kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.   5 класс

Тема  урока «Антонимы»

Цели урока:

- обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в речи, работать со школьным словарём антонимов;

-развивающие: развитие умения применять новые знания на практике;

формирование навыков контроля и самоконтроля;

-воспитательные:  воспитание осознанной потребности в полученных знаниях, развитие любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: презентация «Антонимы», словари антонимов, видеозапись

мультипликационного фильма «Ох и Ах».

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

 

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, Антон подготовил презентацию проекта по теме «Синонимы». Он вам сейчас  покажет фрагмент.

-Ребята, перед вами домик. Вы, конечно, догадались, кто в нём живёт, и

почему в домике 3 этажа.

- Давайте запишем «Омонимы» на первом этаже домика.

-Давайте запишем «Синонимы» на втором этаже нашего домика.

III. Объяснение нового материала.

- Ребята, прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам

посмотреть сценку.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

– Ну и жарко!

- Да ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-А я побелел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

-Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим? Жарко-холодно, покраснел-побелел,

кислый - сладкий…

-Очень интересные пары слов получились. Может, они как-то называются?

-Конечно, это слова-спорщики.

-Ребята, а вы знаете, как называются эти слова? (Антонимы) Давайте запишем новых жильцов на третьем этаже нашего домика.

Объявление темы урока. Целевая установка. Ребята записывают название темы в тетрадь.

2. Работа с учебником. Чтение теории.

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением.

Anti – против

Onima – имя, слово.

-Ребята, назовите слова, которые начинаются с анти-

(антинаучный, антисанитария, антитеза, антибиотики, антивирус,

антипригарный, антивоенный…)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Подбор антонимов. Иллюстрации в Power Point, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.

-Потренируемся в подборе антонимов. Рассмотрите рисунки, подберите

антонимы.

Запись слов на доске и в тетради с комментированием орфограмм.

Весёлый - грустный (имена прилагательные)

Влево-вправо (наречия)

Аверс-реверс (имена существительные)

Аверс - лицевая сторона монеты.

Реверс - оборотная сторона монеты.

-Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( На реверсе

монеты изображён копейщик - всадник с копьём. Это Георгий Победоносец,

убивающий змея.)

Стоять-идти (глаголы)

-Ребята, какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть

антонимы.)

-Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

2.Беседа. Фронтальный опрос.

-Ребята, где мы можем встретить антонимы?

-На уроках математики (сложение-вычитание, умножить-разделить).

-В сказках (1.Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги

износил, кафтан истёр. 2.Избушка повернулась к нему передом, к лесу

задом.3.Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя- тёмная»).

-В названиях произведений художественной литературы («Война и мир»

Л.Н.Толстой, «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «Толстый и тонкий» А.П.Чехов,

«Принц и нищий» М.Твен, «Живые и мёртвые» К.Симонов).

-В загадках и пословицах.

3. Игровой момент. Загадки можно отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама,

потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и

зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

V. Контроль знаний.

1. Творческий диктант. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные - в тетради).

-Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Прокомментируйте

орфограммы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они

являются.

Корень ученья горек,…

Лучше горькая правда,…

Кто хочет много знать,…

Больше думай,…

Маленькое дело лучше…

Друг спорит,…

Ученье – свет, …

2.Работа со словарём антонимов. (Один ученик работает на интерактивной

доске, все остальные - в тетради).

-Подберите антонимы к различным значениям слова свежий, используя

словарь антонимов.

Свежий огурец-

Свежая рубашка-

Свежий ветер-

Свежий хлеб-

Свежая мысль-

3.Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах».

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите

получившиеся пары слов в тетрадь. Не забываем комментировать орфограммы.

Ох Ах

Ворчун Шутник

Ленивый Трудолюбивый

Невезучий Везучий

Унылый Жизнерадостный

Пессимист Оптимист

4.Физкультминутка.

5. Работа с текстом. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные – в тетради).

-Прочитайте. Найдите антонимы к выделенным словам, запишите их в тетрадь, укажите, какой частью речи они являются.

Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной, и скучной, необычайно

разнообразна и живописна.

6.Индивидуальная работа учащихся. Создание текста. ( Контроль умения

применять знания на практике.)

Задание для сильных учеников: создайте текст, используя антонимы.

Задание для слабых учеников: напишите по этому образцу текст на тему

«Зима».

Лето

Какое  короткое лето! По радостному небу плывут светлые лёгкие облака. Ярко  светит летнее солнце. Дует тёплый южный ветер. Короткие ночи, длинные дни.

Проверка результатов. Корректировка записей.

VI. Подведение итогов. Объявление и комментирование оценок за урок.

Учитель определяет эффективность работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Параграф 69. Упражнение 360 выполнить. Подготовить проект по теме «Антонимы».

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мы научились…

Мне понравилось…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" »

Урок русского языка. 5 класс

Тема урока «Антонимы»

Цели урока:

- обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в речи, работать со школьным словарём антонимов;

-развивающие: развитие умения применять новые знания на практике;

формирование навыков контроля и самоконтроля;

-воспитательные: воспитание осознанной потребности в полученных знаниях, развитие любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: презентация «Антонимы», словари антонимов, видеозапись

мультипликационного фильма «Ох и Ах».

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!


II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, Антон подготовил презентацию проекта по теме «Синонимы». Он вам сейчас покажет фрагмент.

-Ребята, перед вами домик. Вы, конечно, догадались, кто в нём живёт, и

почему в домике 3 этажа.

- Давайте запишем «Омонимы» на первом этаже домика.

-Давайте запишем «Синонимы» на втором этаже нашего домика.

III. Объяснение нового материала.

- Ребята, прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам

посмотреть сценку.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

– Ну и жарко!

- Да ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-А я побелел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

-Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим? Жарко-холодно, покраснел-побелел,

кислый - сладкий…

-Очень интересные пары слов получились. Может, они как-то называются?

-Конечно, это слова-спорщики.

-Ребята, а вы знаете, как называются эти слова? (Антонимы) Давайте запишем новых жильцов на третьем этаже нашего домика.

Объявление темы урока. Целевая установка. Ребята записывают название темы в тетрадь.

2. Работа с учебником. Чтение теории.

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением.

Anti – против

Onima – имя, слово.

-Ребята, назовите слова, которые начинаются с анти-

(антинаучный, антисанитария, антитеза, антибиотики, антивирус,

антипригарный, антивоенный…)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Подбор антонимов. Иллюстрации в Power Point, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.

-Потренируемся в подборе антонимов. Рассмотрите рисунки, подберите

антонимы.

Запись слов на доске и в тетради с комментированием орфограмм.

Весёлый - грустный (имена прилагательные)

Влево-вправо (наречия)

Аверс-реверс (имена существительные)

Аверс - лицевая сторона монеты.

Реверс - оборотная сторона монеты.

-Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( На реверсе

монеты изображён копейщик - всадник с копьём. Это Георгий Победоносец,

убивающий змея.)

Стоять-идти (глаголы)

-Ребята, какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть

антонимы.)

-Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

2.Беседа. Фронтальный опрос.

-Ребята, где мы можем встретить антонимы?

-На уроках математики (сложение-вычитание, умножить-разделить).

-В сказках (1.Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги

износил, кафтан истёр. 2.Избушка повернулась к нему передом, к лесу

задом.3.Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя- тёмная»).

-В названиях произведений художественной литературы («Война и мир»

Л.Н.Толстой, «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «Толстый и тонкий» А.П.Чехов,

«Принц и нищий» М.Твен, «Живые и мёртвые» К.Симонов).

-В загадках и пословицах.

3. Игровой момент. Загадки можно отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама,

потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и

зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

V. Контроль знаний.

1. Творческий диктант. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные - в тетради).

-Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Прокомментируйте

орфограммы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они

являются.

Корень ученья горек,…

Лучше горькая правда,…

Кто хочет много знать,…

Больше думай,…

Маленькое дело лучше…

Друг спорит,…

Ученье – свет, …

2.Работа со словарём антонимов. (Один ученик работает на интерактивной

доске, все остальные - в тетради).

-Подберите антонимы к различным значениям слова свежий, используя

словарь антонимов.

Свежий огурец-

Свежая рубашка-

Свежий ветер-

Свежий хлеб-

Свежая мысль-

3.Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах».

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите

получившиеся пары слов в тетрадь. Не забываем комментировать орфограммы.

Ох Ах

Ворчун Шутник

Ленивый Трудолюбивый

Невезучий Везучий

Унылый Жизнерадостный

Пессимист Оптимист

4.Физкультминутка.

5. Работа с текстом. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные – в тетради).

-Прочитайте. Найдите антонимы к выделенным словам, запишите их в тетрадь, укажите, какой частью речи они являются.

Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной, и скучной, необычайно

разнообразна и живописна.

6.Индивидуальная работа учащихся. Создание текста. ( Контроль умения

применять знания на практике.)

Задание для сильных учеников: создайте текст, используя антонимы.

Задание для слабых учеников: напишите по этому образцу текст на тему

«Зима».

Лето

Какое короткое лето! По радостному небу плывут светлые лёгкие облака. Ярко светит летнее солнце. Дует тёплый южный ветер. Короткие ночи, длинные дни.

Проверка результатов. Корректировка записей.

VI. Подведение итогов. Объявление и комментирование оценок за урок.

Учитель определяет эффективность работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Параграф 69. Упражнение 360 выполнить. Подготовить проект по теме «Антонимы».

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мы научились…

Мне понравилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"

Автор: Гороховик Татьяна Алексеевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок русского языка на тему "Слова, противоположные по значению" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_russkogo_iazyka_na_temu_slova_protivopolozhnye_po_znacheniiu_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "505175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553832979"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства