 20 марта появляются грачи. Про них говорят « На крыльях весну принесли». За ними скворцы и жаворонки. Просыпаются шмели, лимонницы, мухи- первовесенние. Первая победа весны- полевая.

На доске прикреплен рисунок на листе ватмана, на котором изображен унылый пейзаж: потемневший снег, домик, дорога, голые деревья. По ходу урока, когда ведется разговор о весенних месяцах , к этой картине прикрепляются изображения растений и животных, о которых идет речь. Таким образом, к концу урока картина «оживает».

7.Работа над темой урока.

Работа в группах. Деление на группы( учитель ходит по классу , показывает на ребенка и говорит слово: весна, март, апрель, май).

- Почему мы так рассаживаемся?

Задание для первой группы:

  1. Разделите написанное на две группы.

Апрельские, то, будят, ве, землю, ка, ручьи , лу.

  1. Устно задайте вопросы к обеим группам.

  2. Составьте из слов предложение.( Апрельские ручьи будят землю)

Задание для второй группы:

1.Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

С, весны, оживает, приходом, природа.

2. Назовите ударные слоги.

3. Составьте из слов предложение ( С приходом весны оживает природа).

Задание для третьей группы:

  1. Подчеркните гласные буквы , поделите слова на слоги.

Май, нам, вешние, травы, и, дарит, цветы.

2.Ответьте устно на вопрос: « Какие буквы: гласные или согласные обязательно должны быть в слоге?»

3. Составьте из слов предложение.

Дарит, май, вешние, нам, и , цветы, травы.( Май дарит нам вешние травы и цветы).

Задание для четвертой группы:

  1. « Зажгите красные фонарики» под гласными, поделите слова на слоги.

В, появляются , марте , проталины, первые.

  1. Ответьте устно на вопрос: « Как определить количество слогов в слове?»

  2. Составьте из слов предложение. ( В марте появляются первые проталины).

Отчет групп по плану:

  1. Было дано задание.

  2. Выполнили так.

  3. Сделали выводы.

  4. В ходе ответов детей на доске крепится вывод:



Слоги

Не имеют смысла, к ним нельзя задать вопрос.

Могут быть ударными и безударными

Обязательно есть гласная буква, а согласной может и не быть.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.



Когда дети озвучивают, составленные ими предложения, они крепятся учителем на доске:

Апрельские ручьи будят землю.

С приходом весны оживает природа.

Май дарит нам вешние травы и цветы.( Выясняется значение слова « вешние»)

В марте появляются первые проталины.



- Давайте еще раз повторим, что мы знаем о слоге.

8. Закрепление.

- А теперь каждая группа запишет в тетрадь предложение, над которым она работала, затем цифрой над словами укажите количество слогов в каждом слове.( Взаимопроверка).

Назовите весенний месяц, в названии которого два слога.( Апрель).

Апрель- снегогон. За изменчивый характер получил название « капризник». Постепенно сходит весь снег и появляются первые весенние цветы : мать -и – мачеха, подснежники. Береза за одну ночь может одеться в весенний наряд. Просыпаются медведи, выходят из берлоги с медвежатами, а зайчата уже без мамы. Вторая победа весны- речная. А на реке открывает весну трясогузка. Важно в это время не промочит ножки, иначе можно заболеть.

9.Сценка — миниатюра « Ударение».

Комната. На стуле сидит мальчик с замотанным горлом.

-Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи.

Начинает пищать.

Вбегает мама.

-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано...(читает).

-Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

Вывод: Ударение помогает различать смысл слов, поэтому очень важно научиться ставить ударение в словах.

-Подберите и запишите слова, подходящие к данному ритмическому рисунку.

I ряд II ряд III ряд

Х х х Хх хХх

Слова: ландыши, травка, птицы, иволги, лисята, ласточки, рябина, филин, май, кукушка.

Ребята, какое слово лишнее и почему? ( май) . Май- цветень! Леса покрыты свежей зеленью. Много сочных трав. Цветут сады. В лесах на все голоса распевают птицы: иволги, кукушки, ухают филины. Третья победа весны- лесная.

У весны три победы. Составьте из предложений, которые вы составляли в группах – текст. Учитель меняет предложения местами) .

С приходом весны оживает природа.

В марте появляются первые проталины.

Апрельские ручьи будят землю.

Май дарит нам вешние травы и цветы



Как можно озаглавить этот текст? ( Весной)

Прочитайте еще раз текст

7. Рефлексия.

На столе у каждого из вас лежат цветы:

- ландыши- ( белые)- спокойствие.

Одуванчики( желтые)- хорошее, веселое настроение. Фиалки- плохое настроение.

Осталось украсить нашу картину цветами.

Дети выходят к доске и прикрепляют цветок- настроение на картину.


8. Итог урока.













-








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Конспект урока русского языка"

Автор: Измайлова Светлана Гаясовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства